Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Теоретические основы организационной культуры и ее роль в современных организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Организационная культура оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты деятельности организации и, тем самым, определяет эффективность ее функционирования. Организационная культура фактически как и культура в обществе, определяет и влияет на процесс функционирования и развития организации, поведение ее членов, при этом влиять на эффективность деятельности как в положительном так и в отрицательном направлении.

Организационная культура способна влиять на эффективность деятельности предприятия. Инновационная экономика требует формирования у сотрудников организаций инновационного мышления, развития знаний и компетенций, освоения информационных технологий и эффективных коммуникаций, способности к изменяющимся условиям, где культура является инструментом к управлению человеческими ресурсами.

Актуальность исследования состоит в том, что ведение деятельности в нестабильной и неопределенной среде требует постоянных организационных изменений и организационная культура является объектом изменений, походов и методов, которая позволяет осуществить этот сложный и трудный для персонала процесс. Сегодня культура является главным фактором конкурентоспособности организации, особенно в согласовании со стратегией.

Обобщение литературных источников позволяет сделать вывод о многообразии мнений относительно сущности организационной культуры. Понятийный аппарат организационной культуры нашли отражение в исследованиях И. П. Беликовой, О. А. Голубковой, В. Г. Смирновой. И. В. Грошева и др.

Рассмотрению роли организационной культуры в стратегическом управлении, включая его системные аспекты, посвящены работы выдающихся ученых: Д. В. Столбовой, В. И. Малюк, В. А. Пановой, И. Г. Танурковой и др.

Несмотря на достаточно глубокую проработку общих теоретических положений организационной культуры, соответствию культуры принятой стратегии менеджмента и ее роли в стратегическом управлении организацией не уделено должного внимания стратегическому направлению. Дальнейшего теоретико-методологического представления требуют вопросы организационной культуры предприятия для целей принятия стратегических и тактических управленческих решений.

Целью работы является развитие организационной культуры в рамках стратегии компании на основе ее анализа.

В соответствии с поставленной целью исследования поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы организационной культуры предприятия;


- дать характеристику деятельности и рассмотреть структуру управления организации;

- провести исследование организационной культуры организации и основные проблемы ее развития;

- разработать мероприятия по развитию организационной культуры организации в рамках стратегии компании и провести оценку их экономической эффективности.

Объектом исследования является Акционерной общество «Чувашская автотранспортная компания» (далее АО «ЧАК»), деятельностью которого является оказание транспортных услуг.

Предметом исследования – организационная культура АО «ЧАК».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по вопросам организационной культуры, материалы научных конференций по исследуемой теме.

В процессе исследования применялись следующие методы: логический, социологический, экспертных оценок, экономико-статистический, расчетно-аналитический.

Содержание работы включает введение, 3 раздела, заключение, приложения, список литературы.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организационной культуры и ее роль в современных организациях

Исследование организационной культуры в социально-экономической науке

Любая организация создается и существует на основе культуры. Исследования организационной культуры получили широкое распространение с 1980-х гг., основным толчком которых послужила эффективность деятельности японских предприятий, которые дали направление к серьезному изучению культуры и связи с жизнью организаций.

Результаты исследования привели к тому, что в настоящее время задачу формирования организационной культуры предприятия рассматривают в качестве основного направления, который обеспечивает увеличение производительности труда и содействует успешном развитию бизнеса.

Несмотря на то, что становление понятия «организационная культура» имеет достаточно длительный процесс и в научной литературе имеется обширное количество определений, до сих пор отсутствует точное определение. Но все же можно выделить основные направления, программы, стратегии управления развитием и формирования организационной структуры.


Рассмотрим понятия «организационная культура», которые представлены разными авторами.

В. Г. Смирнова под организационной культурой понимает: «систему принятых в организации и разделяемых ее работниками ценностей, убеждений, принципов, норм поведения. Важной частью организационной культуры является деловая культура, которая включает нормы и правила ведения бизнеса, деловую этику, деловой этикет, деловые коммуникации» [24, с. 10].

В. Е. Леушина и Н. К. Семенова под понятием организационная культура рассматривают: «упорядоченный набор наиболее значимых аспектов, которые принимаются, в основном, руководством компании, и находят отражения в ценностях и нормах организации, которые в свою очередь определяют поведение сотрудников и ценностные ориентиры всей компании» [19, с. 1343].

О. А. Голубкова под организационной культурой понимает: «культуру, выражающую себя в системе отношений, сложившейся в данной организации, которая чаще всего начинается как история некоторого круга лиц, создавших эту организацию. Это история организации, где были какие-то успехи, ставшие некими правилами этой организации, часто даже неосознанными» [10, с. 49].

Грошев И. В. определяет организационную культуру как: «набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, которые передаются через символические средства духовного и материального внутриорганизационного общения» [11, с. 22].

По мнению С. А. Баркова организационная культура – это: «совокупность значимых базовых представлений, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которая выполняет функцию средства внутренней регуляции и программирования организационного поведения индивидов или групп на символическом уровне» [25, с. 202].

