Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. На современном этапе развития общества перед государством ставится задача последующего улучшения воспитательно-образовательной работы с дошкольниками, их подготовки к дальнейшему обучению в школе. Проблема готовности ребенка к школе не перестает быть актуальной и в современном мире. Это обуславливается многими факторами, которые демонстрируют, что достаточно большой процент (около 40%) детей, выпускников дошкольных учреждений, поступают в первый класс абсолютно не готовыми к обучению.

Наряду с этим, актуальность данной темы включает в себя и то, что успешность обучения в школе зависит от физической, личностной и интеллектуальной готовности ребенка к деятельности в абсолютно новых для дошкольника условиях, которые будут предъявлять ему новые требования, а также ставить новые задачи. Даже понятие готовности к школе подразумевает под собой несоответствие паспортного и биологического возраста ребенка. Для этого рекомендуют определять готовность ребенка к школе не по дате рождения, а глядя на уровень развития, который позволит выдержать новые требования системы обучения, колоссальные нагрузки, смену режима дня. На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольной образовательной организации, который касается не требований к конкретным знаниям, а новым универсальным способностям, сформированной готовности к обучению в школе, одной из которых является интеллектуальная готовность.

Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития интеллектуальной готовности дошкольников обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения интенсивны, отчего человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим миром, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью изучения механизмов развития психологической готовности, определения и создания условий развития интереса и разработки оптимальных способов, и приемов обучения детей с низким уровнем развития данных компонентов.


Научно-практическая проблема: Наряду с пониманием актуальности можно выделить противоречие между необходимостью развития психологической компоненты готовности у детей 6-7 лет и недостаточной апробацией теоретических и практических разработок по развитию психологической готовности к школе. Выявленное противоречие и необходимость его разрешения обусловило проблему исследования - каковы возможности педагогических программ в процессе развития у детей 6-7 лет психологической готовности к школе.

Степень разработанности проблемы. Процессу формирования и развития интеллектуальной компоненты готовности ребенка к обучению в школе посвятили свои труды такие современные исследователи, как М. В. Захарова, Л.В. Путькина, Е.А. Пескова и др. В отечественной психологии XX века исследования интеллекта развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Э.А. Голубева, В.М. Русалов); эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (O.K. Тихомиров); когнитивных стилей (М.А. Холодная); как «способности действовать в уме» (Я.А. Пономарев).

Цель данной работы – представить программу психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет, посещающих Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника» готовности к школе.

В связи с этим, задачами становятся:

  • исследовать психологические особенности ребенка, поступающего в школу;
  • рассмотреть понятие и условия формирования психологической компоненты готовности ребенка к обучению в школе;
  • охарактеризовать методы диагностики уровня развития психологической компоненты готовности ребенка к обучению в школе;
  • провести описание выборки и методики выборки ;
  • представить результаты диагностики уровня развития психологической компоненты готовности ребенка к обучению в школе
  • разработать программу развития психологической компоненты готовности ребенка к обучению в школе;
  • представить результаты диагностики уровня готовности к школе на этапе

Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет Государственного бюджетное общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника» психологической готовности к школе.

Предмет исследования: социальные отношения, объективно возникающие в процессе оптимизации психологической готовности ребенка к школе посредством психологических и социально-педагогических аспектов сопровождения.


Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологические условия для повышения уровня готовности ребенка к школе в рамках осуществления специальной развивающей программы являются следующие направления работы с ребенком:

- развитие познавательных процессов;

- развитие пространственных отношений;

- развитие произвольного поведения;

- развитие мелкой моторики.

Новизна исследования состоит в следующем: выявлены возможности развития психологической компоненты готовности к школе у детей 6-7 лет в процессе применения педагогических программ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно дает возможность перестроить процесс развития у детей 6-7 лет психологической готовности к школе. В практику работы дошкольных образовательных организаций могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня развития интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие и условия формирования готовности ребенка к обучению в школе

Поступление ребенка в школу - важное и волнительное событие в жизни ребенка. Поэтому важное значение имеет подготовка ребенка к поступлению в школу. Подготовка ребенка к школе проходит по нескольким уровням это физическая подготовка, интеллектуальная, личностная, эмоционально-мотивационная и волевая подготовка. Подготовка ребенка заключения в сохранении и укрепления здоровья, а так же дополнение и расширение знаний, умений и навыков. Так же подготовка ребенка к школе заключается в психологической стороне. Но психологическая готовность ребенка формируется не сразу и не проста так.

