Файл: Психологические факторы удовлетворенности трудом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном исследовании приняли участие сотрудники коммерческого предприятия …

Это исследование было основано на опросе тридцати женщин на коммерческих предприятиях, возраст которых колеблется от 19 до 63 лет. Общий стаж работы сотрудников варьируется от 0,5 до 44 лет, а стаж работы на этом предприятии варьируется от 0,1 до 15 лет.

Для изучения удовлетворенности трудом сотрудников коммерческих предприятий использовались следующие методы: анонимный опросник, который предоставляет дополнительную информацию о сотруднике (специальность, возраст, пол, общий стаж работы и пр.), а также тест, определяющий различные компоненты удовлетворенности трудом.

Тест на удовлетворенность трудом

Тест предназначен для выявления компонентов удовлетворенности трудом. Для проведения необходимо: бланки для ответов на вопросы, текст методики (приложение А), карандаш или ручка.

Сотрудникам предоставляются формы ответов и текст методологии. Их просят ответить на вопросы. Время ответа не ограничено. После этого данные обрабатываются и на основании полученной информации делаются выводы. Инструкция по методике: «Перед вами анкета, содержащая 14 утверждений. Мы просим вас оценить каждое из этих утверждений, обведя цифру, соответствующую вашему пониманию степени удовлетворенности ваших потребностей, запросов и пр.

2.2 Итоги и их обсуждение

В исследовании приняли участие тридцать человек. Мы провели опрос персонала управления, торгово-оперативного персонала и вспомогательного персонала предприятия. Процент общей удовлетворенности трудом сотрудников коммерческих предприятий представлен в Таблице 1.

Таблица 1

Процент общей удовлетворенности трудом сотрудников коммерческих предприятий

№ п\п

Показатель общей удовлетворенности

Проценты, %

1.

Удовлетворен

7

2.

Вполне удовлетворен

90

3.

Не вполне удовлетворен

3

В таблице наглядно показаны данные, полученные в ходе исследования. Очевидно, что большая группа сотрудников вполне довольна своей трудом. Однако очень немногие люди полностью удовлетворены своей трудом, а также имеются те, кто не полностью удовлетворен. Для сравнения приведем процент удовлетворенности трудом, который показан в таблице 2.


Таблица 2

Процентное соотношение удовлетворенности трудом для сотрудников предприятий торговли

№ п\п

Показатель удовлетворенности

Проценты, %

1.

Удовлетворен

10

2.

Вполне удовлетворен

73

3.

Не вполне удовлетворен

17

Число тех, кто не полностью удовлетворен своей трудом, больше почти в 6 раз по сравнению с показателями общей удовлетворенности трудом. Это говорит о том, что общая удовлетворенность трудом этих сотрудников выше, чем удовлетворенность их трудом. В целом показатели как общей удовлетворенности трудом, так и удовлетворенности трудом достаточно высоки.

Далее мы более подробно остановимся на отдельных составляющих удовлетворенности трудом сотрудников коммерческих предприятий, доля которых представлена в Таблице 3 (Приложение Б).

На вопрос об удовлетворенности компанией, в которой они работают, 70% сотрудников ответили, что они вполне удовлетворены; 20% полностью удовлетворены, и только 10% не полностью удовлетворены. Таким образом, большое количество субъектов удовлетворены предприятием, на котором они работают.

Физические условия труда: удовлетворены 3% респондентов; 33% вполне удовлетворены; 51% не полностью удовлетворены; 13% не совсем довольны ими. В целом, сотрудники не полностью удовлетворены физическими условиями труда. В частности, некоторые сотрудники отметили, что их не устраивает температурный режим (тепло) на предприятии.

Слаженные действия сотрудников в целом вполне удовлетворительны для сотрудников компании (64%).

Отвечая на вопрос об удовлетворенности стилем управления своего управляющего: 10% удовлетворены, 77% полностью удовлетворены, и только 13% не полностью удовлетворены этим показателем.

