Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общие положения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • выявление, предупреждение, пресечение, а также раскрытие
  • преступлений; выявление и непосредственное установление лиц, их подготавливающих, совершающих или же совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, суда, следствия, уклоняющихся от уголовного наказания, розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях, деяниях, создающих угрозу государственной, экономической, военной, информационной или же экологической безопасности РФ;
  • установление имущества, которое подлежит конфискации[9].

Все перечисленные задачи являются взаимосвязанными друг с другом, но каждая из них имеет характерное содержание, именно поэтому их правомерно рассматривать в качестве самостоятельных. Важно учитывать еще и тот факт, что способы решения каждой задачи могут быть довольно разнородными.

В список задач ОРД вносились изменения. В частности, сегодня особое место отведено экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность государства[10].

Часто экологические преступления носят транснациональный характер, именно поэтому оперативно-розыскная деятельность призвана сыграть важнейшую роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по вопросам охраны окружающей среды.

Если вести речь об экономике, то здесь обычно рассматриваются общественные отношения, которые складываются в сфере экономической деятельности общества. Осуществление оперативно-розыскной деятельности по вопросам предупреждения, раскрытия преступлений в сфере экономики предоставляет возможность весьма эффективно решать задачи по обеспечению экономической безопасности[11][12].

Решение задачи военной и государственной безопасности не входит в компетенцию органов внутренних дел.

Выявление, раскрытие преступлений, лиц, их подготавливающих, совершивших или же совершающих, - это системообразующая задача оперативно-розыскной деятельности .

По отношению к ОРД выявление и раскрытие преступлений предопределяют, что оперативно-розыскным путем следует установить, обнаружить, превратить в явное не только лишь само событие преступления и лиц, которые его совершили, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств[13].

Задача выявления, а также раскрытия преступлений непосредственно оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, так как часто сам факт обнаружения события преступления является основанием для возбуждения уголовного дела.


Здесь появляется возможность при помощи ОРД обеспечить необходимой информацией уголовно-процессуальную деятельность.

В процессе осуществления ОРД могут быть созданы необходимые условия, предпосылки, которые позволяют обеспечить получение практически всех видов доказательств[14].

Задача по предупреждению преступлений состоит в принятии оперативно-розыскных мер, направленных на практическое недопущение совершения противоправных деяний, устранение условий и причин, способствующих их совершению.

Способы пресечения преступлений напрямую зависят от определенных обстоятельств, могут при этом быть самыми разнообразными. Само же понятие пресечения преступлений при этом означает принятие оперативно-розыскных мер к конкретному лицу, группе лиц для создания условий, препятствующих продолжению ранее начатого преступления.

Организационные меры раскрытия преступлений являются комплексом мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения различных оперативно-розыскных мер[15][16]. В число данных мер входят обеспечение оперативно-тактической готовности ОВД к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; организация взаимодействия следственных и оперативных подразделений, принимающих участие в раскрытии преступлений; осуществление постоянного оперативного контроля за определенными группами лиц.

Розыск лиц, которые скрываются от следствия и суда, органов дознания, уклоняющихся от уголовного наказания, как и без вести пропавших, является системой процессуальных, организационных, оперативно-розыскных и других специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных, способствующих их довольно длительному проживанию непосредственно на нелегальном положении, укрывательству преступников. Специфика этой задачи заключается в том, что розыскная работа обязательно должна иметь структурно-организационное обеспечение практически на всех уровнях системы Министерства внутренних дел России .

Относительно новой задачей оперативно-розыскной деятельности является установление имущества, которое подлежит конфискации. В основном эта задача призвана способствовать реализации международных правил и требований. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участия в нем (ней)» указано на то, что судам следует учитывать, что при рассмотрении различных категорий дел в отношении лиц, призванных виновными в совершении преступления, надлежит решать вопрос о конфискации имущества[17][18].


Принципы ОВД - это руководящие идеи, основополагающие начала, отражающие убеждения, взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, задачи и цели специфической государственно-правовой формы борьбы с преступность. Они сформировались в ходе практической работы оперативных аппаратов ОВД, были качественно обобщены теорией, получил свое нормативное закрепление в законодательстве.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на то, что ОВД основана на конституционных принципах законности, а также уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; на принципах сочетания негласных и гласных методов и средств, конспирации.

Первые два принципы традиционно относятся к общеправовым. Их закрепление обуславливается спецификой ОВД; тем фактом, что сущность рассматриваемой деятельности предполагает собой возможность определенных ограничений конституционных прав и свобод граждан, которые попали в её сферу.

