Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для выявления уровня сформированности и содержания когнитивной, мотивационной и социальной сфер психики детей при поступлении в школу используется тест Кеэса и традиционные методики на определение мотивов учения (М. Р. Гинзбург, Т. А. Нежнова).

Тест Кеэса состоит из 4-х субтестов, направленных на определение уровня развития (количественные показатели) и содержание (качественные характеристики) важнейших когнитивных компонентов:

  1. определение умственной работоспособности (внимательности);
  2. определение уровня сформированности внутреннего плана действия;
  3. определение уровня развития зрительной опосредованной памяти;
  4. определение уровня сформированности наглядно-образного мышления.

Авторская интерпретация предполагает при интерпретации полученных результатов оценивать не только количественные, но и качественные показатели: поведение ребенка в процессе тестирования, интерес к выполняемым заданиям, темы работы, готовность идти на контакт с экспериментатором, утомляемость, настроение и т. п.

С этой целью Т. Р. Битянова разработала «Схему наблюдения поведения ребенка в процессе обследования», которая используется как вспомогательное средство получения информации о поведении ребенка, его умственной деятельности и т. д. В данную схему-таблицу внесены следующие параметры: сформированность учебных действий и произвольность психических процессов, развитие мышления и речи, умственная работоспособность, особенности поведения во время обследования, др. Каждому параметру соответствует перечень возможных поведенческих проявлений испытуемого, оцениваемых экспериментатором в баллах. В последней графе психолог дает необходимые примечания, разъясняющие балльные оценки, особенности поведения или условия, в которых проявляется описанный «поведенческий симптом».

На основании количественных показателей, полученных детьми при тестировании по Кеэси и М. Р. Гинзбургу (или Т. А. Нежновой) и в процессе наблюдения поведения во время диагностического обследования, а также с учетом анкетирования родителей по модифицированной и дополнительной методике М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, Е. И. Афанасьевой, Н. Л. Васильевой, проводится качественная интерпретация психологической готовности к школьному обучению.

Протокол уровневых параметров психолого-педагогического статуса сопровождается указанием способа их выявления, результатами и выводами об уровне готовности ребенка к обучению в школе. Таковыми параметрами являются:


  1. в области познавательной сферы: произвольность психических процессов; уровень развития осмысления; сформированность учебных действий; уровень развития речи; уровень развития тонкой моторики;
  2. в области определения умственной работоспособности: темп умственной деятельности; характер взаимодействия с педагогами; соблюдение социальной и этических норм; поведенческая саморегуляция;
  3. в области мотивационно-личностной сферы: наличие и характер учебной мотивации, устойчивость эмоционального состояния в школе.

Второй вариант психолого-педагогической экспресс-диагностики готовности к школе, предложенный авторским коллективом под руководством М. Р. Битяновой, ориентирован на основные психологические компоненты, наиболее значимыми из которых являются:

  • интеллектуальная готовность, основными психологическими составляющими и эмпирическими характеристиками которой являются: адекватность восприятия, достаточный уровень развития мыслительных способностей, др.;
  • эмоционально-волевая готовность, уровневые критерии которой определяются как адекватное ситуации эмоциональное реагирование; способность выполнить умственную работу по инструкции или образцу;
  • личностная готовность в совокупности мотивационной и коммуникативной готовности.

Ценным для практического психолога в данной методике является наличие рекомендаций по способу выявления каждого из названных выше эмпирических проявлений разных уровней готовности к школьному обучению.

Так, уровень обобщения в структуре интеллектуальной готовности может быть выявлен на основе примерных корректурных проб на основе работы по картинкам: «Исключение 4-го лишнего», рассказ по сюжетным картинкам, ответы на вопросы и т. п. С другой стороны, определенные показатели (например, интерес к предложенной интеллектуальной деятельности или способность устанавливать контакт с взрослыми) могут быть определены экспериментатором при наблюдении за ребенком в ходе обследования. Важно, что способы оценивания продумываются заранее отдельно для каждого из методов проверки. В любом случае в первую очередь называются и оцениваются положительные достижения будущего школьника.

Сравнение результатов деятельностных проявлений при индивидуальном и групповом обследовании может представить дополнительную информацию о структурных компонентах психологической готовности детей к школьному обучению.

И последнее, на что следует обратить внимание, это выявление уровня сформированности самооценочных суждений старших дошкольников.


Формирование рефлексивно-оценочных умений - новообразование младшего школьного возраста; самооценка дошкольника, как правило, завышена. Ребенок 6-7 лет не всегда достаточно критичен к себе, собственному поведению и, тем более, при оценке эмоциональных проявлений в определенной ситуации. В методических рекомендациях психологам отмечается, что адекватность самооценки можно проверить при сравнении ответа дошкольника с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам, которые называются в шкале самооценки (см., например, методику «Какой Я?»).

В заключении параграфа отметим, что диагностические результаты по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школьному обучению не «вердикт» его способностям и возможностям, а «руководство» к организации коррекционной работы педагогов в адаптационный и последующие периоды обучения в школе для создания комфортной, здоровьесберегающей сферы каждого ученика.

