Файл: Теории происхождения права (Понятие права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, исторически право возникло и существовало в тесной взаимосвязи с государством, на первоначальном этапе выполняя исключительно охранительную функцию. Именно государство способно придать праву наиболее ценные и значимые свойства, такие как стабильность, определенность и обеспеченность. В юридическом смысле, под правом понимают систему общеобязательных и формально определенных норм, которые выражают классовую и общественную волю общественных отношений, установленных государством. Основными признаками права является системность, волевой характер, общеобязательность, нормативность, формальная определенность, а также наличие связи с государством.

Глава 2. Теории происхождения права, существующие в рамках материалистического понимания истории

2.1 Общая характеристика теорий происхождения права

На протяжении многих тысячелетий, люди живут в рамках государственно-правовой действительности. В настоящее время выделяют огромное количество правовых учений, которые объясняют происхождение права с определенной степенью достоверности. Данные учения именуются теориями происхождения права.

Теории происхождения права - это теории, которые объединяют смысл, а также характер изменений, причины и условия возникновения права. Указанные теории традиционно являются предметом исследования науки теории государства и права.

В настоящее время выделяют множество теорий происхождения права. Плюрализм научных взглядов в данной сфере обусловлен тем, что их изучение сопряжено с различными сложностями, а также историческими особенностями общественного сознания и экономического строя той или иной эпохи. Более того, изучение теорий происхождения права существенно осложняется своеобразием регионов, где формировались определенные теории, а также политическими или идеологическими установками, разделяемыми авторами данных теорий. Одновременно с этим, переоценить познавательную ценность изучения теорий возникновения права, а также выявления существующих закономерностей, переоценить весьма затруднительно.


Первыми теориями происхождения права являлись мифологические, а также религиозные концепции происхождения права и государства. В их основу легли представления о божественном происхождении данных явлений, что обусловлено особенностями представлений об окружающей действительности людей того времени. Отличительной особенностью указанных теорий явилось то, что какое-либо разделение между государством и обществом полностью отсутствовало, что было характерно не только для первобытного человеческого сообщества, но и для времен средневековья.

С изменением общественного строя меняются и теории происхождения права, например, при феодализме широкое распространение получает теологическая теория, а во времена философа Аристотеля нередко руководствуются патриархальной теорией.

Затем взгляды на происхождение права снова меняются, в результате чего появляются патримониальная теория и договорная теория. Особое внимание в научном мире уделяется теории насилия. И, наконец, с разделением общества на классы формируется марксистская теория.

Полагаем, что каждая из существующих теорий государства и права имеют право на существование, однако каждая из них является только ступенькой к познанию истины.

2.2 Историко-материалистическая (марксистская) теория

Вопросы относительно происхождения государства и права затронуты в широко известном произведении марксизма – труде Ф. Энгельса «происхождение семьи, частной собственности и государства». В качестве основы, данный труд использовался при написании известной лекции В.И. Ленина «О государстве», которая была прочитана в 1919 году. Данная лекция содержит высказывания о том, что государство не является силы, навязанной обществу извне, а является продуктом общества на известной ступени его развития.

Возникая ввиду потребностей общества, государство проявляет стремление по обеспечению общественных интересов, а также защиту от внешней угрозы. По мере появления частной собственности, а также имущественного разделения, государство стало адаптироваться для обеспечения интересов менее защищенного, с экономической точки зрения, слоя населения.

Марксистская теория о происхождении государства и права содержит следующие положения [7; с.51]:

- Государство и право имеются исключительно в классовом обществе, так как сами классовые явления;

- Государство и право возникают одновременно с делением общества на классы, в качестве необходимого результата их борьбы и разделения труда.


В конечном итоге, развитие государства и права обусловлено производственными отношениями, так как государство и право оказывают обратное воздействие на все сферы общественной жизни.

Таким образом, согласно марксисткой теории, непосредственным основанием для появления государства выступает социально – классовая структура общества, в частности существующие классы и отношения между ними.

2.3 Историко-материалистическая (немарксистская) теория

Данная теория имеет под собой определенные научные основы. Во второй половине восьмидесятых и девяностых годов, отечественная наука проявляет существенный сдвиг в изучении вопросов относительно происхождения государства и права. В существующей историко – материалистической концепции сформировались два подхода: марксистский и немарксистский. Последний подход исходил из того, что предпосылками возникновения государства выступают потребности совершенствования управления обществом первобытных людей, а также необходимость разрешать общие дела.

