Файл: Психологические факторы удовлетворенности трудом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно, внешние социальные воздействия являются первичными, но они становятся влиятельной силой, когда они преломляются через внутренний мир человека (жизненные идеалы, стремления, рабочие мотивы, психологическое настроение и пр.).

Это позволяет понять, почему при одной и той же организации труда, на одних и тех же производственных площадках люди по-разному относятся к работе: некоторые работают инициативно, очень продуктивно, с полной самоотдачей и силой, другие – с ленью признают потерю рабочего времени и не соответствуют производственным требованиям, нарушают трудовую дисциплину. Следовательно, субъективные факторы оказывает значительное воздействие на формирование отношения человека к работе: предыдущий опыт, общая и профессиональная культура, психологические, демографические и социально определенные характеристики человека: его пол, возраст, образование, опыт работы, способности, степень осознания важности его работы, потребность в этом и свойствах являются ценностными ориентациями.

Реформа социума, внедрение рыночных отношений является именно главной задачей – преодолеть социальную апатию сотрудников, развить их интерес к работе, активировать человеческий фактор. Отношение к работе тесно находится в тесной связи с удовлетворенностью трудом, производственной ситуацией.

1.2 Социально-психологическая сущность удовлетворенности трудом, ее структура

Понятие «удовлетворенность трудом» или «удовлетворение трудом», невзирая на его достаточно обширное применение, характеризуется отсутствием единого термина, который был бы принят всеми учеными.

На сегодняшний день существует огромное число подходов к интерпретации показателя удовлетворенности трудом. Удовлетворенность можно понимать в качестве показателя следующих характеристик:

- отношение к работе [8, с. 123];

- показатель статуса личности в обществе и как мера адаптации личности к окружающей действительности;

- степень приспособленности сотрудника к производственным отношениям;

- степень согласованности личных и материальных факторов труда;

- специфика трудовой деятельности [21, с. 67];

- достижение успеха в работе [5, с. 107] и т. Д.

Можно сделать вывод, что под удовлетворенностью трудом понимается состояние баланса между требованиями, предъявляемыми сотрудником к сущности, типу и условиям труда, а также субъективной оценкой возможностей выполнения данных запросов. Удовлетворенность трудом представляет собой оценочную отнесенность индивида или группы к личной трудовой деятельности, ее разнообразным сторонам, наиболее важный показатель приспособленности сотрудника к условиям определенной организации, в данном предприятии. Социология труда проводит различие между так называемой общей и частичной удовлетворенностью трудом. Общая удовлетворенность необходима для описания удовлетворенности трудом в общем, а вторая – различные аспекты и элементы ситуации в производстве. К примеру, это удовлетворенность смыслом производственных операций, квалификацией выполняемой работы, отношениями в организации труда, ритмом производства, состоянием оборудования, мерами безопасности и пр.


Существует ряд конкретных ценностей удовлетворенности трудом, которые отображают ее значимость, функции, а также последствия в социальной и экономической сферах жизни и в организации, а также в сфере менеджмента.

В результате исследования оценочного отношения людей к благосостоянию в повседневной жизни, общественно-экономической системе и общественному климату ученые установили, что труд и карьера для них наиболее важны рядом с такими важными составляющими жизни, как здоровье, личные взаимоотношения, отдых и досуг (зачастую занимающий в этом рейтинге первое место). Можно сделать вывод, что удовлетворенность трудом в первую очередь подразумевает общественную удовлетворенность, данное явление считается одним из наиболее важных критерием уровня жизни отдельных лиц и групп населения, нации [9, с. 82].

Удовлетворенности трудом присущ функциональное и производственное смыслы. Она оказывает воздействие на количественные и качественные результаты труда, актуальность и точность поставленных задач, обязательства перед другими людьми. Отношение к работе может основываться, в частности, на самооценке работником личностных деловых свойств и итогов работы.

В то же время удовлетворенность могут, в зависимости от ситуации, оказывать позитивное и негативное воздействие на трудовую деятельность [5, с. 89].

