Файл: Общая характеристика власти первобытного общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников — словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет — независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами.

Города-государства. Города-государства многие ученые относили к первым формам государственных образований. Это были некие «островки» государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения, в силу чего во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими, и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах- государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти — представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.


Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города — морские бухты; города — центры торговых путей и т.п.).

3.2.Происхождение права. Обычное право. Становление судебной власти

Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. Между тем проявление правовых норм имеет свою историю, свой источник. Если государственность во многом вырастала из родовой организации, то праву, его нормам предшествует функционирование специальных правил догосударственной формации. Однако эти правила являлись элементом родовой жизни, они, другими словами, «обслуживали» соответствующую эпоху. С появлением частной собственности, постоянных производств возникает и необходимость их регламентации, а также хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности.

С развитием производственной и сельскохозяйственной деятельности, новых форм собственности, прежде всего на землю, социальные регуляторы постепенно получают все более четкое классовое содержание. Все интенсивнее разрушается социальное и экономическое равенство, укрепляются институты частной собственности, появляется наемный труд, эксплуатация. И именно эти отношения неравенства и эксплуатации закрепляют и выражают право периода его зарождения.

Правовые нормы возникают параллельно с государственными институтами. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Так, например, обычай избрания на общественные должности постепенно преобразуется в обычай выборов на эти должности из аристократических привилегированных семей, затем превращается в обычай замещения должностей по наследству.

Обычное право формируется, с одной стороны, путем приспособления и видоизменения правил родового строя, а с другой — введения новых норм поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением.

В социально-регулятивной системе в IV—III тыс. до н.э. появляется новый элемент — четкое фиксирование в письменных источниках норм, регулирующих производственную деятельность земледельческого общества. Появление нормативных агрокалендарей считают принципиально новым способом фиксации правовых норм и новым способом их выражения. Становление права многие авторы связывают именно с агрокалендарями в раннеземледельческих районах Месопотамии, Египта, Индии и других регионах. Они стали основой общественной жизни членов земледельческой общины, так как регулировали производственную деятельность общины и были строго обязательны для исполнения.


Появившаяся новая форма права — законодательство содержательно на ранних этапах своего существования прежде всего включала в себя обычаи, т.е. старому содержанию была дана новая форма. Древнейшие источники права, такие как Законы Ману в Индии, древнеримские Законы XII таблиц, Русская Правда, Салическая правда франков, Законы Хаммурапи, являются не чем иным, как сборниками обычаев.

Государство все активнее начинает само издавать нормы права (конституции, указы, законы, постановления и т.д.). Такая форма происхождения юридических норм получила название «собственное нормотворчество», или «правотворчество».

Государственные органы, должностные лица, прежде всего судьи, признавали те или иные обычаи действующими и выносили на их основе решения. Так, судебное решение, посвященное конкретному делу, становится примером (прецедентом) для подобных случаев. Прецеденты формируют право судей, т.е. прецедентное право, являющееся основой, главным содержанием, например, англосаксонской правовой системы.

Обратим внимание на то, что санкции зарождающихся правовых норм становятся жестко фиксированными. В первобытном же обществе ответственность дифференцировалась лишь на реальную и сверхъестественную. Поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни, то привлечение к ответственности и связывалось с так называемыми сверхъестественными силами. Санкции имели собственное содержание и формы: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения и смертная казнь.

Указание на условия действия нормы и ее последствия в одной норме (одном правовом предписании) знаменует большой успех в развитии регулятивной системы в целом и в становлении права в частности.

Отличие права от социальных норм первобытнообщинного строя сводится к следующему.

Право формируется либо непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церкви и т.п.) и под его контролем создавалось всем обществом. Обычаи и другие правила выражали общую волю и защищали общественный интерес. Правовые нормы выражают волю и баланс общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

Обычаи и другие регуляторы первобытной эпохи носили нефиксированную форму, право же получает внешнее выражение, закрепление в виде разного рода нормативных правовых актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием.