Если внимательно сопоставить два подхода можно прийти к выводу, что второй подход (немарксистский) существенно отличается от марксистского подхода. Отличие заключается в том, что критерии марксистского подхода преувеличивают роль классов и классовой борьбы в становлении и развитии государства и права [12; с.56].

Так, А.Б. Венгеров, достаточно критически оценивал ряд положений работы Ф. Энгельса, но утверждал, что данный труд сыграл значительную роль в понимании происхождения государства и права и в духовной жизни 19 века в целом [4; с.39].

Более того, ряд авторов называют книгу Ф. Энгельса «классовой теорией происхождения государства», отдельно подчеркивая, что рассматриваемая теория выделила те черты происхождения государства, которые не были указаны в любых других теориях, либо сознательно в них не упоминались.

Таким образом, немарксистский подход материалистической концепции основан на том, что к возникновению государства и права приводят потребности по совершенствованию управления первобытным обществом.

Глава 3. Теории происхождения права, не взаимосвязанные с материалистическим пониманием истории


3.1 Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства и права не является научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. Данную теорию нельзя доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога. Стоит отметить, что теологическая теория происхождения права является одной из самых ранних теорий и в то же время, одной из самых распространенных.

Суть теологической теории права состоит в том, что право рассматривается в качестве Божественного промысла. Как указывал один из сторонников данной теории, а именно А. Августин, «именно Бог, а не человек является творцом вечного закона и источником моральных оценок и норм. Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу»[14; с.90].

В Библии отмечается, что Бог дал народу закон и устав, тем самым, испытывая человека. В связи с этим, вполне естественным представляется стремление первых правителей выдать собственные законы за указания Бога, что обусловлено желанием придать им больший авторитет. Это удавалось в связи с тем, что нарушение божественных заповедей всегда являлось смертным грехом.

Можно заключить, что теологическая теория впервые связала право с добром и справедливостью. Примечательно, что когда постулаты теории призывали следовать воле Бога, они обращались к вере, а не разуму человека, выраженного в правовых предписаниях.

3.2 Патриархальная теория

Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности, Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было патриархальным изначально. Более подробно данную точку зрения развивал Аристотель, который утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества [5; с.311].

В XVII веке на данных началах объяснялось зарождение абсолютизма в Англии, которое обосновывал в своих трудах известный социолог Р. Фильмер. наиболее известными трудами данного исследователя выступают такие произведения как «Патриархия или защита естественного права королей», «патриарх» и другие.

К патриархальной теории происхождения права прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха. Позднее, анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны – социолога Н.К. Михайловского, а также историка из Англии Г. Мэна.


По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье, именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается. Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства и права. Более того, считается, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытного строя и государства соответственно.

3.3 Теория естественного права

Естественное право возникло одновременно с появлением человека, во времена глубокой древности, однако формирование соответствующей концепции пришло намного позднее, а именно, в период Нового времени.

Первые идеи о том, что человек от природы наделен определенными правами, появились достаточно давно, а первые рассуждения на эту тему можно встретить в трудах Платона, Аристотеля и иных мыслителей античности. Одновременно с этим, в указанный период понимание естественных прав было достаточно узким, существенно отличающих от понимания более современного периода. В качестве примера можно привести трактат Аристотеля, в котором он отмечает, что разделение людей на свободных граждан и рабов обусловлено тем, что они являются таковыми от природы. Представляется, что данная точка зрения является абсурдной, но вполне логичной для того времени.

В Древнем Риме также достаточно активно рассуждали над естественными правами человека, указывая, что естественное право присуще не только человеку, но и птицам и животным, так как ими их наделила природа. В период средневековья отдельные положения данной концепции так и не сумели сформировать полноценную теорию, чего нельзя сказать об эпохе Нового времени. Исследователи не раз отмечали, что Новое время, по праву является временем естественного права. Во многом это обусловлено тем, что именно в данный период в рамках буржуазных революций были оглашены принципы равенства всех людей, а также наличие у них прав и свобод. Появляются первые нормативные акты, которые закрепляют данные права на законодательном уровне, например, Декларация независимости США (1776 год).

Однако в ΧΙΧ веке теория естественного права испытывает определенный кризис, который был предопределен спадом либерально-демократической волны, но полностью, данная теория не утратила своего назначения. Определенный вклад в развитие данной теории внесли и правоведы нашей страны, в частности, Новгородцев, Соловьев или Трубецкой, но в период Советского государства, данная теория не получила какой-либо поддержки. В настоящее время, на территории Российской Федерации естественные права человека получили необходимую государственную поддержку, а соответствующие положения содержатся в Конституции Российской Федерации.