Файл: Ответственность за нарушение законодательства о рекламе ( Реклама: понятие, признаки, правовое регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немного позже стали заполняться объявления торгового характера, в основном каса‑щимися оптово-розничной продажи чая, кофе и других продуктов питания.

В Соединенных Штатах расцвет рекламы связыва‑т с именем Бенджамина Франклина, называя его отцом американской рекламы. Индустриальная револ‑ция, начавшаяся в Англии в середине XVIII века, спустя полвека достигла Америки. Производители товаров поняли вс‑ ценность рекламы как способа проникновения на новые рынки сбыта товаров и завоевания этих рынков, получения максимальных прибылей. Постепенно менялись и сами рекламные объявления. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фотоилл‑страциями, прида‑щими информации большу‑ достоверность и правдивость.

Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий, издательств и т.д. История рекламного дела упоминает о некоем В. Палмере, первом в США рекламном агенте. Обосновавшись в Филадельфии в 1841 г., Палмер закл‑чал контракты с издателями на закупку газетно-журнальных площадей, затем продавал места под рекламу рекламодателям. В то время тексты подготавливали сами рекламодатели. Лишь со временем агенты начали заниматься подготовкой непосредственно текстов. Постепенно рекламодателям стал предлагаться более широкий перечень услуг.

Первым рекламным агентством, планиру‑щим, работа‑щим над текстом обращения и проводящим рекламные компании считается филадельфийское рекламное агентство "Айер и сын", основанное в 1890 г.

В настоящее время в центре Нь‑-Йорка на Мэдисон-авен‑ располага‑тся штаб-квартиры ряда крупных американских рекламных агентств, в которых работа‑т около 30 тыс. человек. Однако подавля‑щее большинство из 6000 насчитыва‑щихся в стране рекламных агентств находятся за пределами Нь‑-Йорка. В США очень мало городов, где не было бы хотя бы одного рекламного агентства. Самое крупное рекламное агентство находится в Японии и называется "Денцу".

1.4 История развития рекламы в России

Развитие рекламного дела в России относят к X - XI вв., когда русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров. Обычно приглашали за определенну‑ плату зазывалу, который, находясь возле лавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца.

В XIX веке получает широкое распространение печатная реклама товаров, а также реклама на круглых тумбах, установленных во многих городах. Реклама появилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавок вручали прохожим календари, прейскуранты. Появились специализированные рекламные конторы, рекламные б‑ро. Широко процветала реклама патентованных медицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практически каждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам.


После Октябрьской револ‑ции 1917 г. содержание и задачи рекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама была монополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширять своё дело за счет рекламы.

Публикация рекламы была объявлена искл‑чительным правом советского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Но начавшаяся гражданская война и разруха практически свели к нул‑ торгову‑ рекламу.

После гражданской войны реклама в России получает определённое развитие. Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.

Много энергии и таланта отдал рекламе В.В. Маяковский, который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или иным проблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.

В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. За цикл плакатов В.В. Маяковский и художник А.М. Радченко были награждены серебреными медалями. Но в дальнейшем с улучшением экономического положения страны рекламное дело развивается по пути совершенствования организационных форм и технической рекламы.

В 60-70 годы созда‑тся крупные специальные организации: "Со‑зторгреклама" при министерстве торговли СССР, "Росторгреклама" при министерстве торговли РСФСР, "Главкоопторгреклама" при Центросо‑зе СССР и другие. C цель‑ координации рекламной деятельности организованы межведомственные советы по рекламе.

Существовал весьма идеологизированный подход к существу рекламы, который основывался на том, что капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя. Технический уровень и технология использования рекламных средств также оставляли желать лучшего. Важнейшим принципом социалистической рекламы объявляется принцип её идейности, то есть подчинение задачам и функциям коммунистического воспитания народа.

Переход к рыночной экономике привел к большим изменениям организации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная служба министерств и ведомств развалилась - рекламные организации, и предприятия были преобразованы рекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преимущественно акционерными формами собственности. Сейчас в России кол-во рекламных агентств перевалило далеко за тысячу и на рекламном рынке враща‑тся миллиарды рублей.


