Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Власть как основа управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, многие организации, добивающиеся успеха, отличаются от других, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Эффективное исполнение любой профессиональной деятельности требует от личности наличия ряда необходимых психологических характеристик – профессионально важных качеств.

Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя или определенным образом влияя на них.

Понятие авторитета и лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этим терминам посвящены обширные теоретические исследования. Изучение же авторитета и лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность.

В наше время теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства и успешного руководства в организации.

Руководство (управление) – целенаправленное воздействие лидера на оптимизацию усилий членов организации и ресурсов ради достижения целей организации[1].

Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Лидер – это символ общности и образец поведения группы[2]. Человеческий фактор в любой организации, находящемся в любом состоянии, играет абсолютно решающую роль. Поэтому целесообразно, чтобы руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным.

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы[3].

Влияние – поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого индивида.

Власть – возможность влиять на поведение других людей.

Авторитет – заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллектива[4].

Авторитет в большей мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путём оказания влияния на других людей. Авторитет есть прямой результат воздействия личности человека.

В условиях современной жизни лидерство является обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Часто лидерами становятся благодаря личным качествам.


Исходя из этого видно, что проблемы, которые стоят перед руководителем организации в плане соотношения авторитета и лидерства на самом деле сложны и неоднозначны, а поэтому тема моей курсовой работы «Авторитет и лидерство в системе менеджмента» – значима и актуальна в современном обществе.

Объект: российский менеджмент.

Предмет исследования: авторитет и лидерство в системе менеджмента.

Цель данной курсовой работы: изучение авторитета и лидерства в системе менеджмента. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть авторитет в системе менеджмента.
  2. Изучить власть как основу управления организации.
  3. Рассмотреть виды авторитетов у менеджеров.
  4. Рассмотреть лидерство в управлении организации и подходы к изучению лидерства.
  5. Изучить управление лидерством в организации и роль лидера в управлении организации.

Поставленные задачи обусловили структуру и содержание курсовой работы.

  1. Авторитет в системе менеджмента

    1. Власть как основа управления организацией

Власть есть способность одних людей подчинять других своей воле, оказывая на них определенное влияние.

Под последним понимается эмоциональное или рассудочное воздействие, которое изменяет поведение в нужную для организации сторону, побуждает более эффективно работать, предотвращает возникновение конфликтов. Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей.[5] У одних людей власти много, у других ее нет совсем. Многим кажется, что обладание властью – преимущественное право только руководителя и подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. В настоящее время же признается, что влияние и власть в равной мере зависит от личности, на которую оказывается влияние, а так же от ситуации и способности руководителя. Имеется зависимость между силой власти и полномочиями руководителя, т.е. чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

Власть осуществляется в управлении как совокупность прав и обязанностей, компетентности и лидерства. При помощи власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действия членов организации направляются на достижение общей цели. Она становится как мощное средство интеграции и координации их работы, берегущее издержки, связанные с их исполнением.


По характеру власть может быть позитивной, созидающей и негативной, дающей возможность манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать. Так, руководитель, придерживающийся старых взглядов и боящийся нововведений, которые могут, даже если они выгодны организации. Чем выше концентрация власти в руках отдельного субъекта, тем выше цена злоупотребления ею[6].

В практической деятельности правильное использование власти может заключаться в том, что руководитель применяет самые разные ее формы. Например, в данном случае он категорично требует от подчинённых выполнения задания; в другом же-пытается убедить их в том , что выполнить задание соответственно; в третьем – может обещать работникам вознаграждение за хорошо и быстро выполненное задание. Отношения между работниками и начальством должны быть гибкими и разнообразными. Хороший руководитель и властный, и демократичен, и либерален одновременно; назвать руководителя авторитарным, демократичным или либеральным мы можем только в том случае, если он предпочитает использовать свою власть только одним определённым образом[7].

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять имеющую у него власть. Власть – это функция зависимости, а точнее взаимозависимость. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей. Власть используют и начальники, и подчинённые, для того чтобы достичь своих целей и укрепить свои полномочия. Власть проникает во всю жизнь организации, поддерживает её структуру. Без наличия власти нет организации.

Все руководители пользуются властью на правах закона, потому что им переданы полномочия, руководить другими людьми. Эти основные принципы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель имеет право заставить подчиненных ему работников выполнять ту или иную работу, направленную на достижение определённых целей организации[8].

