Файл: Теории происхождения права (Понятие права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо выделить тот факт, что сегодня в теории естественного права различают два основных направления. В частности, это неотомистская теория, в соответствии с которой, источником естественного закона является Бог и светская доктрина. Согласно указанной концепции, естественные права обусловлены непосредственно человеческой природой, а позитивному праву предшествуют естественные права. Очевидно, что указанная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества.

Сторонники теории естественного права подразделяют его на естественное права и позитивное право. Так, естественное право – это совокупность неотчуждаемых, вечных прав, которые даны человеку от рождения. Среди них можно выделить право на свободу, жизнь или, например, равенство. Данные права выступают в качестве отражения законов природы, вечной справедливости и разума. Согласно данной теории, право существовало всегда [8; с.63].

Как уже отмечалось выше, в противоположность естественному праву, в соответствии с данной теорией, выступает позитивное право, которое было сформировано государством путем правотворческой деятельности. Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право. Ранее, позитивное и естественное право противопоставлялись друг другу, однако сегодня данной ситуации не наблюдается, ведь естественные права человека нашли свое отражение в большинстве конституций государств.

Можно заключить, что только с конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности [9; с.43].

В качестве недостатков теории естественного права можно выделить существенное преувеличение роли неофициального права, что уменьшает значение позитивного права. Более того, отсутствие разграничения между правом и моралью порождает уменьшение правовых формально-юридических свойств, что размывает критерий правомерного и неправомерного. В свою очередь, в качестве достоинств данной теории выступает признание прав и свобод человека, как неотчуждаемых категорий, предположение о том, что законы вполне могут быть неправовыми, а для исправления данной ситуации необходимо учитывать такие принципы, как свобода, равенство или справедливость.


3.4 Нормативистская теория

Автором данной теории является австрийский юрист Г. Кельзен, который полагал, что право возникло одновременно с государством, а государство – это не что иное, как централизованный правопорядок. В рамках данной теории, право нередко рассматривается через призму «лестницы правовых норм», на вершине которой располагается основная норма, а затем нормы, которые объективно существуют, но не всегда закреплены в конституциях [15; с.216].

Представляется, что так называемая «основная норма» вводит действия всех должностных лиц государства в русло правопорядка и законности, придавая нормативно-правовым актам обязательный характер. По мнению создателя данной теории, указанную норму можно представить в виде самой первой конституции. Именно соответствие норм, которые стоят ниже и основной нормы, обеспечивает правопорядок на территории государства.

Стоит отметить, что сторонники данной теории полностью отрицают проблему происхождения права, так как полагают, что право и государство нераздельны, а их происхождение является единым процессом.

В практической деятельности, анализируемую теорию нередко называют чистой теорией, что обусловлено стремлением ее создателя отграничить право от ценностей равенства, справедливости или добра. Данная позиция была обусловлена тем, что ценностные суждения едва ли бывают объективными и базируются на личности и чувствах оценивающего субъекта. Однако право, как подчеркивают сторонники теории, достаточно органично связано с государством и представляет собой специфический вид организации власти на территории страны [16; с.49].

Можно заключить, что в рамках данной теории, право рассматривается в качестве пирамиды норм, а ее вершиной является конституция. Как следствие, нормы законов формируют иерархическую пирамиду, при которой каждая последующая норма берет юридическую силу от вышестоящей нормы. В связи с этим, сила права находится в прямой зависимости от разумности построения и формирования всей иерархии права. Также отмечается, что право может существовать исключительно в кодифицированных юридических нормах, в связи с чем, не может быть права вне юридической нормы. Одновременно с этим, право целесообразно изучать, а также рассматривать вне взаимосвязи с религией, моралью или философией, а только в чистом виде. Очевидно, что нормативное понимание во многом основано на теории позитивного права и является диаметрально противоположностью теории естественного права.


Приходим к выводу, что указанная теория имеет не только достоинства, но и определенные недостатки. Так, в качестве основных достоинств можно назвать признание объективной необходимости в структуризации правовой системы, а именно в ее построение в виде иерархической пирамиды. Также несомненным достоинством теории является признание в качестве права только кодифицированных юридических норм, а также разграничение права и религии, права и философии или морали. Одновременно с этим, существенным недостатком данной теории является отрицание любых естественных прав человека.

3.5 Психологическая теория

В завершении необходимо рассмотреть такую теорию происхождения права, как психологическая теория. Психологическая теория права акцентирует внимание на том, что право выступает в качестве результата психологических переживаний людей. Согласно точке зрения Л.И. Петражицкого, право имеет два уровня.

Первый уровень – это интуитивное право, то есть право, которое образовано эмоциональными переживаниями. Сюда относятся ведения и запреты, которые основаны на внутренних чувствах совести и долга. В свою очередь, второй уровень – это позитивное право, которое представлено нормами, созданными государственными органами.

Очевидно, что в рамках указанной теории особое значение придается тому, что право создается не только государством. На самом деле, большинство правовых явлений формируются и развиваются вне государства и вне зависимости от него. В качестве примера можно привести правовую культуру или правосознание.