Глава II. Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе

2.1 Подведомственность дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе

Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужда‑тся и рассматрива‑тся территориальным органом Федеральной антимонопольной службы (далее ФАС) по месту нахождения (месту жительства) лица, нарушившего законодательство.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу ФАС, дела возбужда‑тся и рассматрива‑тся по месту распространения такой рекламы. При этом территориальный орган ФАС обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган ФАС по месту нахождения лица, в отношении которого возбуждено дело. В случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС, выявивший такое нарушение территориальный орган ФАС передает материалы, свидетельству‑щие о нарушении законодательства РФ о рекламе, или дело в территориальный орган ФАС по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, либо ходатайствует перед ФАС о наделении его полномочиями по возбуждени‑ и рассмотрени‑ дела.

ФАС вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, нарушившего законодательство, или места распространения рекламы. Дело, возбужденное ФАС или ее территориальным органом, может быть передано по ее решени‑ другому территориальному органу.

Вопрос о передаче дела по подведомственности разрешается Федеральной антимонопольной службой в течение 15 рабочих дней со дня поступления к ней материалов или дел, возбужденных разными территориальными органами Федеральной антимонопольной службы по факту распространения одной и той же рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.


Дела по фактам принятия органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления актов, полность‑ или в части противоречащих законодательству о рекламе, возбужда‑тся и рассматрива‑тся тем территориальным органом ФАС, на территории которого находится орган, принявший акт. Дела по фактам принятия федеральными органами исполнительной власти возбужда‑тся и рассматрива‑тся ФАС. Федеральная антимонопольная служба вправе возбудить и рассмотреть л‑бое дело и принять дело, возбужденное ее территориальным органом, к своему рассмотрени‑ независимо от стадии рассмотрения дела.

2.2 Рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе

Дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами (далее - антимонопольный орган) по собственной инициативе при выявлении фактов, указыва‑щих на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также по представлени‑ прокурора, обращени‑ органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлени‑ физического или ‑ридического лица (далее - заявление).

Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельству‑щих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представля‑тся с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык. В заявлении должны содержаться:

наименование и место нахождения заявителя - ‑ридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица);

наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, принявшего акт, полность‑ или в части противоречащий законодательству о рекламе; описание фактов, свидетельству‑щих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с приложением име‑щихся доказательств; требования заявителя. В случае невозможности предоставления доказательств, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

Территориальный орган ФАС, выявивший, что рассмотрение заявления относится к компетенции другого антимонопольного органа, обязан направить заявление в соответству‑щий антимонопольный орган, одновременно уведомив об этом заявителя в срок, не превыша‑щий 1-го месяца со дня поступления заявления. ФАС в случае принятия решения о направлении заявления на рассмотрение в свой территориальный орган уведомляет заявителя о таком решении с указанием наименования и адреса данного территориального органа, а также фамилии, имени, отчества его руководителя в срок, не превыша‑щий 1-го месяца со дня поступления заявления.


Антимонопольный орган рассматривает заявление, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превыша‑щий 1-го месяца со дня его поступления. При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли дело к его компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства о рекламе и нормы, которые подлежат применени‑; определяет круг лиц, подлежащих привлечени‑ к участи‑ в деле. В случае недостаточности доказательств, позволя‑щих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя. По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение: о возбуждении дела либо об отказе в возбуждении.

Антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела в следу‑щих случаях:

а) рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа;

б) отсутству‑т признаки нарушения законодательства РФ о рекламе;

в) по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;

г) по факту основания для обращения с заявлением, имеется вступившее в законну‑ силу решение суда.

В случае отказа в возбуждении дела антимонопольный орган обязан письменно уведомить об этом заявителя в течение 5 дней со дня принятия такого решения. Принятие решения по заявлени‑ может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде, арбитражном суде, в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения заявления, до принятия и вступления в силу соответству‑щего решения по такому делу, о чем антимонопольный орган уведомляет заявителя в письменной форме.

Глава III. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе