Файл: Teoria_bukhgalterskogo_ucheta_ekzam_voprosy.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.02.2019

Просмотров: 1025

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ошибки, допускаемые при приемке и отпуске средств (излишки, недостачи, пересортица);

ошибки в учете (арифметические ошибки в подсчетах, описки в документах);

злоупотребления материально ответственных лиц.

Для выявления расхождений необходима инвентаризация, которая проводится в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Инвентаризацияэто проверка и документальное подтверждение фактического наличия средств и их источников, а также выявление отклонений фактических данных от учетных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета.

Инвентаризация выполняет следующие функции:

устанавливается фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей у каждого материально ответственного лица;

выявляется ненужное организации имущество, что дает возможность своевременного принятия мер по их реализации;

определяются условия, организация и состояние сохранности денежной наличности, товарно-материальных ценностей; 

основных средств и другого имущества организации;

устанавливаются ошибки и злоупотребления, имевшие место в документах по движению имущества;


27. Порядок проведения инвентаризации и обобщения её результатов.


Существует следующий порядок проведения инвентаризации.
В организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. В ее состав можно включать и представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент
инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о
движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и
расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «___» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.




28. Сущность и значение стоимостного измерения объектов бухгалтерского учёта.
Особенностью бухгалтерского учета является измерение учитываемых объектов, в обязательном порядке, в стоимостном, денежном измерителе. Этим измерителем в нашей стране является денежная единица — рубль. Применение этого универсального измерителя позволяет обобщать, "синтезировать" результаты измерений любых объектов, за любые временные периоды, по любой организации, их группе, отрасли и по республике в целом. Однако в стоимостном измерителе могут быть измерены и отражены в бухгалтерском учете только такие объекты, которые обладают стоимостью.
Стоимость товара (или любого другого объекта бухгалтерского учета) — это овеществленный в товаре труд, общественно необходимый для его производства. В реальной действительности эта стоимость проявляется только в процессе купли-продажи товара на рынке в виде его цены, как денежного выражения стоимости товара.
Стоимостное измерение охватывает все объекты бухгалтерского учета: хозяйственные средства и процессы.
Стоимостное измерение характеризуется двумя основными элементами метода бухгалтерского учета: оценкой и калькулированием.
Способ стоимостного измерения объекта в денежном измерителе называется оценкой. При оценке товар сравнивают, соизмеряют с общепринятой единицей измерения — рублем, с его эталонной стоимостью (покупательной способностью). Результаты оценки (т.е. измерения) объекта выражаются определенной суммой в рублях, что и составляет его цену.
В условиях рынка цены на товары складываются под влиянием многих факторов. Кроме совокупных затрат труда или стоимости, на их величину существенно влияет спрос и предложение. Их столкновение, противодействие при реализации товара приводит к уравновешиванию интересов продавца (или производителя) и покупателя. В результате цена товара на рынке устанавливается на определенном уровне, который относительно и продавца, и покупателя носит объективный, относительно независимый характер.
Однако этот уровень цен на рынке не остается неизменным, поскольку изменяются и условия производства, и спрос, и предложение. Поэтому цены на товары и во времени, и в пространстве подвержены значительным колебаниям, а организации, вступающие в экономические отношения купли-продажи, должны следить за их уровнем и соизмерять с ними стоимость имеющихся у них средств.

29. Виды оценок в бухгалтерском учете.

 Бухгалтерском учете используются следующие виды их оценки:
- по фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), которая определяется фактической себестоимостью приобретения (суммой денежных средств уплаченных) или производства того или иного вида имущества. Оценка имущества по фактической себестоимости приобретения или производства (так называемая "историческая стоимость") является основной оценкой, используемой в бухгалтерском учете в течение всего срока службы данного имущества. Имущество длительного срока пользования отражается в бухгалтерской отчетности по остаточной стоимости (учетная стоимость имущества за вычетом начисленной амортизации);
- по текущей (восстановительной) стоимости - стоимости, которая должна быть уплачена или на которую должна быть произведена эквивалентная замена в случае необходимости замены каких-либо видов имущества;
- по текущей рыночной стоимости (цене возможной реализации), т.е. по стоимости, которая может быть получена в результате возможной продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.
В системе российского бухгалтерского учета организация может использовать оценку имущества по рыночной стоимости, как правило, при принятии на учет отдельных видов активов при безвозмездном их получении, возвратных материалов, полученных от ликвидации основных средств, незавершенного производства и т.п.




30. Концептуальные подходы и методы оценки различных объектов бухгалтерского учёта.



31. Общие требования к оценке активов и обязательств в бухгалтерском учете.

Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в ст. 11Закона о бухгалтерском учете:
1) оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;
2) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления;
3) начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.
В МСФО 1 перечислены общие требования к составлению бухгалтерского баланса. Раскрывая содержание активов, обязательств и капитала, МСФОнепредписывают строгой формы, перечня статей, порядка расположения и названия этих статей и выделяет лишь те статьи, которые должныраскрываться какминимум. Это: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы (исключая суммы, указанные в пунктах (d), (f), (g)); инвестиции, учтенные по методу участия; запасы; торговые и другие дебиторские задолженности; денежные средства и их эквиваленты; задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность; налоговые обязательства и требования согласно МСФО 12, налога на прибыль; 
(к) резервы;
 
(1) долгосрочные обязательства включающие выплату процентов;
 
(т) доля меньшинства;
 
(п) выпущенный капитал и резервы.
 