Профессиональная компетентность своего начальника: удовлетворен – 16%; вполне устраивает – 81% испытуемых и только 3% – не совсем довольны этим компонентом. В целом, сотрудники полностью удовлетворены стилем и профессиональной компетентностью своего руководителя.

В целом, эти сотрудники коммерческого предприятия вполне удовлетворены такими составляющими своей работы, как: использование своего опыта и способностей (81%); трудовые требования к интеллекту (71%); продвижение по карьере (74%).

Несмотря на то, что сотрудники были полностью удовлетворены прогрессом в карьере, при рассмотрении возможностей их продвижения, доля тех, кто полностью удовлетворен (57%) и доля тех, кто не полностью удовлетворен (23%) и тех, кто не удовлетворен (10%) значительно вырос. Таким образом, мы видим, что удовлетворенность прогрессом в карьере выше, чем его возможность.


Длительность рабочего времени:

23% – удовлетворены;

34% – вполне удовлетворены;

27% – не полностью удовлетворены;

16% – не удовлетворены.

Как видите, все сотрудники разделяются по своему мнению.

Согласно коэффициенту корреляции Пирсона, практически нет связи между этим компонентом, опытом работы (в целом и на предприятии) и возрастом. По итогам корреляции (таблица 4) это соотношение не превышало 0,17 (слабая связь).

Таблица 4

Коэффициент корреляции Пирсона

Критерии

Коэффициент корреляции

длительность рабочего дня

стаж

общий

0,11535368

на данном предприятии

0,016440457

возраст

0,171867173

Рассмотрим последний компонент удовлетворенности трудом сотрудников этого бизнеса. По вопросу об удовлетворении заработной платы, в смысле сравнения затрат на оплату труда, мы получили следующие итоги:

16% – вполне удовлетворены;

41% – не полностью удовлетворены;

30% – не удовлетворены;

13% – крайне не удовлетворены.

Таким образом, мы можем говорить об общей неудовлетворенности заработной платой в смысле соответствия затрат на оплату труда. Руководство этого коммерческого предприятия должно уделять внимание материальному аспекту стимулирования своего персонала.

Для выявления специфики удовлетворенности трудом сотрудников торговых предприятий использовался коэффициент корреляции Пирсона. Мы не выявили каких-либо связей между возрастом, общим опытом работы и опытом работы на этом предприятии. Была слабая обратная связь между возрастом сотрудника и удовлетворенностью его зарплатой. Можно сказать, что требования к заработной плате возрастают с возрастом. Это может быть находится в тесной связи с увеличением стоимости обучения и воспитания детей и пр. Мы не выявили каких-либо других характерных специфики удовлетворенности трудом сотрудников коммерческих предприятий.

Анализируя данные, можно сделать вывод, что сотрудники этого коммерческого предприятия в целом удовлетворены как своей трудом, так и трудом в компании, в которой они работают. Это удовлетворение также характерно для отдельных компонентов труда (использование их опыта и способностей, потребность в работе интеллекта, карьерного роста, стиля и профессиональной компетентности государственных органов и пр.). Но, как мы видим, удовлетворенность заработной платой низкая, что в целом не оказывает значительное влияние на общие итоги исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что удовлетворенность трудом является одной из важнейших социально-психологических проблем, которая находится в социально-экономической плоскости. Исследования показывают, что удовлетворенность трудом является важным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности трудом оказывает отрицательное воздействие на эффективность работы сотрудников, что приводит к негативным последствиям в системе укомплектования персоналом: текучести кадров, ухудшению трудовой и производственной дисциплины, невыходам на работу и прогулам, безрассудным отношениям и пр.

В процессе исследования социально-психологических аспектов удовлетворенности трудом в команде и факторов, которые оказывают воздействие на ее формирование, мы смогли обнаружить, что следующие факторы оказывает воздействие на различные уровни общей удовлетворенности трудом среди персонала: уровень интереса к работе, уровень удовлетворенности достижениями в работе, уровень претензий в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями труда.