Таким образом, Э.Х.Шейн основной акцент в определении понятия делает на разрешение проблем внешней и внутренней адаптации и внутренней интеграции. В. Е. Леушина, Н. К. Смирнова, В. Г.Смирнова, И. П. Беликова акцентируют на ценностях, принципах и нормах, которые задают общие рамки поведения работников, согласующихся со стратегией организации. О. А. Голубкова акцентирует на отношениях, сложившихся в организации на начальном этапе, которые принесли успех.

Рассмотрев определения авторов, сформируем свое определение понятия «организационная культура».

Таким образом, организационная культура – это: «совокупность ценностей и норм, которые применяются на предприятия с целью повышения эффективности деятельности предприятия».


Несмотря на разные трактовки понятия организационная культура, единым в данных определениях и в сущности организационной культуры является способность повышать эффективность производства.

Анализ теоретических аспектов сущности организационной культуры определяет следующие базовые элементы организационной культуры, которые представлены на рисунке 1 [24, с. 14].

Ценности

Нормы

Правила

Символы Церемонии Ритуалы

Традиции

Символика

Дизайн

Внешний вид персонала

Герои

Мотивация

Язык общения

Коммуникация

Лидерство

Стиль руководства

Истории

Мифы

Легенды

Рисунок 1 - Базовые элементы организационной культуры

Из данного рисунка 1 следует, что основными элементами, которые составляют основу организационной культуры являются нормы и правила, традиции, ценности, церемонии и ритуалы, разделяемые всеми членами организации. Каждая организация имеет в своей истории развития мифы и легенды, которые передаются вновь приходящим работникам. В любой организации имеет место лидерства. Героями являются те работники, которые являются образцом поведения. Образцы поведения формируют обычаи и ритуалы, производными от которых являются манера деваться (дресс-код), а также язык общения. Через язык общения, будь он неформальным или формальным, передаются ценности и установки, которые непосредственно влияют на повеление работников в организации. Диагностика элементов организационной культуры предоставляет возможность эффективно управлять процессами.

Целью организационной культуры является возможность создания благоприятного фона для работы сотрудников, скорейшего достижения целей каждого из них, а, следовательно, и предприятия в целом» [26, с. 814].

Главной базой для формирования целей организации является возможность удовлетворения запросов потребителей, иначе у нее не будет прибыли. К важнейшим целям можно отнести производственные цели, основанные на разработке новых продуктов и услуг. Ресурсные цели, характеризующиеся желанием организации привлекать наиболее ценные ресурсы: высококвалифицированных работников, современное оборудование и капитал. Маркетинговые цели, связанные с завоеванием рынков сбыта, повышением объема продаж и цен товаров. Также социальные цели, которые предполагают обеспечение благоприятных условий труда и отдыха персонала. Научно-технические цели предполагают внедрение новых технологий для усовершенствования продукции. Административные цели, фокусирующиеся на достижении хорошей дисциплины в коллективе и эффективном взаимодействии сотрудников [43, с. 567].


К задачам организационной культуры относятся: «содействие сплоченности коллектива; отождествление коллективных и индивидуальных интересов; мобилизация энергии членов трудового коллектива для достижения поставленных перед ним целей» [9, с. 16].

Концепция организационной культуры подразумевает функциональную целостность. Руководство, создавая сильную организационную культуру, поступает дальновидно: формализует (упорядочивает) существующие неформальные отношения, создавая «оптимального» работника [45, с. 59].

Таким образом, процесс формирования организационной культуры происходит в течение длительного времени. Организационная культура состоит из взаимосвязанных элементов, по которым можно составить ее характеристику, к ней применимы общие принципы систем. Формирование культуры подразумевает создание неких ориентиров существования организации, впоследствии эти ориентиры станут элементами организационной культуры.

Формирование организационной культуры во взаимосвязи со стратегией предприятия

Организационная культура является стратегией и элементом системы стратегического управления. Соответствие организационной культуры и стратегии компании помогает в достижении бизнес-целей. И организационная культура, и стратегия компании представляют собой свод правил, регулирующих внутреннюю и внешнюю деятельность предприятия, поэтому важным является, чтобы эти правила не противоречили друг другу [37, с. 399].

Выработка стратегии – это установление тех направлений движения к цели, которое обеспечит необходимый рост прибыли, сохранение конкурентоспособности и стабильное положение предприятия на рынке. Сформулированная стратегия – это ориентир, по которому проверяются на соответствие как бизнес-проекты компании, так и ее корпоративная культура. Необходимость в выработанной стратегии отпадает по мере достижения стратегической цели, после этого ставится новая цель и вырабатывается новая стратегия. Стратегия компании – это средство, инструмент для достижения стратегической цели, который транслируется на все уровни управления [8, с. 92].

Организационная культура является конкурентным преимуществом компании и, находясь в соответствии со стратегией, способствует достижению максимальной эффективности предприятия. Для формирования организационной культуры важно подобрать оптимальную методику диагностики и изучения взаимодействия культуры и стратегии, чтобы помочь компаниям достичь эффективности в этом аспект [37, с. 399].