Файл: Оценка готовности детей к школе (Теоретические аспекты готовности ребенка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 6. Сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и в контрольной группах

Третье задание «Скопируй фразу». Детям было предложено скопировать написанную фразу. Так во время выполнения задания помощь и подсказки ребенку не предлагалось. Диагностическое задание было проведено в первой группе, которая проходили программу подготовки к школе и были получены такие результаты как 5 баллов получили 0 человек (0%), 4 балла получили 2 человека (13 %), 3 балла получили 8 человек (53%), 2 балла получили 2 человека (13%), 1 балл получили 3 человека (20%). Такое же диагностическое задание было проведено и в группе, в которой не проходили занятия по программе подготовке детей к школе. Получены, такие результаты как 5 баллов получили 1 человек (6%), 4 балла получили 5 человек (34%), 3 балла получили 6 человек (40%), 2 балла получили 2 человека (13%), 1 балл получил 1 человек (6%).

Таблица 3

Сравнение результатов по заданию «Скопируй фразу» в экспериментальной и контрольной группе

Баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5 баллов

0 человек (0%)

1 человек (6%)

4 балла

2 человека (13%)

5 человек (34%)

3 балла

8 человек (53%)

6 человек (40%)

2 балла

2 человека (13%)

2 человека (13%)

1 балл

3 человека (20%)

1 человека (6%)

Рисунок 7. Сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и в контрольной группах

В приведенной выше таблице можно заметить разницу в показателях, между детьми, которые посещали занятия и которые не посещали. Те, которые занимались, показали себя с лучшей стороны, так как они посещали занятия.

Так же после проведённых трех заданий подводится итог. Итог то же будет проводиться по группам. По результату, первой группы, которая занималась по программе, можно сделать следующие результаты 5 баллов получили 10 человек (67%), 6-7 баллов получили 4 человека (27%), 8-9 баллов получил 1 человек (6%) и более 10 баллов получили 0 человек (0%). По результату, второй группы, которая не проходила занятия по программе, получили следующее результаты 5 баллов получили 3 человека (20%), 6-7 баллов получили 6 человек (40%), 8-9 баллов получили 4 человека (27%) и более 10 баллов 1 человек (6%).


Таблица 4

Сравнительные результаты по итоговым результатам в экспериментальной и контрольной группе

Баллы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

5 баллов

10 человек (67%)

3 человек (20%)

6-7 баллов

4 человека (27%)

6 человек (40%)

8-9 баллов

1 человек (6%)

4 человека (27%)

10 и более

0 человек (0%)

1 человек (6%)

Рисунок 8. Сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и в контрольной группах

По итогам, приведённым в таблице видно, что по итогам всего диагностических заданий можно сказать, что та группа, которая проходила разработанную программу показала наилучшее результаты как по всем заданиям, так и по итоговым показателям. А те дети, которые не проходили программу, показали низкие показатели по сравнению с теми, кто проходил программу. Дети, у которых показатели высокие можно считать зрелыми, то есть готовые к школьному обучению.

Так же был проведен опрос на определение школьной зрелости детей. В нем 20 вопросов на различные темы. Опрос был проведен в той группе, которые, проходили программу в течение года. Были получены следующие результаты в 1 группе - 8 человек (53%), 2 группа - 5 человек (33%), 3 группа - 1 человек (6%), 4 группа - 1 человек (6%), 5 группа 0 человек (0%).

Так же опрос был проведен в той группе, в которой не проводились занятия по программе и были получены такие результаты как в 1 группе - 2 человека (13%), 2 группа - 5 человек (33%), 3 группа - 6 человек (40%), 4 группа - 1 человек (6%), 5 группа - 1 человек (6%).

Таблица 5

Сравнение результатов опроса в экспериментальной и контрольной группах

Группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

1 группа

8 человек (53%)

2 человека (13%)

2 группа

5 человек (33%)

5 человек (33%)

3 группа

1 человека (6%)

6 человек (40%)

4 группа

1 человек (6%)

1 человек (6%)

5 группа

0 человек (0%)

1 человек (6%)

Рисунок 9. Сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и в контрольной группах


По итогам проведенного опроса так же видно, что показатели выше у тех детей, которые проходили программу по подготовке к школе. А у тех детей, которые не проходили программу подготовки к школе. И это значит, что дети из экспериментальной группы более зрелые, чем дети из контрольной группы.