С другой стороны, полностью удовлетворенный сотрудник – плохой сотрудник, у него нет желания совершенствоваться (как профессионально, так и лично), снижается интенсивность мотивационной энергии и уменьшается интерес к эффективности его работы. Таким образом, удовлетворенность трудом среди сотрудников должна быть не максимальной, а оптимальной. Чтобы повысить производительность труда, должен быть определенный уровень неудовлетворенности среди сотрудников (особенно в области содержания работы).

В данной курсовой работе мы не смогли изучить все аспекты удовлетворенности трудом сотрудников коммерческих предприятий. Мы постарались в общих чертах представить структуру и компоненты удовлетворенности трудом этих сотрудников коммерческого предприятия.

Для более полного изучения этой проблемы целесообразно провести исследование ценностных ориентаций, изучить мотивацию этих сотрудников, а также более детально изучить динамику удовлетворенности трудом в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 407 с.
  2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
  3. Андреева И. Н. Психология управления: учеб.-метод. комплекс для студ. спец. "Менеджмент". Новополоцк: ПГУ, 2007. 228 с.
  4. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336с.
  5. Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 80с.
  6. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность // Управление человеческими ресурсами. СПб.: Питер, 2002. 792с.
  7. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: Учеб. Пособие. М.: ГУ Высшая школа экономики, 2008. С. 110−112.
  8. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3-е изд. Н.Новгород: НИМБ, 2007. 720 с.
  9. Завгородняя Ю. Мотивация: факторы, которые следует учитывать // Человек и труд. 2007. №4. С. 82−83.
  10. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат, 1983. 142 с.
  11. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности "Организационная психология". 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002. 648 с.
  12. Климов Е. А. Экономическая среда и психика // Психология и экономика. Труды 1-й Всерос. конф. по эконом. психологии. М.: РПО, РГНФ; Калуга: Изд-во КПГУ, 2000. С. 6−20.
  13. Климов, Е. А. Экономическая среда и психика / Е. А. Климов // Психология и экономика. Труды 1-й Всерос. конф. по эконом. психологии. − М.: РПО, РГНФ; Калуга: Изд-во КПГУ, 2000. С. 6−20.
  14. Леонова А. Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. 448 с.
  15. Лосева Ю. Г., Калачева И. В. Особенности удовлетворенности трудом в организациях с различными формами собственности // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XII Междунар. студ. науч.-практ. конф., г. Минск, 12 апр. 2012 г. Минск: БГПУ, 2012. 277 с.
  16. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа "Интел-синтез", 2000. 262 с.
  17. Патрушев В. Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы): посвящ. 80-летию со дня рождения и 50-летию научн. И пед. деятельности В.Д. Патрушева. М.: Изд-во Ин-та социологии, 2006. 163с.
  18. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002. 298 с.
  19. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб пособие для студ. вузов. М.: ИЦ "Академия", 2004. 480 с.
  20. Психология и работа / под ред. Д. Я. Шульца, С. Э. Шульца. 8-е изд. СПб.: Питер, 2003. 560 с.
  21. Психология труда: учеб. Для вузов / А. В. Карпов, Е. В. Конева, Е. В. Маркова и др. Под ред.А. В. Карпова. М.: Владос-пресс, 2004. 352 с.
  22. Саакян, А. К., Зайцев, Г. Г., Лашманова, Н. В., Дягилева, Н. В. Управление персоналом в организации. СПб: Питер, 2009. 176 с.
  23. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004. 260с.
  24. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. 2000. Вып.13. С. 154−156.
  25. Соколова Г. Н. Экономическая социология: практикум / Ред. Г. Н. Соколова. Минск: Беларуская навука, 2000. 355с.
  26. Соломанидина Т. О., Соломанидин В. Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. М., 2005. С.19.
  27. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С. Т. Посоховой. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. 671 с.
  28. Темницкий А. Л. Удовлетворенность трудом на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России // Современный менеджмент. Проблемы, гипотезы, исследования. Сборник научных трудов. Вып.4: в 2 ч. Ч.2. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 231-238.
  29. Хагур Ф. Р. Категория "удовлетворенность трудом" в социологическом измерении // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 82−84.
  30. Херцберг Ф., Mocнер Б., Снидерман Б. Мотивация к работе. М.: Вершина, 2007. 240 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Специальность:

Возраст:

Пол: М Ж (нужное подчеркнуть)

Стаж работы в данной сфере: общий

на данном предприятии

ТЕСТ “УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ”

Инструкция:

“Перед вами анкета, содержащая 14 утверждений. Просим вас оценить каждое из этих утверждений, обведя кружком цифру, соответствующую вашим представлениям о степени удовлетворенности ваших потребностей, запросов и т.д.”

Утверждение

Удовлетворен

Вполне удовлетворен

Не вполне удовлетворен

Не удовлетворен

Крайне не удовлетворен

1. Ваша удовлетворенность предприятием, сотрудником которой вы являетесь

2. Ваша удовлетворенность условиями труда (имеется в виду чрезвычайная жара либо экстремальный холод, шум и т.д.)

3. Ваша удовлетворенность трудом в целом

4. Ваша удовлетворенность тем, насколько слаженно и сообща работает ваш коллектив

5. Ваша удовлетворенность управлением менеджером

6. Ваша удовлетворенность компетенцией менеджера

7. Ваша удовлетворенность уровнем заработной платы

8. Ваша удовлетворенность уровнем заработной платы по сравнению с тем, какую сумму платят за идентичную деятельность на иных предприятиях

9. Ваша удовлетворенность профессиональным продвижением

10. Ваша удовлетворенность возможностями продвижения

11. Ваша удовлетворенность применением личного опыта и наклонностей

12. Ваша удовлетворенность требованиями деятельности к уму

13. Ваша удовлетворенность продолжительностью дня

14. В какой степени ваша удовлетворенность трудом оказала бы влияние на ваше решение в случае возможности перемены организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица 3

Процентное соотношение отдельных компонентов удовлетворенности трудом сотрудников торговых предприятий

№ п\п

Показатель удовлетворенности

Удовлетворен

Вполне удовлетворен

Не

Вполне удовлетворен

Не удовлетворен

Крайне не удовлетворен

1.

Предприятием, сотрудником которой вы являетесь

20 %

70 %

10 %

-

-

2.

Условиями труда

3 %

33 %

51 %

13 %

-

3.

Тем, насколько слаженно и хорошо работает коллектив

3 %

64 %

30 %

3 %

-

4.

Стилем управления менеджера

10 %

77 %

13 %

-

-

5.

Профессионализмом менеджера

16 %

81 %

3 %

-

-

6.

Заработной платой согласно трудозатрат

-

16 %

41 %

30 %

13 %

7.

Заработной платой согласно тому, какие суммы получают на иных предприятиях за подобный вид работ

-

27 %

37 %

26 %

10 %

8.

Профессиональным продвижением

3 %

74 %

16 %

7 %

-

9.

Возможностями продвижения

10 %

57 %

23 %

10 %

-

10.

Применением личностного опыта и наклонностей

3 %

81 %

16 %

-

-

11.

Требованиям к интеллектуальной деятельности

3 %

71 %

23 %

3 %

-

12.

Продолжительностью дня

23 %

34 %

27 %

16 %

-

13.

В какой степени ваша удовлетворенность трудом оказала бы влияние на ваше решение в случае возможности перемены организации

3 %

67 %

27 %

3 %

-

14.

Обобщенная удовлетворенность трудом

10 %

73 %

17 %

-

-