Кроме перечисленных статей предприятие должно раскрывать в балансе или в примечаниях информацию об акциях или долях уставного капитала.
 


32. Счета бухгалтерского учёта, их назначение и строение.

Счета – это средство формирования и хранения учетной информации, необходимой для составления отчетности и принятия управленческих решений.

Счета открываются на экономически однородный вид имущества в соответствии с классификацией объектов учета. На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям.

Счет имеет форму двусторонней таблицы с указанием «Дебет» и «Кредит»

В течение месяца в организации совершаются хозяйственные операции: их изменение в сторону уменьшения или увеличения. Результат движения отражается в балансе раз в месяц как результат происшедших в хозяйственных средствах и их источниках изменений. Само движение средств в балансе не отражается.

Но нужна ежедневная информация о движении хозяйственных средств и их источников. Показатели движения материалов – показатели движения средств, дающие экономическую характеристику каждой операции, совершающейся в организации. Необходимо отражать движение хозяйственных операций по мере их совершения, учитывать их.


На счетах в течение месяца (квартала, года) производится группировка операций по характеру учитываемых объектов и датам совершенных операций, что позволяет получать о них сводные показатели и по окончании месяца (квартала, года) переносить их в баланс.

Счета предназначены для текущего учета и контроля над движением хозяйственных средств, их источников, производственных процессов и их результатов.



33. Двойная запись на счетах бухгалтерского учёта, её контрольное и информационное значение.

Изменения, вызываемые хозяйственными операциями, носят двойственный характер и происходят, как правило, в двух взаимо-связанных объектах бухгалтерского учета.
Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды (методом двойной записи): по дебету одного и кредиту другого счета. В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически в последовательности их совершения, т.е. в хронологическом порядке. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Она выражается записью хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета. Двойная запись своей внутренней логикой помогает раскрыть принципы противоположного построения структуры активных и пассивных счетов, связывая их с двусторонним построением баланса, где слева (у счетов — дебет) отражаются остатки хозяйственных средств, а справа (на счетах — кредит) отражаются остатки источников средств

Двойная запись характеризуется тремя принципами:
1) отражается дважды;
2) отражается по дебету одного и кредиту другого счета;
3) на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той
же сумме.

Бухгалтерский учет благодаря двойной записи становится сис-
темным, текущим и непрерывным, в котором ни одна запись не
отражается без документального подтверждения, и разнообразная
совокупность имущества обобщается в едином денежном измере-
нии.


34. Синтетический и аналитический учет на счетах.

Синтетический учет — это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет — это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Синтетические счета содержат информацию по более общим группировочным признакам об имуществе, его источниках, хозяйственных процессах только в денежном измерении, а учет, осуществляемый на этих счетах, называютсинтетическим.

Аналитические счета используются в целях детальной характеристики учитываемых объектов как в денежном, так и неденежном измерении, а учет, осуществляемый на этих счетах, называют аналитическим.


Группировка данных аналитического учета в пределах соответствующего синтетического счета осуществляется на субсчетах. Субсчета - это промежуточные счета между синтетическим счетом и аналитическими счетами, ведущимися в развитие данного синтетического счета.

Данные синтетического учета по всем синтетическим счетам находят отражение в Главной книге. Для ведения аналитического учета используются карточки, различные группировочные и накопительные ведомости. книги и другие учетные регистры. Нередко данные синтетического и аналитического учета совмещаются в одном учетном регистре.

Для контроля правильности произведенных записей на счетах и составления бухгалтерского баланса служат оборотные ведомости, представляющие собой сводки итоговых данных, характеризующих наличие и движение объектов бухгалтерского наблюдения за отчетный период.


35. Сущность метода двойной записи и этапы составления бухгалтерской записи.

Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах.

Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов.

Бухгалтерской записью – проводкой – называют запись операции, т. е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции.

Корреспонденция счетов – связь, возникшая между счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами называют счета, применяемые для отражения операции способом двойной записи.

Порядок отражения операций способом двойной записи:

– операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета;

– операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета;

– операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;

– операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета.

Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах.



36. Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета и бухгалтерским балансом.

В бухгалтерском учете проявляется следующим образом. На основании данных статей баланса открываются активные и пассивные счета, названия которых в основном совпадают со статьями баланса. Так, статье актива «Нематериальные активы» соответствует счет 04 «Нематериальные активы»; статье пассива баланса «Добавочный капитал» — счет 83 «Добавочный капитал» и т. д. Иногда несколько счетов представлены в балансе одной статьей.

Кроме того, суммы остатков по соответствующим статьям баланса служат начальными остатками открываемых синтетических счетов. Общая сумма дебетовых остатков синтетических счетов равна общей сумме кредитовых остатков, ибо эти итоги есть не что иное, как итоги актива и пассива баланса. На основании конечных сальдо синтетических счетов составляют новый баланс на первое число следующего отчетного периода (месяца, квартала и года). 
Однако между бухгалтерскими счетами и балансом имеется отличие, которое состоит в том, что на бухгалтерских счетах отражаются текущие хозяйственные операции и итоговые данные за отчетные периоды в денежных, натуральных и трудовых показателях, а в балансе отражаются только итоговые данные на начало и конец отчетного периода в денежной оценке.