Для того чтобы сформировать психологическую сторону ребенка к обучению в школе стоит обеспечить условия подготовки. В первую очередь для подготовки ребенка к школе стоит обеспечить предметно - пространственную среду, как в детском саду, так и дома.


Так же во время подготовки ребенка в школу необходимо соблюдать некоторые психологические условия. Для того, чтобы подготовка была более успешной необходимо соблюдать систематичность, последовательность, все занятия должны быть в соответствии с возрастом ребенка, желательно учитывать возможности ребенка - это то, что касается интеллектуальной и физической подготовки ребенка.

При подготовке ребенка к школе стоит так же обращать внимание на индивидуальные особенности самого ребенка. При проведении коррекционных занятий стоит учитывать индивидуальные особенности.

Развитие ребенка происходит в игре. В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, также в игре происходит развитие произвольного поведения. Д.Б. Эльконин связывал формирование произвольного поведения с постоянным подчинением своих поступков определенному образцу. Поэтому к концу дошкольного возраста у ребенка появляется произвольность поведения. Стоит с ребенком играть в игры с правилами. Это еще одно из условий подготовки ребенка к школе [42, 289c.].

Еще одно условие подготовки ребенка к школе — это самообслуживание, помощь по дому или в детском саду. Во время помощи взрослому или сверстнику у ребенка формируется личностные качества. Ребенок учится сам себя обслуживать тем самым начатое дело доводить до конца. А помощь сверстнику в трудной ситуации формирует у ребенка нравственных качеств.

У ребенка в дошкольном возрасте развивается познавательная активность. Познавательную активность стоит поддерживать на протяжении всего дошкольного возраста, так как это один из компонентов подготовки ребенка к школе. Стоит познавательную активность у ребенка удовлетворят, то есть отвечать на интересующие вопросы ребенка, давать новые знания, но эти знания должны быть соответственно возрасту ребенка. Познавательная активность - один из компонентов психологической подготовки ребенка к школе. Стоит поддерживать познавательную активность на протяжении всего дошкольного возраста. Стоит отвечать на вопросы, которые задает ребенок, какими они не были, стоит давать ребенку новые знания в соответствии с возрастом.

Имеет большое значение в подготовке ребенка к школе продуктивная деятельность — это лепка, аппликация, рисование, конструирование и т.д. В данных видах деятельности у ребенка развивается планирование, целеполагание, контроль, коррекция собственной деятельности. Данные виды деятельности в последующем пригодятся при обучении в школе. Тем самым у ребенка развивается волевая сфера психологической подготовки ребенка к школе.


Е.Т. Волковой считает, что предпосылки учебной деятельности может возникнуть при определённой организации обучении, то ребенок считается подготовленным к школе, если ребенок не обучался организованно, то у ребенка наблюдается «не обучаемость» [10, 158c.].

По исследованиям Л.С. Выготского те дети, которые успешно учатся в школе, на момент поступления в школу не обнаружено ни малейшего признака зрелости тех психологических предпосылок, которые согласно теории должны предшествовать поступлению в школу [11, 210c.].

Н.Г. Салмина утверждает, что есть три показателя, которые необходимы для успешной психологической подготовки ребенка к школе: 1) произвольность в поведении; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные качества, которые будут необходимые для обучения в школе.

Одним из условий успешной готовности ребенка к школе преодоление трудностей. Очень важно ребенка приучить начатое дело доводить до конца. Стоит ребенка подготовить к последующим неудачам, которые неизбежны. Ребенок должен осознавать преодоление трудностей и неудач, и ребенок должен правильно относиться к ним.

При подготовке ребенка к школе стоит обращать внимание на «зону ближайшего развития». «Зона ближайшего развития» определяется тем, что может достичь ребенок, сотрудничая со взрослым. Если актуальный уровень психологической готовности ребенка такая, что «зона ближайшего развития» ниже той, которая необходима для усвоения школьной программы. То такой ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению.

Так же у ребенка к моменту поступления в школу должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Она возникает на рубеже дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Она помогает ребенку включиться в учебный процесс как субъекта деятельности. Выражается в произвольном поведении ребенка.

Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющее ребенку подняться на более высокий уровень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражание предполагаемому образцу, тогда как ребенку бывает трудно контролировать свое поведение в одиночку.

1.2.Методы диагностики уровня готовности ребенка к обучению в школе