Два других принципа неизвестны иным отраслям, именно поэтому их обычно признают отраслевыми принципами.

Принцип законности состоит в безусловном, точном соблюдении всех норм Основного закона, исполнении законов, других нормативных актов, всеми должностными лицами органов, которые её осуществляют.

Второй принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Уважение и признание прав и свобод является одним из приоритетных наставлений законодателя. Конечная цель ОВД заключается в защите здоровья, жизни, прав и свобод. В данном случае должны признаваться также и неотъемлемые права лиц, преступивших закон, ставших объектов ОВД.

Соблюдение прав и свобод заключается в установлении довольно четкой законодательной процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий и в регламентации порядка восстановления нарушенных прав.

Принцип конспирации в полной мере отражает весьма специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, именно поэтому в теории оперативно-розыскной деятельности он традиционно относится к специальным[19][20].

Конспирация представляет собой основной специальный принцип оперативно-розыскной деятельности, который качественно отличает её от иных государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Отмеченный принцип означает необходимость, а также легитимность использования в ходе ОВД приемов и правил, в итоге позволяющих сохранить от преступника в тайне какие-либо его действия по разоблачению[21].


Острая необходимость сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловлена многими обстоятельствами:

  • потребностью принятия адекватных эффективных мер борьбы с преступлениями, которые совершаются и готовятся ранее в условиях неочевидности для того, чтобы впоследствии избежать уголовной ответственности;
  • конспиративность предоставляет возможность избежать преждевременной или необоснованной компрометации лиц, подозреваемых в совершении того или иного преступления, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся при наличии противоречивой или неправомерной информации;
  • сохранение тайны - это непременное условие оказания помощи гражданам в раскрытии преступлений, гарантия соблюдения конституционных прав, свобод, специальных прав в ряде случаев[22].

Принцип конспирации заключается в установлении специфического порядка получения, хранения, оформления, использования разного рода оперативно-розыскной информации, обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.

Принцип конспирации проявляются в том, что в соответствии с нормами закона, к сведениям, которые составляют государственную тайну, отнесен весьма широкий перечень информации, включающий в себя данные об организации, проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Принцип сочетания гласных и негласных средств и методов во многом отражает сущность ОРД, именно поэтому он и включен в определение данной деятельности.

Принцип означает взаимосвязь процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по вопросам выявления, дальнейшего раскрытия преступлений.

Результаты ОРД могут применяться в качестве оснований и поводом для возбуждения уголовных дел, в ходе доказывания. Чтобы в конечном счете обеспечить использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов, подкреплять их официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательства.

Сочетание гласных методов с негласными предоставляет возможность проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии и процессуальных, и оперативно-розыскных решений. Оно обеспечивает в том числе и необходимую конспирацию, зашифровку конфиденциальных источников информации, гарантируя таким образом конституционное право граждан непосредственно на личную тайну.


Конечно же, в корне неверным будет утверждение о том, что в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности не применяются иные принципы, законом не закрепленные. Это бы было невозможно на практике.

Таким образом, в законодательстве сформирована общая совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. В частности, задачами оперативно-розыскной деятельности на современном этапе развития являются следующие: выявление, предупреждение, пресечение, а также раскрытие преступлений; выявление и непосредственное установление лиц, их подготавливающих, совершающих или же совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, суда, следствия, уклоняющихся от уголовного наказания, розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях, деяниях, создающих угрозу государственной, экономической, военной, информационной или же экологической безопасности РФ; установление имущества, которое подлежит конфискации.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на то, что ОВД основана на конституционных принципах законности, а также уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; на принципах сочетания негласных и гласных методов и средств, конспирации. Первые два принципы традиционно относятся к общеправовым. Их закрепление обуславливается спецификой ОВД; тем фактом, что сущность рассматриваемой деятельности предполагает собой возможность определенных ограничений конституционных прав и свобод граждан, которые попали в её сферу. Два других принципа неизвестны иным отраслям, именно поэтому их обычно признают отраслевыми принципами. Изучив общие положения об оперативно-розыскной деятельности, важно далее в исследовании остановиться на не менее значимом аспекте, напрямую связанным с практическими аспектами реализации данного вида деятельности, так как оперативно-розыскная деятельность - это весьма многоструктурный процесс.

Глава 2. Правовая основа и проблемы оперативно-розыскной деятельности

2.1 Правовая основа оперативно-розыскной деятельности