Файл: Общая характеристика власти первобытного общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В протогосударстве не было и регулярных налогов, и узаконенных повинностей в пользу публичной власти. Существовали формы дан- ничества. Речь идет о военных рейдах царя (князя) в пределах своих владений с целью сбора дани, а заодно и рассмотрения споров, урегулирования конфликтов.

В целом признаками протогосударства можно считать его структурную неустойчивость, хрупкость, относительно слабую экономическую и социальную основу. Отсюда необычайная подвижность этой политической формы — она могла постепенно развиться в раннее и зрелое государство, но чаще всего она распадалась, и вновь возвращались старые родоплеменные формы властвования.

Основные характеристики раннего государства. Раннее государство — это прочно осевший в определенной области племенной союз, в рамках которого существует более или менее устойчивая публичная власть, единоличная или чаще всего опирающаяся на иерархическую систему княжеского авторитета.

В отличие от протогосударства здесь имеют место территориальная организация населения и укрепление институциональной структуры публичной политической власти.

Кроме того, наблюдается существенное ослабление и постепенное отмирание потестарных родоплеменных структур. Их роль на себя берет новая власть — публичная политическая[4].

В раннем государстве четко проявляется имущественное и социальное расслоение, основная масса населения оказывается отстранена от управления общественными делами, которые фактически переходят в руки элиты.

Однако в раннем государстве все еще отсутствуют резкие социальные противоречия — существующая политическая структура наряду с интересами знати выражает и общеплеменной интерес. Осуществление политической власти все еще в значительной мере носит традиционный, ориентированный на родоплеменные ценности характер.

Социальные нормы в первобытном обществе

В первобытном обществе действовали так называемые социальные нормы. Эти нормы определяли правила поведения в обществе, которые вошли в привычку в результате многократного использования. Социальные нормы также обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, которые регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Такие нормы еще по-другому назывались обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Они возникали в связи с общественной потребностью охватить повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктами. Обычаи имеют характерные признаки:


  • они исходили от рода и выражали интересы и волю;
  • так как обычаи входили в привычку людей, то они соблюдались всем родом и исполнялись добровольно;
  • отсутствовали различия между правами и обязанностями членов родового общества.

Кроме обычаев существовали и другие формы социальных норм. Среди них можно выделить также:

  1. Миф - это повествования о богах, духах, обожествленных героях, которые возникли в первобытном обществе;
  2. Обряд - это правила поведения, которые заключаются в символических действиях, которые глубоко проникают в психику человека и преследуют воспитательные цели;
  3. Ритуал - это символические действия, которые выражают связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей, а также способствуют общему настрою на совместную деятельность;
  4. Религиозные нормы - это нормы, которые основаны на религиозных представлениях. Особое место занимало отправление религиозных культов и жертвоприношение богам.

Эти нормы выполнялись добровольно, но стоит отметить, что нарушение этих норм приводило к наказаниям в виде изгнания из общины.

Власть в первобытном обществе не была однородной, так как главой группы являлся отец или патриарх, который был самым старшим среди остальных родственников. Власть основывалась в основном на социальных нормах, которые регулировали все сферы жизни. Говоря о власти в первобытном обществе можно выделить ее основные черты:

  • она носит общественный характер;
  • строилась по кровнородственному принципу(распространялась на всех членов рода);
  • не существовало особого аппарата управления(управление осуществлялось самостоятельно);
  • не является аппаратом, который бы управлял или принуждал людей;
  • власть основывалась на качествах будущей главы;
  • регулирует общественный строй с использованием особых средств (мононормы).

Под мононормой понимали такое правило поведения, которое не относится ни к области права, ни к нравственной области, ни к области этикета. Такие нормы чаще всего были нормами разделения труда, распределения благ сотрудничества и т.д. Мононормы также выражались в обычаях, которые тесно были переплетены с религиозными и нравственными устоями.

По своему содержанию, форме и порядку формирования мононормы представляли собой обычаи первобытного общества, обеспечивавшие порядок во внутриродовых отношениях. Они коренились в глубокой древности, складывались в процессе длительной практики, передавались из поколения в поколение через легенды, мифы, сказания и др.