Первобытные регуляторы охранялись от нарушений всем обществом. Право гарантируется специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.


Таким образом, так называемое раннее право — это юридические правила, установленные государством, его правителями, которые выражали волю господствующего класса, баланс интересов общества того периода и обеспечивались принудительной силой государственного аппарата.

Выделяют два основных пути развития права в раннеклассовых обществах — восточный и западный.

В восточных обществах, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.).

Зафиксированные в таком праве нормы имеют зачастую казуистичный характер. Дополняются они, в случае необходимости, другими обычаями и конкретными имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

Характерными чертами в раннеклассовом обществе такого типа являются следующие: 1) право присутствует здесь в зародышевой форме; 2) слитность с религией и моралью; 3) многозначность понятий, присущих начальному этапу становления права; 4) казуистичность, противоречивость, пренебрежение к абстрактным формулам.

В западном обществе, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений.

В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Становление судебной власти. Судебная власть как самостоятельный институт государственной власти появилась значительно позже ее представительных и исполнительных механизмов. Надо учесть то обстоятельство, что дифференциация (разделение) власти проходила медленно и характерна для более поздних периодов развития государства. Первоначально судебные функции (судебные дела) в зависимости от традиций, особенностей государственного строительства решала либо исполнительная власть, либо представительная, либо совместно в зависимости от функций в отправлении правосудия.

Однако в более поздние периоды развития государственности судебная власть приобретает самостоятельность. Судьи назначаются исполнительной или представительной властью (собранием). Начинает формироваться институт независимости судей, передачи судебной власти по наследству. Истории судебной власти известен и институт избрания судей по жребию. Таким образом, постепенно судебная власть приобретает самостоятельность. Многие специалисты полагают, что решение гражданских, торговых споров, вынесение приговоров по уголовным делам явились одной из главных задач и чуть ли не единственной прерогативой судебной власти, что в конечном счете породило необходимость принятия законодательных актов. Иными словами, судебная практика подталкивала государственную власть (в лице монархов, собраний) к принятию нормативных правовых актов.


Судебная практика во многом послужила неким толчком для развития собственного нормотворчества.

Заключение

В заключение подведем итоги.

Первобытный строй - это самый длительный период в истории развития человечества. Это начало истории развития социального общества - от появления разумного человека и до появления государств и цивилизаций.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно важное место. Говорить о первобытном обществе можно с момента появления разумного человека, т.е. около 2000 тысяч лет назад. Ученые считают, что древнейший человек возник около 1-1,5 млн. лет назад, а другие относят его появление к более позднему периоду.

В первобытном обществе действовали так называемые социальные нормы. Эти нормы определяли правила поведения в обществе, которые вошли в привычку в результате многократного использования. Социальные нормы также обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, которые регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Такие нормы еще по-другому назывались обычаями, которые передавались из поколения в поколение. Они возникали в связи с общественной потребностью охватить повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктами.

Современные исследования первобытного общества по мнению неоисториков, отрицающих традиционную периодизацию развития человеческого общества, опровергают существование подобного общественного устройства и существование общин, общинной собственности при первобытнообщинном строе, и в дальнейшем, как закономерный итог несуществования первобытнообщинного строя — несуществование общинного сельскохозяйственного землевладения вплоть до конца XVIII века в большинстве государств мира, включая Россию, как минимум начиная с неолита, что требует дальнейшего развития научной дискуссии по этим вопросам.

Родоплеменная организация общества характеризовалась особым регулятором первобытного общества, они получили в теории государства и права название "мононорм". Запреты, обычаи, ритуалы, традиции, мифы и обряды выступали формами выражения таких норм, эти социальные регуляторы формировали и передавали из поколения в поколение социальные нормы поведения членов рода.

Следовательно, мононормы, существовавшие в первобытном обществе, регулировали отношения в обществе при помощи обычаев, запретов и мифов, мононормы существовали и реализовались через сознание и поведение людей, без письменной формы выражения. Сила традиции, убеждения, принуждения и запреты обеспечивали передачу этих норм, именно они выступали ведущими способами регулирования.