Не довольно иметь власть: она должна быть в меру сильной, чтобы заставлять других к работе – главным образом с воодушевлением, направленной на достижение целей организации. Для того чтобы добиться укрепления влияния и власти нужно выполнить несколько условий:

– потребность должна быть активной и сильной;


– человек, на которого оказывают влияние, должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения, в той или иной степени, какой–то потребности;

– человек, на которого оказывают влияние, должен считать довольно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребностей;

– человек, на которого влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребностей;

– человек, на которого влияют, должен верить, что его или её усилие имеет большой шанс оправдать ожидание руководителя[9].

Самым сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным её удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или её усилия точно оправдают потенцию руководителя. И наоборот, если какой-либо из этих компонентов отсутствует, власть влияющего становится слабее или исчезает вовсе[10].

    1. Значение и сущность авторитета в системе менеджмента

Авторитет – значимость, которой обладают индивиды, общественные группы и организации, не требующие постоянного её подтверждения, в её доказательстве на деле. Авторитет руководителя основывается на его личных качествах и деловых характеристиках. Личные качества руководителя должны вызывать уважение, методы – одобрение, обязанности–понимание, а компетентность – удовлетворение[11]. Авторитетный руководитель сдержанно объединяет обе эти стороны. Среди личных качеств в большей мере ценится доброжелательность руководителя по отношению к подчиненным, стремящимся прийти на помощь, сочувствие. Из деловых качеств более важны компетентность руководителя, глубокие знание и опыт работы.

Руководителю нелегко завоевать авторитет среди подчиненных. Сделать легче его получение помогают некоторые формальные признаки. К таким признакам относятся церемония вступления в должность, высокая заработная плата, знаки отличия и награды, ограничение в посещении посетителей, наличие просторного кабинета и своей служебной машины. Данные факторы закладывают предпосылки формирования авторитета руководителя, но, ни в коем случае не являются основными. Гораздо важнее вышеизложенные личные и деловые качества, для оценки которых подчиненным требуется время. В зависимости от того, какие из качеств в большей степени преобладают, выделяют авторитет личности или же авторитет специалиста.


Авторитет личности основывается на харизме лидера. При этом подчиненные верят в исключительную одаренность своего руководителя, хотят походить на него и стараются использовать его манеры поведения. Истории знакомо не мало харизматичных личностей, которым удавалось управлять судьбами миллионов людей, которые без особого на то принуждения отдавали себя во власть лидера[12]. В рамках организации это не столь глобально, но в равной мере позволяет управлять подчиненными, подчинять их своей воле. В отличие от принуждения, при использовании различных инструментов авторитета подчиненные добровольно идут за руководителем, выполняя его волю основываясь на его исключительности. Харизматические личности характеризуются такими отличительными особенностями, как чрезмерная энергичность, независимость характера, способность красноречиво т правильно выражать свои мысли, уверенная манера держаться, примечательная внешность и восприятие восхищения собой как должное. Как показывает история, харизматичные личности могут обладать не всеми из вышеизложенных качеств.

Авторитет специалиста основывается не на безграничной вере, как в случае с властью харизматичной личности, а на разумной вере. Основа такой веры – это компетентность руководителя, его профессиональные качества. Такого авторитета можно достичь, если руководитель обладает знаниями и умениями, превосходящие знания и умения всех своих подчиненных. Авторитет специалиста достигается за счёт видимых достижений руководителя. Обычно таким авторитетом обладают не непосредственные руководители, а специалисты. Так как руководитель – это, в первую очередь, человек, умеющий эффективно управлять работой отдела или организации, он может не знать некоторых тонкостей и деталей[13]. Современные технологии производства достаточно сложны, поэтому руководители обычно склонны прислушиваться к мнению специалистов, тем более, если их правота была доказана в других ситуациях. При этом руководитель освобождает часть своего времени от решения производственных задач, которые можно делегировать сотруднику, обладающему достаточным опытом и знаниями.

Поддержка сотрудников – это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем – это, прежде всего, быть в хороших отношениях с сотрудниками. Они имеют самое точное представление о стиле вашего руководства[14]. То, как вы выглядите в их глазах, и объясняет все ваши успехи и неудачи. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в том, какая разница в работе между плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве их работа более интересна, а достигнутые результаты подкрепляют чувства профессиональной гордости. При плохом же руководстве сотрудники отбывают трудовую повинность. Эффективность отношений между сотрудниками и руководителями может быть определена шестью важными элементами. В зависимости от того, какой стиль применяет тот или иной руководитель в конкретной обстановке, и строятся его отношения с подчиненными, которые определяют его авторитет.