Также данная теория особое место отводит социальной психологии, подчеркивая, что правопорядок сформировался во многом за счет психологии больших масс людей, которая отличалась от психологии отдельно взятых индивидов, так как при принятии закона невозможно игнорировать настроения широкой общественности.

Так как сторонники данной теории утверждали, что право возникло в результате переживания людей, необходимо акцентировать внимание на том, что объективно, в сфере права имеют место психические переживания, связанные с представлениями только одного человека. В частности, речь идет о лице, которое имеет право требовать выполнения обязанностей, возложенных на другого человека. Одновременно с этим, различают официальное, а также неофициальное право. Так, официальное право – это право, которое установлено государством и которое им поддерживается. В свою очередь, неофициальное право – это право, которое лишено данных позиций, но все равно существующее в виде и в качестве права.


Можно заключить, что в рамках психологической теории происхождения права, одновременно с официальными законами, представленными в виде системы нормативных предписаний, правом вполне признаются психологические переживания человека. По сути, это говорит о том, что нормы права могут создаваться и вне государства, в результате определенных переживаний индивида по поводу права. Как следствие, право можно рассматривать не в качестве общественного явления, непосредственно связанного с государством, а в качестве интуитивной и эмоциональной субстанции. Очевидно, что в рамках данной позиции, меры государственного принуждения не будут являться существенным признаком права, так как в первую очередь, будут учитываться психологические и личностные установки индивида.

Психологическая теория происхождения права растворяет право в индивидуальной психике человека, делая его тождественным правосознанию. Однако в указанном случае, неоправданно игнорируется объективная природа права, которое является достаточно сложным явлением социальной жизни. Приходим к выводу, что в рамках анализируемой теории, право не только недооценивается, но и искажается его понимание, в частности, в части его взаимосвязи с государством и экономикой.

Также необходимо акцентировать внимание на том, что психологическая теория происхождения права связывает возникновение и развитие права с переживаниями правового характера, которые, тем не менее, содержат императивные и атрибутивные эмоции. Основоположник данной теории рассматривал право через призму совокупности психических переживаний обязанностей и долга, которые имеют атрибутивно-императивный характер. Очевидно, что под императивностью, в указанном случае, понимали осознание лицом своего долга или обязанности, а под атрибутивностью понимали осознание своего права. Как уже отмечалось ранее, именно на этом основано выделение два уровня права на интуитивное право и позитивное. Стоит отметить, что интуитивное право оценивалось достаточно высоко, намного выше, чем позитивное право. В частности, именно интуитивное право, по мнению сторонников теории, позволило человечеству выжить.

В завершении стоит отметить, что ключевая идея психологической теории права заключалась в том, что психика людей является тем фактором, который определяет развитие общества, а именно, его право, государство и мораль. В свою очередь, понятие и сущность права следуют из психологических закономерностей, а не из непосредственно деятельности законодателя. Более того, переживания людей носят императивно-атрибутивный характер. И, наконец, правовые переживания дифференцируются на два вида, в частности, на интуитивные переживания и позитивные.


Проанализировав данную теорию, можно заключить, что представители данной концепции существенно преувеличивали роль психологических факторов для становления права, игнорируя иные, не менее важные моменты. В частности, речь идет о политических, культурных или социально-экономических факторах. На современном этапе развития, доподлинно выявлено, что именно данные факторы определяют природу права [10; с.48].

3.6 Теория инцеста

Основателем данной теории является Клод Леви-Стросс. Суть теории инцеста состоит в том, что на фоне внедрения запрета на кровосмешение, появился социальный факт выделения человека из мира природы, что породило возникновение права и государства.

Ученый полагает, что изменения в материальном производстве, а также совершенствование орудий труда и иные факторы не оказали какого-либо влияния на развитие государства и права, а ведущая роль в этом принадлежит только осознанию того, что запрет на кровосмешение активно способствует развитию человеческого рода. Так, для реализации запрета на инцест, активно применялись достаточно жесткие и суровые меры. Однако для их внедрения в практическую деятельность возникла необходимость в создании специальных органов внутри общины, которые явились прообразом государственного устройства. Данные органы занимались тем, что насильственно пресекали попытки инцеста внутри рода и за его пределами. Впоследствии, данная группа стала выполнять и иные общественные функции, что и породило образование государственной структуры. Данная теория возникновения государства и права на первый взгляд проста и логична, однако в научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой причиной образования государства и права едва ли можно назвать установление запрета на инцест. Во многом эта позиция обусловлена тем, что указанный запрет имеет достаточно давнюю историю и появился задолго до формирования первых государственных образований.

Одновременно с этим, исследователи, которые активно поддерживают данную теорию, акцентируют внимание на том, что создатель теории основывался на конкретном юридическом факте, суть которого состоит в переходе от эндогамных к экзогамной форме брачных отношений. Подчеркивается, что запрет инцеста по праву стал прорывом в истории общественного развития и существенно улучшил биологическое качество человеческого рода. Однако наиболее целесообразной представляется первая точка зрения, в соответствии с которой, теорию инцеста не стоит рассматривать в качестве теории, объясняющей происхождение государства и права, так как полного представления об указанном процессе она не дает.