Файл: Современные проблемы семейного воспитания (Семья как институт воспитания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 1064

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний момент проблемные вопросы такого социального института, как семья, проблемы семейного воспитания рассматриваются достаточно большим количеством наук, каждая из которых в зависимости от своего предмета изучения выделяет те или иные аспекты его развития и функционирования. Необходимо отметить, что для педагогики прежде всего важна воспитательная функция семьи. Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Но дошкольные учреждения и школа не могут ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Основа социального "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе - там они только развиваются, - а в самом раннем возрасте. Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.


Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Вместе с тем в современных условиях наблюдается все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

От успешного решения проблем современного воспитания зависит судьба подрастающего поколения. 

Данные обстоятельства определяют актуальность темы работы.

Цель исследования: рассмотреть воспитание детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

Объект исследования: процесс семейного воспитания.

Предмет исследования: проблематика семейного воспитания на современном этапе.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть семью как основной институт воспитания,
  2. Исследовать процесс семейного воспитания и его значение,

3. Рассмотреть современные проблемы и нарушение семейного воспитания,

4. Обозначить направления решения выявленных проблем семейного воспитания.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

В работе использованы метод анализа и синтеза, метод классификации, метод сравнения и обобщения, метод наблюдений и экспертных оценок.

Теоретико-методологической основой работы стали   статьи  и  труды  известных российских педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, П.Ф.Лесгафта, труды и методики других отечественных и зарубежных исследователей (Е. Шафер, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В.П.Минияров, В.М. Целуйко, А.Я. Варга и др.), которые занимались изучением особенностей семейного воспитания и разработкой критериев выделения различных типов воспитания. В работе использованы материалы учебно-методической литературы и научных публикаций по теме исследования, результаты наблюдений и материалы педагогической практики.


Практическая значимость работы заключается в том, что в ней затрагиваются актуальные проблемы семейного воспитания на современном этапе и определены направления их решения, рассматрbваются конкретные методы диагностики и коррекции семейного воспитания.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Семья как институт воспитания

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Понятие «семья» (в отличие от понятия брака) предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Семья представляет собой более сложную систему, посколькуона объединяет не только супругов, но и других членов семьи. Учитывая сложность этой системы, существуют различные подходы к ее изучению, наиболее известными из которых являются подход к изучению семьи как малой группы, как социального института и как системы.[1]

Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа,члены которой связаны брачными и отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».[2]

Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролируетдеятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни.

Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу.

Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.[3]


Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о еѐ членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности.[4]

Cогласимся с мнением Е.Г.Сурковой, что наиболее полный список основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова:[5]

- порождение и воспитание детей;

- сохранение, развитие и передача последующим поколениям

ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально- воспитательного потенциала;

-удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности,ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональномтепле и любви;

-создание условий для развития личности всех членов семьи;

- удовлетворение сексуально- эротических потребностей;

-удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

-организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

- удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, установлении прочных коммуникативных связей с ними;

-удовлетворение индивидуальной потребности в отцовствеили материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

- социальный контроль за поведением отдельных членов семьи;

- организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

- рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи,организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний

и т. д.

Семейное воспитание является существенной и уникальной частью общественного воспитания. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Для педагогики важна воспитательная функция семьи.[6] Она имеет три аспекта:

1) формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду, привитие им чувства коллективизма и толерантности, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

2) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;


3) постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно - нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания.

Семья и брак претерпели значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. В литературе выделяется две типологии.

В первой классификации основанием для выделения разных типов являются различия в семейных структурах. В этой классификации критериями являются принадлежность супругов к определенной социальной общности, количество брачных партнеров, юридическое оформление отношений в браке, структура власти (внутресемейное лидерство), количеству поколений, количеству детей, наличию родителей, социально-ролевому признаку. Во второй типологии основанием для выделения разных типов семей является качество семейной жизни.[7] Здесь выделяются такие критерии как качество выполнения семейных функций, уровень психологического комфорта,cпособность конструктивно решать семейные проблемы.

Семья рассматривается как единое целое или живая система, которая рождается, растет, развивается, размножается и умирает. Существует жизненный цикл, в котором определены этапы: знакомства, брак, первый ребенок, школьный возраст, юность, молодость, уход детей и воссоединение пары.

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.