Мононормы соблюдались в силу прочной привычки, общности интересов членов рода, равенства их положения, отсутствия между ними непримиримых противоречий. В обычаях родового строя невозможно вычленить традиционные, нравственные, религиозные и правовые нормы, как это имеет место в более развитых обществах. Мононормы имели слитный (синкретический) характер безусловных императивов[5].

Основные характеристики мононормы:

• «моно» означает, что мононорма была единственным видом социального регулятора в обществе в тот исторический период;

• мононорма воспринимается как часть миропорядка, как и сам первобытный человек, который полагал, что их нарушение — это нарушение самого миропорядка;

  • мононорма самоисполнима, имеет естественный характер своего обеспечения и не требует внешнего обеспечения. Тем не менее за ее несоблюдение санкции применялись — вплоть до изгнания из рода, что означало смерть;
  • исторически первыми способами регулирования, которые закреплялись в мононорме, были запреты и позитивные обязывания;
  • она регулирует взаимодействие человека с живой и неживой природой и между людьми; направлена на обеспечение присваивающей экономики, на гарантирование существования и воспроизводства конкретных родоплеменных общин в природной среде;
  • мононорма реализовывалась в устной форме (табу, обычаи, мифы, ритуалы, обряды и т.д.).

Самым главным органом власти было собрание рода, где решались все дела, включая выбор старейшины, который стоял во главе семьи или рода. Именно от его решений зависели дальнейшие действия: кому и сколько выделить для потребления и что оставить в качестве запаса и накоплений. Он также руководил повседневной жизнью, рассматривал споры между сородичами. Старейшина также имел право по своему усмотрению распоряжаться ресурсами общины. Ее выбирали и признавали среди особых качеств. Для этого он должен был иметь большой авторитет в группе. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник.

Таким образом, первобытное общество являлось простой организацией жизнедеятельности людей, которая была основана на родственных связях, коллективном труде и социальном равенстве всех членов. Это общество было самым длительным этапом в истории человечества. Данная тема остается актуальной до сих пор, потому что существует множество различных мнений по поводу проблем возникновения государства, так как мы не можем в полной мере понять, в каком мире мы сейчас живем, и что будет после нас. В первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, которые являются нецелесообразными. Власть в этом обществе носила народный характер и строилась на самостоятельном управлении. Никакого специального аппарата управления здесь не существовало. Первобытное общество стремилось подчиняться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом. Развитие общества ускорилось, и наступил тот момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей. Они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появились новые формы закрепления норм права, которые действуют сегодня: юридические прецеденты, нормативные договоры, законы.


Власть в первобытном обществе

Виды органов общественной власти

Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община.

По мнению Р.С. Габидулина, род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или иным родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода.

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Следует согласиться с Р.С. Габидулиным в том, что власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены[6].

Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, то есть не отделенной от общества и не политической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин.

Собрание - столь же древнее установление, как и сам род, оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех так же, как указания вождя.

Выдающийся отечественный ученый, теоретик права, проф. В.М. Корельский подчеркивал, что, хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.

Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким - смертная казнь, изгнание из рода. В большинстве же случаев было достаточно простого порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания.

Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича.


В.М. Корельский указывал, что в несложные отношения первобытного общества, вероятно, регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных мононорм, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино.

Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Благодаря табу первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но, когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы - обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника)[7].

Первобытное (догосударственное) общество хронологически связано с так называемым «доисторическим периодом» (иногда употребляется термин «праистория». Но, в научных русскоязычных источниках такой термин употребляется реже, чем в иностранной научной литературе, например, «prehistory” или «urgeschichte».

Для обозначения доисторической эпохи какой-либо культуры в финальной стадии, когда ещё не создана своя письменности, но эпоха уже упоминается в письменных памятниках других народов, в научной иностранной литературе зачастую применяется термин «протоистория», например, «protohistory» или «fruhgeschichte».

Для замены термина первобытное государство, некоторые историки используют термины «первобытный коммунизм», «доцивилизационное государство» и другое. В научной отечественной литературе эти термины не прижились.

В теории марксизма используется термин первобытнообщинный строй, как обозначающий «доцивилизационное государство».