По всем диагностическим заданиям и опросу по показателям видно, что те дети, которые занимались по программе, более готовы к обучению в школе, а те, кто не занимался по программе менее подготовлены к обучению в школу.

Диагностические задания выявляет умение ребенка действовать по образцу, которое будут необходимы при обучении в школе. Поэтому можно сказать о том, что у тех детей, которые прошли обучение по программе, развито умение действовать по образцу.

Так же по итогам теста можно сказать о том, что у детей экспериментальной группы показатели выше, по сравнению с контрольной. Можно сказать о том, что у детей стал выше интеллектуальный уровень готовности к школе. Можно сделать вывод о том, что стоит с детьми заниматься, но дополнительно к занятиям стоит выполнять еще и психологические условия. Условия помогут наиболее лучше подготовить ребенка к школе.

Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Просвещение, 2007. - 375.
  2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации [Текст] / И.Н. Агафонова // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С.23-27.
  3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2003. - 212 с.
  4. Асеев, В.Г. Возрастная психология [Текст] / В.Г. Асеева. - Иркутск. - МГУ. - 195 с.
  5. Баттерворт, Дж., Харрис, М. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттекворт, М. Харрис. - М.: Проспект, 2005. - 135 с.
  6. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / Н. Белкина. - М.: Юнити, 2005. - 315 с.
  7. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 2004. - 815 с.
  8. Венгер, А.Л., Бугрименко, Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? [Текст] / Л.А. Венгер, Е.А. Бугрименко // Начальная школа. - 2002. - № 6. -
  9. 7-12.
  10. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2003. - 385 с.
  11. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2006. - 256 с.
  12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.
  13. Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Габай. - М.: Логос, 1995. - 348 с.
  14. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо. - М.: Книга, 2004. - 446 с.Готов ли ваш ребенок к школе [Текст] // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 38-42.
  15. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе [Текст] / Л.А. Дмитриевская // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С.17-21.
  16. Жукова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [Текст] / Л.Е. Жукова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальная школа. - 2003. - № 8. - С.5-11.
  17. Жукова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению к школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [Текст] / Л.Е. Жукова, Е.С. Кочурова, М.И. Кузнецова // Начальная школа. - 2003. - № 11. - С.70-77.
  18. 18.Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 483 с.
  19. Кайл, Р. Детская психология: тайны психики ребенка [Текст] / Р. Кайл. - СПб.: Питер, 2002. - 370 с.
  20. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2007. - 675 с.
  21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Мир книги, 2008. - 364 с.
  22. Мир детства: Дошкольник [Текст] / Под ред. Хрипкова, А.Г. - М.: Педагогика, 2005. - 256 с.
  23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2003. - 326 с.
  24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2005. - 355 с.
  25. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.
  26. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Владос, 2007. - 530 с.
  27. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ "Сфера", 2006. - 240 с.
  28. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Н.Н. Палагина. - М.: МПСИ, 2005. - 288 с.
  29. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко. - СПб.: Речь, 2006. - 688 с.
  30. Психология дошкольника: хрестоматия [Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. - М: Академия, 2006. - 345 с.
  31. Психология развития [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М: Академия, 2007. - 352 с.
  32. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития [Текст] / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2007. - 670 с.
  33. Психологическая готовность к школьному обучению [Текст] // Начальная школа. - 2004. - № 36. - С.9-13.
  34. Рогов, Е.Н. Настольная книга практического психолога [Текст] / Н.Н. Рогов. В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.
  35. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]. - М.: Педагогика, 2006. - 850 с.
  36. Савицкая, Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению [Текст] / Д.В. Савицкая // Начальная школа. - 2004. - № 3. - С.61-63.
  37. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2006. - 366 с.
  38. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
  39. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Акадеия», 2006. - 368 с.
  40. Хрестоматия по детской психологии [Текст] / Ред. и сост. Г.В. Бурменская. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 655 с.
  41. Шаграева, О.А. Педагогическая психология [Текст] / О.А. Шаграева. - М.: Логос, 2007. - 456 с.
  42. 42.Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.Приложение А

Приложения

Приложение 1

Программа по психологической подготовке ребенка к школьному обучению

Цель: психологическая подготовка ребенка к школьному обучению.

