Файл: РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ (Общая характеристика розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В классическом понимании под дискаунтером понимается розничный магазин или сеть с наиболее ходовыми товарами. Основные черты таких магазинов это отсутствие разнообразия ассортимента, площадь составляет от 500 до 1500 кв. м., наличие только самого необходимого персонала и проведение агрессивной политики низких цен.4 В связи с большой проходимостью, а следствие этого, напряженностью работы, единственное, на чем не экономят это на заработных платах. Это объясняет причину отсутствия дополнительных услуг, а также специальных при магазинных парковок. Расположение преимущественно в жилых районах, так как учитывается вероятность того, что покупатели могут не иметь автомобилей. В современных рыночных условиях дискаунтер потерял свое четкое понятие и больше похоже на «эконом-класс». Но, несмотря на это, таким форматом магазина пользуются не только малообеспеченные люди, но и категория граждан с заработками выше среднего. Особенную популярность такие магазины получают в кризисные времена.

Розничная сеть формата фиксированной цены (fix-price) появилась на рынке относительно недавно. Но стремительно развивалась и на данный момент имеет 2 152 магазинов более чем в 600 населенных пунктах.5 Из названия можно понять, что особенностью сети является то, что все товары, продаваемые в данных магазинах по одной цене, она может меняться в зависимости от курса валют, но на данный момент составляет 51 рубль. Расположение магазинов осуществляется рядом с другими торговыми точками, преимущественно продовольственными, так как сам ассортимент магазина основывается на непродовольственных товарах. Ассортимент данного магазина включает косметику, бытовую химию, посуду, игрушки, сувениры, книги, товары для праздников, декор, аксессуары для автомобилей и небольшое количество не скоропортящихся напитков и продуктов. Привлекательность такого магазина состоит в том, что множество полезных товаров можно приобрести за цену в несколько раз меньше аналога.[2]

Под магазинами-бутиками понимаются небольшие магазины, нацеленные на узкий ассортимент товаров предназначенные для покупателей с высоким уровнем дохода. Присутствует обязательно, индивидуальный подход и работа продавца-консультанта с покупателем. Магазины-бутики могут быть, как монобрендовым, так и мультибрендовым. Монобрендовый бутик - это магазин, в котором представлен определенный ассортимент одной марки, мультибрендовый бутик - это магазин, в котором представлен ассортимент несколькими торговыми марками. Бутики могут продавать как одежду, обувь, аксессуары, так и чай, кофе, шоколад, алкоголь и т.д., продаются с весьма ощутимыми скидками, они могут достигать до 80 %. Ассортимент товаров реализуемых в этих магазинах рассчитан как на масс-маркет, так и на люкс. Обусловлено это тем, что данная система является удобным решением для тех производителей товаров, у которых возникли остатки прошлых коллекций, незначительный брак или другие случаи переизбытка товара,


Супермаркетом считается крупный магазин самообслуживания по продаже товаров повседневного спроса. Практически все имеют примерно одинаковые схемы размещения оборудования торгового зала, основанные на принципах мерчендайзинга. Также супермаркеты стали делится на премиум- элитного класса, среднего класса и масс-маркеты. Размер современного супермаркета 2800-4700 кв. м., а ассортимент реализуемых товаров 15-20 тыс.

Гипермаркет может быть трех категорий: малый, площадь которого до 7,5 тыс. кв. м, средние 12 тыс. кв. м, и если больше этого показателя, то относится к категории крупного. Ассортимент товаров в зависимости от категории гипермаркета составляет от 30 до 75 тыс. наименований. Гипермаркет должен конкурировать по ценам с дискаунтерами, превосходить по ассортименту продовольственные рынки, конкурировать со специализированной розничной сетью и опережать супермаркеты по предоставлению покупателям национальных брендов. Гипермаркет должен проводить политику низких цен. Уровень доходов примерно в два раза ниже, чем в супермаркетах.