Для диагностики, которая будет проводиться во второй главе работы будут выбраны следующие критерии:

  1. произвольность психических процессов; уровень развития осмысления; сформированность учебных действий; уровень развития речи; уровень развития тонкой моторики;
  2. темп умственной деятельности; характер взаимодействия с педагогами; соблюдение социальной и этических норм; поведенческая саморегуляция;
  3. наличие и характер учебной мотивации, устойчивость эмоционального состояния в школе.

Глава 2. Экспериментальное исследование готовности ребенка к обучению в школе в ГБОУ города Москвы «Школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника».

2.1 Описание выборки и методики выборки

Исследование проходило на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 2090 имени Героя Советского Союза Л.Х. Паперника».


В исследовании было проведено в подготовительной группе детей в возрасте 6-7 лет, в исследовании приняло участие 30 детей.

Детям было предложено 3 графических заданий. Во всех трех заданиях время выполнения было не ограниченно, дети выполняли задания в своем темпе. После того как были проведены задания был проведен опросник. В первом задании ребятам предложено нарисовать человека, а конкретно мужчину. Ребятам был дан листок формата А4 и простой карандаш. Так же была дана инструкция: «Нарисуй человека».

Рисунки, сделанные детьми, были оценены по 5 балльной шкале. Где 5 баллов — это отсутствие изображения, нет рук и ног, каракули, 4 балла - рисунок достаточно примитивен, конечности нарисованы линиями (достаточно одной пары), 3 балла - на рисунке ребенка изображена голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы линиями. На рисунке отсутствует шея, уши, волосы, так же отсутствие пальцев рук и ступни ног. 2 балла - на рисунке выполнены все требования. Допускается возможность отсутствия трех деталей - шея, волосы, один палец руки, но не отсутствие какой-то части лица. 1 балл - нарисованы голова, туловище, конечности. Должна быть нарисована мужская одежда, верхние конечности заканчиваться кистями с пальцами. Г олова соединены шей, но не больше туловища. На голове волосы или шапка (шляпа), уши, на лице нос, глаза, рот.

Во втором задании, которое называется «Срисовывание группы точек», ребенку необходимо нарисовать точки по образцу. На листочке нарисованы точки в определенном порядке. Ребенку дается инструкция: «Здесь нарисованы точки, попробуй их нарисовать так же». Результаты полученные оцениваться по 5 балльной системе. Где 1 балл дается за то, что ребенок точно воспроизвел изображенные точки и именно нарисованы точки. Какое- либо отклонение от строчки одной или несколько точек допускается. Так же возможно увеличение или уменьшение фигуры не больше, чем вдвое. 2 балла

  • число и расположение точек совпадает с образцом. Допускается отклонение не более трех точек от изображения. Так же допускается возможность изображение кружочков вместо точек. 3 балла - рисунок точек в целом соответствует образцу, не более чем в двое увеличение как в длину, так и ширину. Число нарисованных точек не обязательно соответствует изображенных точек на образце, но не должно превышать более 20 точек, и не меньше 7 точек. Отклонения от задания не учитываются. 4 балла - на изображении точек соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Число точек и размеры изображения не соответствует образцу. 5 балов
  • каракули.

Третье и последнее задание называется «Скопируй фразу». Ребенку, который еще не умеет писать, предлагают скопировать написанную фразу. Предоставляется листочек, где написана фраза и ребенку дается инструкция «Посмотри на листок, здесь, что-то написано. Ты пока не умеешь пока писать, а ты попробуй ее нарисовать. Посмотри на нее внимательно и напиши так же». Нарисованные изображения оцениваются по следующим критериям: 1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Написанные буквы не более, чем в два раза больше, чем на образце. Буквы нарисованные образуют три слова. Вся строка отклонена. 2 балла - предложение можно прочитать, но буквы приближенны к образцу. Стройность их не обязательно. 3 балла - все буквы разделены не более, чем на 2 группы. Можно прочитать 4 буквы. 4 балла - из всего предложения не менее 2 букв похожи на образец. Все предложение имеет вид предложения. 5 баллов - каракули.

После проведения все заданий подводится не только результат по отдельным заданиям, но еще и общий подводится результат по всем трем заданиям. Результат проводиться путем сложения баллов по всем трем заданием. Где 5 баллов это зрелый ребенок по уровню психомоторному развитию, который готов к обучению в школе. 6-7 баллов средний уровень готовности ребенка к школе. Если ребенок получил такое количество баллов, то можно дать положительный прогноз по дальнейшему развитию. 8-9 баллов значит у ребенка уровень, ниже среднего по подготовке ребенка к школе. Если ребенок получил 10 и больше баллов, то означает, то, что ребенок незрелый по психомоторному развитию.

После проведения всех трех заданий был проведен опрос. В опросе 20 вопросов. Все вопросы не предусматривают варианты ответов. Опросник направлен на выявление школьной зрелости ребенка. Оценка результатов переводится в баллы, которые в конце опросника суммируются. По сумме баллов автором было выделено 5 групп школьной зрелости. Первые три группы зрелости определяются как положительные.

2.2 Диагностика уровня развития психологической компоненты  готовности ребенка к обучению в школе

После проведения первого диагностического задания под названием «Нарисуй человека» были получены такие результаты, как 5 баллов получили 7 человек (23%), 4 балла получили 15 человек (50%), 3 балла получили 5 человек (17%), 2 балла получили 3 человека (10%), 1 балла 0 человек (0%).