Задачи:

  • развивать пространственные отношения;
  • развитие познавательных процессов;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие произвольного поведения;
  • просвещение родителей в плане психологической готовности ребенка к школе.

Срок действия программы: 1 год

Возраст детей: 6-7 лет

Условия программы: проходит в виде занятии продолжительностью 30 минут с группой детей подготовительной группы, так и индивидуально, проводить игры или упражнения в свободное время.

Взаимодействие специалистов: к подготовке ребенка к школе был привлечены воспитатели, музыкальный руководитель и физический инструктор.

В программу входят как занятия, которые проводиться с группой детей, индивидуальные занятия, игры, упражнения и консультации с родителями. Игры проводятся как на занятиях, так и вне занятий во время любых режимных моментов.

Подготовка к школе проводиться как с детьми, так и проводятся различные консультации, собрания с родителями.

Материал: учебные пособия, рабочие тетради для занятий, картинки необходимы для проведения игр и упражнений.

Прогнозируемые результаты: в конце усвоения программы у ребенка развита наблюдательность, развита мелкая моторика рук, развито произвольное внимание, самостоятельность, обогащён словарный запас.

Содержание программы

Программа предусматривает проведение занятий как группами, так и индивидуально, так же проводятся различные викторины.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность 30 минут.

Структура занятий предусматривает

  • приветствие;
  • задания на развитие мелкой моторики;
  • задания на развитие самостоятельности;
  • задания на развития внимания;
  • физминутка;
  • индивидуальная работа;
  • графический диктант;
  • прощание.

Вначале занятий проводится приветствие друг с другом и с педагогом. Далее дается задания развитие психологических процессов, потом проводится физминутка для снятия напряжения и усталости, далее проводится или индивидуальная работа с детьми с рабочими тетрадями или проводится графический диктант. В конце занятия проводится рефлексия, что делали на занятии, получилось или не получилось, если не получилось, то почему, и какие трудности были на занятии. В конце занятия обязательно проводится прощание с педагогом.


Раздел 1. Диагностика детей.

В данном разделе проводится диагностика детей для определения уровня развития и определения направления развития ребенка.

Диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь - середина октябрь, май). Проводится по подгруппам. По результатам проведенной диагностики проводится индивидуальная работа или происходит корректировка программы по направлению который показал наиболее низкие и средние результаты, но и подержание тех аспектов, которые показали высокий результаты. Так же диагностика проходит и середине прохождения программы для корректировки направления программы или индивидуальной работы с детьми. Так же проводится анкета с родителями, которая показывает подготовка как проходит подготовка в домашних условиях.

Раздел 2. Коррекционно-развивающая занятия с детьми.

Занятия проводятся с всей группой детей (середина октября - апрель). Длительность каждого занятия - 30 минут, проводиться 1 раз в неделю. Индивидуальная работа проводится 2 раза в неделю, которые проводится по тем направлениям, которые необходимо развить у ребенка.

Приветствия

Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Группа встает в круг, у воспитателя в руках мячик. Воспитатель передает соседу и говорит: «Доброе утро», взявший мячик сосед передает другому и говорит то же самое.

Рефлексия

Каждое занятие ребят вместе с воспитателем вспоминают всё занятие, и воспитатель спрашивает у ребят что получилось, а что нет, как они считают почему не получилось. Так же воспитатель спрашивает, что понравилось, а что нет и почему.

Прощание

Так же каждое занятие завершается ритуалом прощания. Группа сидит на коврике в кругу. И у воспитателя в руках мячик и воспитатель у противоположной стороны отдает мячик и говорит: «До встречи» и так по кругу ребята передают по кругу.

Упражнения на групповую сплочённость

Формирование группой сплоченности необходимо для того, чтобы работа в группе была успешнее и эффективнее. Развивать умение у ребенка находить положительный контакт со сверстниками, развивать умение считаться с интересами других. Развитие у ребенка чувства, что он часть группы и от него зависит успешность группы, развитие у ребенка открытости. Развитие у ребенка толерантности к окружающим.

Упражнения на сплочение коллектива

  1. «Объятия»

Педагог предлагает детям сесть в круг. По кругу ребята обнимают друг друга, сначала в одну сторону ребята обнимаются друг с другом. Потом объятия повторяются в другую сторону.