Мелкооптовые магазины Саsh&Саггу. Данные магазины ориентированы на мелкооптовых покупателей приобретающие товары за наличный расчет. Представлен широкий ассортимент товаров, как продуктов питания, так и промышленных товаров. Магазин такого формата работает по нескольким прайс-листам в зависимости от объема покупки. Классический магазин Саsh&Саггу предназначен для покупателей - владельцев небольших торговых предприятий, поэтому все мелкооптовые продажи товара производятся с предоставлбнием счетов-фактур. Вход в магазин ограничен, для этого необходимо иметь зарегистрированную на предприятие карту.

Универмагами принято называть крупные зарубежные специализированные магазины с широким ассортиментом одежды при домах моды. Данный формат предполагает широкий и глубокий ассортимент различных групп товаров и предоставление высокого уровня обслуживания. Универмаги - специализированные центры моды, архитектура их стилизованная, магазины с дорогостоящей отделкой как внутри, так и снаружи.[3]

Торговый центр является важнейшей тенденцией современного развития розничной торговли. Торговый центр должен иметь не менее 10 тыс. кв. м., построенный на специальном участке. При этом предусматривается предоставление совокупных услуг, таких как, продажа товаров повседневного спроса, длительного пользования, мебель, аксессуары, одежда, товары для дома и т.д., точки общественного питания.


Торгово-развлекательные центры (моллы). Торговые комплексы площадью более 300 тыс. кв. м., включающие в себя множество магазинов различных форматов (супер-, гипермаркеты), рестораны, кафе, автосервис, зоны отдыха (киноцентры, игровые залы, аттракционы и т.д.), спортивные учреждения (боулинги, катки для ледяных катков, фитнес - клубы и т.п.), выставочные учреждения, конференц-залы, места для парковки автомобилей.

2. Анализ современных тенденции розничной торговли РФ

2.1.Современное состояние розничной торговли РФ

Ослабленные стартовые позиции, обусловленные, в том числе, просевшим IV кварталом 2017 г., выразились в очередном сокращении темпов отраслевого развития. Учитывая эффект преемственности со стороны сформировавшейся динамики центральных операционных индикаторов торговли за предшествующие периоды 2017 г. и традиционно несезонным I кварталом для розничной торговли в каждом году, первые результаты в 2018 г. Оказались предсказуемо сниженными.

Исходя из полученных итогов обследования, незначительное усиление негативных предпринимательских оценок, прослеживалось по ряду индикаторов финансово-экономической деятельности, однако их повышенная концентрация была сосредоточена в динамике спроса, объема продаж, товарооборота и численности занятых.

Таблица 1. Динамика оценок основных показателей деятельности организаций розничной торговли

В частности, с проблемой недостаточного спроса столкнулись 54% организаций (против 50% в аналогичном периоде 2017 г.), а доля руководителей, констатирующих снижение общего оборота товара относительно предшествующего квартала, выросла до 45%. При этом в 30% организациях выявлено сокращение персонала.

Тем не менее, очередная волна, погасившая деловую активность в I квартале, не вытеснила отрасль из умеренно-позитивного формата развития.

Основной результирующий индикатор обследования - ИПУ отличился относительно нейтральной реакцией на охлаждение рынка, снизив свой результат по сравнению с IV кварталом лишь на 1 п.п., до +2%.


Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности и его составляющих в организациях розничной торговли

Полагаясь на благоприятные краткосрочные прогнозные предпринимательские оценки, во II квартале розница планирует покинуть фазу спада и выйти на средние темпы роста, достигнутые в 2017 г.

Согласно результатам обследования, на фоне сниженной деловой активности зафиксирован очередной спад значений основных показателей, характеризующих динамику торговой деятельности. Относительно предшествующего квартала усилилась острота реагирования руководителей торговых организаций на снижающийся спрос и объем реализуемых товаров.

В частности, в I квартале снижение заказов констатировали уже 30% руководителей. Балансовое значение показателя снизилось до (-15%) против (-8%) и (-9%) в IV и Ьм кварталах 2017 г., соответственно.

