Файл: Теории происхождения права (Понятие права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсового проекта заключается в том, право играет особую роль в современном обществе и государства, выступая регулятором большинства общественных отношений.

Анализ происхождения права носит не только теоретический, но и практический характер. Изучение существующих теорий происхождения права способно обеспечить более глубокое понимание его социальной природы, а также его характерные особенности, историю становления и развития.

Теорий происхождения и права на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты. Однако каждая из теорий отличается своеобразием и внесла определенный вклад в развитие права, в связи с чем, происхождение права целесообразно осуществлять не только в комплексе, но и через призму каждой из существующих теорий. Вышесказанное предопределило актуальность настоящего исследования.

Цель курсовой работы – анализ существующих теорий происхождения права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

  1. Изучить понятие, признаки и особенности права;
  2. Рассмотреть существующие теории происхождения права.

Объект курсовой работы – общественные отношения, которые возникают при формировании и развитии теорий происхождения права.

Предмет исследования – теории происхождения права, их характеристика и сущность.

Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно сравнительно-правовой анализ, догматический метод и формально-юридический метод.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Глава 1. Понятие и признаки права

1.1 Понятие права

Такая фундаментальная категория, как «право» всегда являлась предметом повышенного внимания исследователей. В общей теории права, принято выделять несколько подходов к определению права, например, философский подход, социологический или нормативный. Более того, в настоящее время существует историческая, позитивистская, психологическая и иные теории права и концепции. Нередко возникают принципиально новые теории, которые противопоставляются нормативной трактовке права [20; с.65].


Традиционно, право представляет собой систему гарантированных государством, формально определенных и общеобязательных правил поведения. Конкретное определение права находится в прямой зависимости от типа правопонимания, которого придерживается той или иной правовой субъект. Одновременно с этим, представления существующих школ позволяют предоставить право наиболее полно и достоверно. Как следствие, для развития правовой науки объективной необходимостью является плюрализм, которого удается достигнуть не в каждом случае, так как данная отрасль знания достаточно близка к государственной власти.

В юридической литературе существует мнение, что сущность права выступает в качестве онтологической категории, которая проявляется в качестве закона бытия, обуславливающего причины бытия, признаки и цели права. Несмотря на особенную роль анализируемое категории, существующие направления теории и философии права по-разному определяют суть и значение права.

Так, первая группа исследователей полагает, что суть права состоит в его нормативности, воли, воплощении народного духа и справедливости. Представляется вполне естественным, что теоретически, необходимо стремиться к универсальному определению права, которое было бы рассчитано на применение в практической деятельности вне зависимости от политического режима или, например, государственного устройства.

В данном аспекте необходимо различать волю индивида, коллективов, национальностей и народа в целом. Например, право может выражать государственную волю господствующего класса или волю всего народа. Очевидно, что если имеет место выражение воли государства, она должна быть оформлена в виде закона. В свою очередь, воля трудового коллектива находит свое отражение в локальных нормативных актах, аналогичным образом выражается воля различных общественных объединений.

На современном этапе развития общества, в научной и юридической литературе можно проследить тенденцию, которая направлена на формирование интегрального определения понятия «право». Данное определение базируется на основе нескольких научных концепций. Например, В.К. Бабаев указывал, что «спорные положения в определении права, нивелирует его дифференциацию на позитивное и естественное право…». Автор выдел общие признаки существующих определений права и раскрывал механизм их взаимодействия [11; с.38].

Одновременно с этим, сближение различных подходов к определению права не представляется возможным путем их суммирования. Представляется, что так называемая деятельная характеристика права также является не вполне целесообразной. Обусловлено это тем, что право выступает в качестве конечного результата правовой деятельности, включающей в себя две ключевые стадии. В частности, правоприменение и создание общеобязательных норм и ненормативных правовых средств. Известно, что практическая деятельность не может иметь исключительно правовой характер. Как следствие, только с помощью права большинство видов деятельности подвергается волевому воздействию. В частности, право, способно организовать неправовую предметную деятельность. В данном аспекте, право целесообразно определить как общественное явление, ключевая задача которого состоит в организации предметной деятельности.


В практической деятельности, право должно применяться непрерывно, что находит свое закрепление в правоприменительной практике. Однако большинство исследователей не учитывают нормативную природу права. Нередко, ключевое значение придается непосредственной деятельности, а также реальным фактам объективной действительности [17; с.211].

Можно заключить, что право – это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются государством, а также принимаемых посредством проведения референдумов, призванных выразить общепринятые человеческие ценности и регулирующие общественные отношения.

1.2 Признаки и особенности права

Право обладает определенными признаками, которые характеризуют его в качестве системы общественных отношений. К данным признакам относятся [6; с.38]:

- Нормативность. Властные предписания, которые исходят от государства, подразделяются на две группы:

1) индивидуально – правовые предписания. К данным предписаниям относятся конкретные указания со стороны государства. Право – это система определенных норм, а не конкретизированных указаний относительно правил поведения. Поэтому, правовые нормы зачастую называют образцами ли критериями поведения, согласно которым выстраивается поведение каждого индивида, попавшего в регламентированную законом ситуацию. Нормативность права объясняется типичность и достаточной однородностью данных правовых ситуаций, взаимодействий и явлений.