Проявление работодателем заботы об удовлетворенности людей своим трудом выделяет определенные главные варианты управленческого поведения, трудовые отношения в целом. Работодатель зачастую с недоверием относится к производственному и экономическому эффекту любых мер с целью гуманизации рабочего процесса и считает, что не стоит выделять никакие средства на его финансирование, т.к. это не рационально и не принесет доход. Средства на данные цели, как правило, расходуются под давлением профсоюзов, правоохранительных органов или широкой общественности (сотрудников). Это часто находится в тесной связи с неправильным пониманием важности и значимости для производственного сектора показателя «удовлетворенность трудом» [16, с. 67].

Американский социолог Э. Локк, давая определение такому понятию, как «удовлетворенность трудом», изначально сформулировал его в качестве замечательного положительного состояния души после оценивания результата своего труда либо своего опыта. Впоследствии, проведя анализ базовых теорий удовлетворенности трудом, он предоставил более подробное операционное определение: Удовлетворенность трудом представляет собой результат оценивания работы, который позволяет сотруднику достигнуть некоторых ценностей, которые находятся в тесной связи с трудом, при условии, что эти ценности обеспечивают способность удовлетворять потребности человека.


Существует два типа потребностей: физические и умственные, потребности роста (иными словами, развития). Развитие происходит в основном через соответствующий характер самой работы [8, с. 224].

По мнению ряда советских исследователей, «удовлетворенность трудом – это относительное насыщение потребностей, который находится в тесной связи с трудом. Но поскольку люди осознают потребности только в форме интересов, удовлетворение – это состояние реализации соответствующих интересов» [5, с. 80].

Ф. Р. Хагур стремился систематизировать потребности человека как основу для группировки трудовых мотивов, требований личности и факторов удовлетворенности трудом.

Она выделяет пять типов потребностей:

1. потребность в труде;

2. необходимость развития умственных и физических способностей;

3. необходимость творческой работы в команде, в социальных контактах, в сотрудничестве, в социальной защите;

4. необходимость материальной поддержки;

5. необходимость социальной интеграции через трудовой процесс [29, с. 65].

В социологии труда выделяется так называемая общая и частичная удовлетворенность трудом, где первая характеризует удовлетворенность в целом, а вторая – с ее различными аспектами и элементами производственной ситуации [17, с. 105].

Обычно удовлетворенность трудом измеряется довольно разнообразным набором показателей. Для измерения удовлетворенности можно выделить следующие показатели.

1. Удовлетворен: хорошие отношения с коллегами; удобная смена, нестандартный рабочий день; разнообразная работа; работа требует знаний, изобретательности; хорошие меры предосторожности; высокий заработок; единая охрана труда; внимательное отношение администрации и др.

2. Не удовлетворен: плохие санитарно-гигиенические условия; неравномерная охрана труда; физически тяжелая работа; низкая зарплата; плохое оборудование; невнимательность администрации; работа не дает возможности повысить свою квалификацию; монотонный труд и т. д. [19, с. 134].

В процессе эмпирического исследования можно и необходимо различать общее и частичное удовлетворение трудом, то есть трудом в целом и ее отдельные аспекты.

Существует несколько принципов взаимоотношений между ними, которые необходимо учитывать при измерении показателя «удовлетворенность трудом»:

а) общее удовлетворение возникает в итоге значительного превалирования положительных или отрицательных факторов друг над другом;

б) один из положительных или отрицательных факторов оказывается настолько значительным, что определяет общую удовлетворенность;


в) существует относительное равновесие между положительными и отрицательными факторами, а общая неудовлетворенность неясна (в этом случае сравниваются либо факторы в целом, либо отдельные факторы) [29, с. 104].

Удовлетворенность трудом зависит от многих факторов. Они формируют оценочное отношение сотрудников к своей работе или оказывает огромное воздействие на эту оценку.

Таким образом, можно сделать вывод, что отношение к труду характеризует определенные качества человека, которые реализуются через проявление его физических и духовных сил. Основными элементами отношения к труду являются: трудовые мотивы и отношения сотрудников, трудовая деятельность и их внутреннее состояние, обусловленное выполненной трудом.

Система «сотрудник-социум» делится на 3 основных элемента:

1. Сотрудник – структура социального класса;

2. Рабочий – производственная ситуация;

3. Рабочий – функциональное содержание труда.

Следовательно, структура удовлетворенности трудом состоит из следующих элементов:

1. Удовлетворенность социальным статусом;

2. Удовлетворенность производственной ситуацией;

3. Удовлетворенность функциональным содержанием труда [22, с. 45].

Эти элементы структуры были условно названы: социальные, психологические, психофизиологические.

Функционирование человека как социального существа создает необходимость его ориентации в социальном пространстве, чтобы контролировать свою деятельность. Получив соответствующий опыт в развитии окружающей социальной реальности, индивид начинает соотносить себя с определенными социальными установками. Для этого нужно выработать меру отношения к социуму – самооценку. Социальная ориентация возможна, если у человека есть положительный опыт в развитии социальной реальности и самооценки. Необходимость определенной самооценки, которая удовлетворяет человека, проявляется как уровень устремлений, то есть уровень устремлений является одним из механизмов, управляющих функционированием системы человек-социум.

Рассматривая формирование уровня требований в области социальной структуры, мы заключаем, что оно вытекает из социального контекста, в котором находится индивид, – социального происхождения, социальной среды, социального статуса и материальной среды, которую они вызывают. Критерием оценки его социального статуса является положение социального слоя (группы), к которому он принадлежит или хочет приписать себя. Поскольку занимаемая социальная позиция соответствует уровню притязаний человека, он удовлетворен своим положением в социуме. А поскольку принадлежность к определенному социальному слою предопределяется, как правило, принадлежностью к определенной профессии, стремление заниматься любой профессиональной деятельностью заключается в осознании уровня стремлений в социальной структуре [23, с. 70].


Социальный уровень удовлетворенности трудом зависит от удовлетворенности профессией как видом работы, обеспечивающим желаемый социальный статус. Мы рассматриваем определенную профессию не «извне», а «изнутри», поскольку индивид проявляет себя в группе, занятой этим видом работы. С этой точки зрения удовлетворенность трудом является показателем включения в социальный контекст этого вида работы.

Однако изучение удовлетворенности трудом проводится в связи с конкретным рабочим местом, занимаемым человеком. Следовательно, отражение социального элемента в структуре удовлетворенности трудом является психическим состоянием, указывающим на степень его интеграции с социальным контекстом рабочего места. Социальный контекст рабочего места понимается как сочетание социальных и социально значимых качеств, прямо или косвенно присущих этому рабочему месту.

Выход за пределы социального контекста одного рабочего места и интеграция с контекстом другого, существенно отличающегося по более высокому статусу от занятого, проявляется в неудовлетворенности социальным элементом структуры удовлетворенности трудом. Он включает в себя следующие факторы: социальный статус, карьерный рост, профессиональное развитие, достижение социально значимых итогов, общественное признание и пр.

Рассмотрим следующий уровень структуры удовлетворенности трудом – психологический. Этот элемент структуры удовлетворенности понимается аналогично интерпретации общей удовлетворенности трудом В. А. Ядова и А. А. Кисселя как степени адаптации сотрудника к рабочей среде. Но мы относим только следующие подструктуры к этому уровню структуры удовлетворенности трудом: условия труда; организация труда, потому что, по нашему мнению, фактически только они составляют сферу трудовой деятельности, по отношению к которой возможен процесс адаптации.

Понятие «психологический климат» используется как тождественный моральному климату, морально-психологической среде и пр. [24, с. 178].

Организация труда включает в себя организационные и технические элементы производства, которые включают режим труда и отдыха, принципы оплаты труда, специфика включения в технологическую схему, организационную структуру, материально-техническое и организационное обеспечение, а также безопасность труда. Адаптация ко всем этим факторам имеет качественные различия из-за соответствующей специфики.

Третий уровень удовлетворенности трудом, психофизиологический, понимается нами как степень соответствия функций, выполняемых в процессе труда, способностям личности, как соответствие функционального содержания труда физиологическим характеристикам человека. Психофизиологические характеристики труда здесь понимаются как совокупность психических и физических склонностей человека, которые формируют его работоспособность, а также характеристики сотрудника, такие как его успехи в освоении своей профессии, навыков, знаний и пр., которые иногда существуют как самостоятельный вид удовлетворения, он называется «удовлетворенность трудом» или «удовлетворение трудом» [16, с. 94].