Файл: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ (Общая характеристика розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Испокон веков торговля существовала в жизни каждого государства и общества. Она является важной составляющей экономики любой страны. В современных условиях торговля, а именно розничная торговля, занимает особое место. Значительно возросла важность развития розничной торговли. Происходит это из-за того, что розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет быстрого и доступного, а также качественного удовлетворения запросов каждого потребителя. На сегодняшний день розничная торговля развивается и темп для развития задает не продавец, а покупатель. На объем рынка влияет теперь не только доступность и наличие товара, но и качество. Розничная торговля должна в первую очередь соответствовать требованиям покупателей. Необходимо совершенствование бизнес-процессов внутри рынка, необходимо создание розничной торговли, которая бы полностью отвечала мировым стандартам. А обеспеченность населения качественными товарами необходимо повышать с помощью внедрения новых инструментов.

Торговля это деятельность, направленная на оборот и куплю-продажу товаров. Розничная торговля это деятельность, направленная на продажу товаров или услуг для личного пользования в небольшом количестве.

Розничная торговля является завершающей формой продажи товаров конечному потребителю через магазины различных форматов, поэтому именно розничная торговля связывает производителей с непосредственными пользователями предоставляемой продукции. Поэтому роль розничной торговли настолько значима, что если не контролировать процессы реализации товаров, то возможно злоупотребление положением на рынке.

То, что предоставляет розничная торговля, пользуется постоянным (ежедневным) спросом это то, что окружает каждого человека, поэтому, данная тема актуальна и была выбрана для рассмотрения.

Предмет исследования. Роль торговли в экономике

Объект исследования. Особенности розничной торговли в России

Целью данной работы является исследование рынка розничной торговли, его форматы, классификации, состояние и динамику, а также проблемы и способы их предотвращения.

Поэтому были поставлены следующие задачи для рассмотрения:

♦ Понятие розничной торговли и ее форматы и классификации;

♦ Состояние и динамика розничной торговли России.

Для написания данной работы использовались материалы научных трудов ученых, изучающих розничную торговлю как отечественную, так и мировую, ресурсы Интернета, нормативно-правовые акты.


1 Общая характеристика розничной торговли

1.1 Понятие розничной торговли

Розничная торговля или ритейл – это штучная порционная реализация определенных товаров конечному потребителю или посреднику для дальнейшей продажи, которая реализуется посредством торговли в специально оборудованных помещениях, с помощью личных продаж, средств массовой информации и т.д. Основной процесс обращения товарно-материальных ценностей завершается в розничной торговле. Она являет собой совокупность видов предпринимательской деятельности, которые направлены на донесение определенного товара или услуги потребителю для личного использования

Розничная торговля является товарообменным процессом, направленным на удовлетворения спроса покупателей. В переводе с английского языка данный термин означает – «малый бизнес» (retail trade ), с французского – «разрезать, дробить» (retailer), от русского глагола «рознить» – «разделять, отделять часть от целого, одно от другого». Поэтому сегодня понятие розничной торговли стали называть «ритейлингом», что касается зарубежного наименования и произношения.

В законодательстве этот термин трактуется, как процесс предпринимательской деятельности, который осуществляется по договору купли-продажи в розничном эквиваленте, а переданный покупателю товар оседает для личного или семейного пользования. Данный договор подразумевает конечное оседание продукции определенного вида у пользователя без дальнейшей ее реализации или коммерческого использования.

Розничная торговля объединяет в своем понятии личные интересы и потребности продавца для получения финансового вознаграждения за определенный объект реализации, а также удовлетворение потребностей покупателя, который стремится получить за определенную плату качественные и полезные товары. Благодаря развитию розничных продаж производители ориентируются в выпуске и производстве именно тех продуктов, которые будут покупать, максимально учитывая запросы и требования потребителя.

Теория индивидуального выбора лежит в основе розничной торговли. Она базируется на ключевых моментах спроса покупателей, поэтому является индикатором и социальным маркером качества жизни определенной группы людей.


Объект реализации проходит длительный путь к конечному потребителю. Сначала товар изготавливается на определенной фабрике/заводе, после чего сбывается оптовым или розничным компаниям для дальнейшей перепродажи. Оптовики поставляют приобретенную продукцию розничным торговым предприятиям или лицам, которые в свою очередь продают ее конечному потребителю. Поэтому торговля является связующим звеном между покупателем и производителем, реализуя потребительскую стоимость и поддерживая равновесие соотношения спрос-предложение. Компании, каналы и объекты реализации при этом значения не имеют, акцентируя внимание на самой задачи.

Сфера розничной торговли в наше время занимает лидирующие места по интенсивности развития российского хозяйства. Достигнуты отличные показатели и многие компании вышли на новый уровень торговли. Приблизительно к 2005 году более десятка крупных торговых сетей преодолели миллиардный рубеж по объему годовой чистой выручки и это в долларах. Оборот отдельных магазинов и торговых объектов составил конкуренцию некоторым промышленным предприятиям с солидными оборотами и производственными базами.

Развиваясь, торговая сфера влияет на рост и развитие попутных отраслей, которые связаны с ней. Цепь продвижения товара подразумевает участие закупщиков, дистрибьюторов, изготовителей и других фигурантов процесса.

На сегодняшний день наблюдается положительная динамика в сфере торговли. В России темпы роста розничных продаж в 1,5 раза опережают темпы роста валового внутреннего продукта. Реальные доходы населения каждый год повышаются с положительной динамикой в 10-11 %, а розничная торговля при этом растет на много быстрее и интенсивнее. В 2016 году ее обороты составляли на 8 % больше, чем за такой же период 2015 года. Данный подъем обеспечил прирост финансовых активов россиян, который осуществился в Центральном банке России, поскольку только в 2016 году объем банковских вкладов составлял 261,1 млрд. руб. на депозитах и 5479 млрд. руб. на корреспондентских вкладах. Благодаря такой динамике существуют все условия для дальнейшего развития розничной торговли в России.

Основные характеристики, функции и задачи розничной торговли:

Реализует товары, которые куплены у оптового поставщика. Продукция предоставляется для всех желающих потребителей в неизменном виде.

Для удовлетворения спроса формируется определенный ассортимент товаров (услуг), которые отвечают требованиям конечного потребителя.


Торговля реализуется через демонстрацию товаров на стендах и витринах определенного образца, которые оборудованы для предварительного заказа продукции.

Посылочная торговля осуществляется с помощью рассылки товаров, которые заказаны по каталогу, представленным образцам, пробам их определенных характеристик и т.д.

Доставка товаров на определенный адрес помогает осуществлять торговлю объектам без наличия собственных складов или их недоступности в данном случае.

Торговля от дома к дому является процессом посещения домов и офисов компаний потенциальных клиентов.

Уличная торговля реализуется в определенном жилом квартале или прямо на обочине улицы, куда продавец привозит определенный ассортимент, актуальный для людей, проживающих на данной территории. Например, фрукты, овощи, яйца, сладости, напитки, мороженное и многое другое.

Мелочная торговля применяется на оживленных мероприятиях, улицах и площадях с большим потоком людей.

Функции и ключевые особенности розничной торговли обеспечивают эффективную реализацию товаров/услуг потребителям и заключаются в таких моментах:

  • анализ изучение спроса и рыночного предложения на товары;
  • контроль и поддержка правильного баланса спрос – предложение;
  • формирование и оптимизация торгового ассортимента, который бы полностью удовлетворял потребности покупателей;
  • организация потока товарного перемещения к конечному потребителю;
  • влияние на производственные процессы для обеспечения населения нужными позициями в необходимых объемах;
  • правильное формирование товарных запасов, чтобы избежать перезатоварки и сбоя в поставках;
  • эффективная реклама продукции;
  • осуществление торгово-технических процессов для удобства реализации (фасовка, доработка, упаковка и т.д.);
  • организация перемещения товарных групп внутри магазина для качественной выкладки и реализации;
  • оптимизация и усовершенствование технологий торговых процессов;
  • улучшение обслуживания покупателей;
  • формирование и стимуляция спроса и реализация сбыта;
  • выбор наиболее продуктивных и действенных методов торговли;
  • выполнение расчетных операций для клиента;
  • консультация покупателей, которая поможет не только купить товар, но и облегчит процесс ознакомления и эксплуатации;
  • организация подачи товарного запаса к метам реализации для дальнейших продаж;
  • стимуляция и/или поддержание баланса между спросом и предложением;
  • воздействие на производителей для удовлетворения запросов покупателей;
  • совершенствование технологии продаж и обслуживания клиентов.

1.2. Виды розничной торговли

В настоящее время существует множество разновидностей розничной торговли. Предприниматели придумывают все новые способы продажи, а так же различные уловки для покупателей.

Перечислим, какие форматы и структурные образования предприятий розничной торговли существуют сейчас на рынке:

• Магазины у дома;

• Драгсторы;

• Дискаунтеры;

• Fix-price;

• Бутики;

• Этнические и экологические магазины;

• Дистанционная торговля;

• Стоковые магазины;

• Супермаркеты;

• Гипермаркеты;

• Мелкооптовые магазины (Cash&Carry);

• Универмаги;

• Торговые центры;

• Торгово-развлекательные центры (моллы);

• Многофункциональные торговые комплексы;

• Торговые дома;

• Торговые коридоры, торговые улицы;

• Галереи, пассажи;

• Он-лайн гипермаркеты.

Рассмотрим подробнее некоторые их форматы.

Если возникает потребность срочно купить какой-либо продукт, то такой формат магазина, как магазин у дома выручает. Такой магазин будет востребован всегда, он удобен своим расположением и возможностью приобрести товар, быстро не затрачивая на это много времени на дорогу и сборы. Также, несмотря на то, что основные покупки люди совершают в супер - и гипермаркетах, то в случае необходимости небольшой покупки или спонтанной данные магазины просто незаменимы в жизни людей. Также такими магазинами пользуются люди, не имеющие автомобилей и которым неудобно добираться до супер- и гипермаркета, а после с покупками возвращаться обратно, поэтому они часто покупать товары возле своего дома небольшим количеством, но стабильно и часто ежедневно. Еще хороши такие магазины для продажи такой продукции, как хлеб, сигареты, алкоголь и т.д. Это объясняется тем, что нерационально после работы ехать в магазин лишь за одним хлебов, часто сигареты в больших магазинах продают в блоках, например, в Ленте, что касается алкоголя, то с ним ситуация схожа как с хлебом, если речь не идет о большом количестве товара и т.д. Также немаловажным преимуществом является режим работы. Связанно это с тем, что после вступления в силу закона о запрете продажи алкогольной продукции после 23:00 до 08:00 в основном все супермаркеты работают в этих временных пределах, за исключением круглосуточных магазинов.[1]

Драгсторы это магазины, расположенные в радиусе 500 метров от жилых домов. Создание и обслуживание таких магазинов значительно дешевле обходится, чем похожие форматы торговли. Это связано с тем, что доставка в эти магазины специфических товаров обходится дешевле, а также условия хранения их не требует специального дорогостоящего оборудования, в том числе и холодильного, следовательно, уменьшаются расходы на электроэнергию. Ассортимент данного магазина состоит из следующего: парфюмерия, косметика, средства гигиены, БАД, корма для животных, хозяйственные мелочи, диетические товары, чай, кофе, вина, некоторые сладости и порой лекарства.