2) Нормативные правила общего характера. Правовые нормы призваны регулировать не отдельно взятый случай, а достаточно обширный круг однотипных обстоятельств, которые распространяют свое действие на все случаи данного рода. Следовательно, нормы права содержат указания, как вести себя в какой-либо ситуации, а также какие действия соответствуют правомерности поведения в урегулированном социальном взаимодействии. Таким образом, нормативные правила общего характера отличаются от индивидуально – правовых отношений по тому признаку, что являются общими моделями правомерного поведения индивида.

В качестве субъектов, на которые направлены действия нормативных правил, выступают не конкретные лица, а однородные категории населения государства. Следовательно, право признано регулировать поведение неопределенного круга лиц, и действует на постоянной основе. Стоит отметить, что правовая норма не носит одноразового характера и не теряет своей силы после ее однократного применения [13; с.64].


- Общеобязательность. Нормы права регулируют отношения каждого члена государства, который находится в нормативно урегулированной ситуации. Никто не может выпадать из действия права, и каждый член общества обязан выполнять существующие правила. Всеобщий характер права характеризуется распространением по всей территории страны и ее население. В отдельных случаях, нормы права могут регулировать поведение ограниченного круга лиц. Общеобязательность права является основанием для равенства всех жителей страны перед законом, что создает социальную справедливость внутри государства.

- Императивность.

Императивность права заключается в том, что обязательность права находится вне зависимости от усмотрения каких – либо лиц подчиняться правовому воздействию или нет. Более того, в системе социальных норм право обладает безусловным верховенством, а в случае наличия противоречий в системе обычаев, религии или иных отношениях, действуют именно нормы права.

- Формализованность.

Право характеризуется наличием документального закрепления своих норм в официальных общепринятых источниках. Так, правовые нормы находят официальное закрепление в законах, указах, постановлениях и иных документах, а также содержат обязательные реквизиты (номер, дата издания и другие).

Нормы права не являются обычными мнениями или мыслями отдельных лиц. Они всегда выражены достаточно объективно, а также зафиксированы в материальном источнике. Более того, нормы права принимаются на основании определенной процедуры, заверены подписью компетентных лиц, одобрены ими и опубликованы в официальных источниках. Следовательно, право всегда излагается в такой форме, нарушение которой является недопустимым. Процедуры, в результате которых осуществляется принятие правовых норм, носят название правотворческого процесса. Стоит отметить, что процедурным аспектам уделено значительное внимание в юридической науке.

Закон, который не был опубликован, не подлежит применению населением. Следовательно, правовая норма, которая не доведена до общего сведения, не порождает никаких правовых последствий. Таким образом, для права характерно общедоступность и публичность [18; с.69].

- Определенность.

Для правовых норм характерна определенная юридическая техника. В частности, речь идет о ясности, четкости, доступности изложения правовой нормы. Более того, право должно фиксировать те требования, которые предъявляются к поведению людей, а также устанавливает рамки допустимого и запрещенного поведения и последствия нарушения установленных законодателем, норм.


Более того, язык изложения правовой нормы должен быть доступен и понятен каждому жителю государства, а точность и конкретность призваны обеспечить правовую унификацию, а именно единое понимание права всеми участниками общественных отношений. В случае если правовая норма выражена неопределенно, это приводит к различным правовым конфликтам и разногласиям [3; с.58].

- Государственная природа.

Государство и право находятся в постоянном взаимодействии. В современном обществе действуют различные социальные нормы, но только право исходит непосредственно из государства. Ввиду этого, право имеет официальный и публичный характер. Следует отметить, что формирование правовых норм осуществляется не стихийно, а целенаправленно, в результате правотворческой деятельности, что является атрибутивным признаком государства [1; с.144].

Правовые нормы в любом случае санкционируются государством. В рамках своей компетенции государственные органы издают различные нормативно – правовые акты, а представительные органы специализированы на нормотворческой функции. Деятельность государства направлена на выявление экономических, социальных или политических требований населения, по итогам которых формируются нормативные акты, выражающие согласованную волю общества. Однако следует учитывать, что законодательство и право не являются тождественными понятиями, а правовым будет выступать только тот закон, который полностью соответствует демократическим правовым идеям, а также соблюдением прав и интересов человека и гражданина.

- Государственная защита.

Данный признак вытекает из принципа общеобязательности права и существенно дополняет его. Если моральные, религиозные или, например, социальные нормы поддерживаются общественными санкциями, то право охраняется и гарантируется государством. При необходимости правопорядок обеспечивается мерами государственного принуждения, а в случае неисполнения лицом юридических обязанностей применяются государственные санкции. Следовательно, государства выполняет контролирующие функции по соблюдению прав участниками правоотношений, а при допущенных правонарушениях привлекает виновных к ответственности. Особое значение в данном случае придается органам, которые разрешают конфликты подобного рода, а также выступающих гарантом соблюдения прав и свобод человека и гражданина [2; с.89].

- Системность.

Системность права проявляется в том, что оно является не случайной совокупность норм, а организованным множеством структурных элементов, которые определенным способом взаимосвязаны между собой. Представляется вполне естественным тот факт, что данная система допускает возможные коллизии, но в целом, для права характерно внутреннее единство и наличие четкой структуры.