Рисунок 2. Оценки роста и снижения спроса в организациях розничной торговли

Несмотря на интенсификацию неблагоприятных тенденций в области продаж, в начале года зафиксировано относительно слабое ускорение темпов выбытия персонала. Треть руководителей сообщили об увольнениях в своих организациях по сравнению с IV кварталом 2016 г. Баланс оценки изменения численности занятых снизился с (-12%) до (-14%).[4]

Следует заметить, что рост общего товарооборота в 2017 г. (101,2%) на фоне падающих реальных располагаемых денежных доходов населения (98,3%), во многом был обеспечен интенсификацией потребительского кредитования. Причем драйвером общего роста товарооборота стал непродовольственный сегмент торговли (101,9%), именно в этом направлении, как правило, используются потребительские кредиты (исключая жилищные, ипотечные, авто- и другие, не связанные напрямую с приобретением товаров розничной торговли). За тот же период (2017 г.) продовольственный сегмент лишь незначительно вошел в зону роста (100,5%). Значит население, особенно низкодоходное, продолжает придерживаться в отношении формирования своей продуктовой корзины, избирательно-сберегательной модели поведения, выработанной в период начала кризиса доходов (конец 2014 - начало 2015 гг.). Однако, есть серьезные основания полагать, что очевидный перелом тренда по доходам населения в 2018 г. с понижательного на повышательный, даст возможность и продовольственному сегменту розничной торговли в среднесрочной перспективе увеличить объем товарооборота.

Тем не менее, несмотря на достаточно обнадеживающие прогнозные оценки предпринимателей, перспективы принципиального улучшения состояния делового климата в торговле во II квартале 2018 г. не очевидны. За последние, как минимум, четыре года, розничной торговле пришлось столкнуться с разнообразными конъюнктурными потрясениями, которые до сих пор не позволяют сформировать устойчивые точки роста, что сохраняет риск перехода отрасли в затяжную фазу колебаний, где периоды восстановительного подъема, по всей видимости, продолжат чередоваться локальными спадами.


С большей долей вероятности можно предположить, что по итогам I полугодия, выявленные текущим обследованием экономические тенденции, даже с учетом вероятной компенсирующей сезонной активизацией, останутся доминирующими отраслевыми характеристиками. Если, конечно, не произойдет тектонического позитивного сдвига уже в марте-апреле с.г. с доходами домашних хозяйств, что в условиях несбалансированного государственного бюджета и общего поведения экономики в целом, событие крайне маловероятно.

2.2.Выявление проблем розничной торговли и способы их решения

Из выше сказанного можно сделать вывод, что сложность ведения бизнеса в маленьком городе заключается в том, что во многих отношениях важную роль играет знакомство с нужными людьми. И тогда такой нюанс как запрет на продажу табачных изделий может быть снят. Из-за предоставления маленькой заработной платы сотрудникам, на эту должность идут либо с целью добрать свое сверх зарплаты, например, путем отсчитывания или преследуя иной умысел. Также из данного интервью следует, что для небольшого бизнеса неофициальное трудоустройство частое явление. Такое положение может быть выгодным как работодателям, так и самим работникам. Одной из предпосылок может служить высокий процент налога. Так как за каждого работника работодатель обязан заплатить налог в Пенсионный фонд, 22% - основной тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 5,1% - тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование, 2,9% - Фонд социального страхования, что составляет 27,1 %.44 А если величина базы для начисления страховых взносов у работодателя больше установленной величины (796 000), на 2016 год, то плюс 10% тарифа страховых взносов. Также работник должен заплатить НДФЛ в размере 13%[5]. Это является тяжелой ношей, как для работника, так и для малого бизнеса. Поэтому, неофициальное трудоустройство, становится, выгодно обеим сторонам, как работнику, так и работодателю. Работодатель заинтересован в том, чтобы его затраты были меньше, а работник заинтересован в том, чтобы его заработная плата была выше. Поэтому, неофициальное трудоустройство является востребованным, особенно, для молодых людей, которые еще не задумываются о своей будущей пенсии, а также для пенсионеров, которым уже не нужно задумываться о пенсии. Также никуда не делась полутеневая деятельность, то есть частичное уклонение от налогов. Работодатель предоставляет в налоговую декларацию заниженные данные о заработной плате сотрудника, чем есть на самом деле, а остальную часть выплачивает в «конверте». В одной из самых популярных социальных сетей «Вконтаке» был проведен опрос, согласны ли вы на зарплату в «конвертах», если зарплата была бы больше, таким образом, из 1 595 опрошенных 1 375 (86%) согласились бы, а 220 (14%) соответственно нет.