Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общие положения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой разного рода мероприятия, выполняемые гласно, а также негласно на то уполномоченными государственными органами для выявления, пресечения или же раскрытия преступлений, розыска скрывшихся, пропавших без вести людей, установления имущества, подлежащего конфискации, добычи информации относительно событий, деяний, являющихся для государства опасными.

Оперативно-розыскная деятельность – это не одна из стадий уголовного процесса, а исключительно самостоятельный вид деятельности оперативных подразделений исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

Материалы, полученные в ходе осуществления такой деятельности, могут быть применены: для подготовки, осуществления следственных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по вопросам предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений; в качестве непосредственных доказательств по уголовным делам после осуществления проверки таких материалов в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства. Безусловно, сказанное позволяет понять, что значение оперативно-розыскной деятельности очень велико.

Оперативно-розыскная деятельность напрямую взаимосвязана с уголовно-процессуальной деятельностью, но деятельность оперативных, а также следственных подразделений носит самостоятельный характер. В ходе своего функционирования они никак не подчиняются друг другу. Каждая из сторон в рамках своей компетенции обладает многими характерными специфическими методами и средствами: осуществляет сбор всех необходимых сведений об интересующем событии, оценивает, фиксирует, анализирует его, при наличии такой необходимости, в том числе и вовлекает в этот процесс вторую сторону.

В сфере организации оперативно-розыскной деятельности, как и её правового регламентирования продолжает существовать довольно большое количество разного рода проблем, требующих по отношению к себе повышенного внимания. Сказанное в общей совокупности предопределяет актуальность выбранной тематики исследования.

Цель данной работы – рассмотреть понятие, сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, были сформированы следующие задачи:

1. Рассмотреть общие положения оперативно-розыскной деятельности.

2. Определить принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности.


3. Изучить принципы оперативно-розыскной деятельности.

4. Проанализировать нормативно-правовую базу и проблемы оперативно-розыскной деятельности.

Объект исследования – оперативно-розыскная деятельность.

Предмет исследования – понятие оперативно-розыскной деятельности.

Проработанность темы исследования. Учитывая значимость оперативно-розыскной деятельности, на различных этапах развития данному институту уделялось довольно большое количество внимания. Среди тех исследователей, которые занимались изучением данного вопроса наиболее активно, следует назвать: Брылев В. И., Даянов И. С., Елисеева Л. А., Иванов С. Н., Ижнина Л. П., Кононов А. М., Кусайкин В. Б., Лепостаев В. П., Леханова Е. С., Лиджаев К. В., Лубков Е. А., Макоева М. М., Павлов П. А., Пономаренко Н. Ю., 7 Самоделкин А. С., Симоненко Д. А., Самоделкин А. С., Тамбовцев А. И., Трифонова Н. А., Тюрин Н. С., Цимбал В. Н., Ходасевич О. Н., Шевелев Н. С., Шелудько А. А., Юн Э. И. и других.

В процессе работы над темой исследования был использован ряд следующих методов: сравнительно-правовой, исторический, метод структурного анализа, формально-логический, метод логических обобщений, метод синтеза и анализа, статистический, системный и др.

Глава 1. Понятие оперативно-розыскных органов. Цели и задачи их деятельности

1.1 Общие положения оперативно-розыскной деятельности

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают такой вид деятельности, который осуществляется гласно, а также негласно различными оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от каких-либо преступных посягательств[1].

Довольно примечательно, что оперативно-розыскные законы многих стран демонстрируют разнородный подход к определению правового содержания оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем в основном количестве отмеченных законов, хоть и в разных формах, но все-таки сделан акцент на процессуальный аспект ОРД. ОРД является разновидностью социально полезной человеческой деятельности, но не в любой сфере, а в первую очередь в юридической, то есть, такая деятельность опосредована правом государственной властной деятельности уполномоченных на то государственных органов[2]. Конечно же, основным в данном определении является то, что такая деятельность – это разновидность государственной деятельности. Лишь Российская Федерация в лице высших органов законодательной, судебной и исполнительной власти может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, как и возлагать на них определенные обязанности, осуществлять контроль в данной сфере.


В узком смысле под оперативно-розыскной деятельностью обычно понимают основанную на федеральном законодательстве социально полезную юридическую деятельность уполномоченных законодателем субъектов, которая представляет собой систему поведенческих актов гласного и конспиративного применения специальных сил, методов и средств, совершения оперативно-розыскных действий, а также принятия оперативно-розыскных решений, осуществляемых с целью защиты человека, общества от преступных посягательств в случае наличия объективного затруднения или же невозможности достижения данной цели путем реализации других законных средств[3].

В широком же смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из значимых субъективных элементов – цели такой деятельности. Вместо узкой направленности – только защита охраняемых законом объектов преступных посягательств основной целью выступает непосредственное обеспечение безопасности человека, государства и общества.

Сказанное означает, что в определении ОРД можно выделить две основные группы признаков: субъективные и объективные. Вторые являются более подвижными, обычно динамичными.

К ним следует относить:

 установление определенной цели деятельности;  запрет или же разрешение на применение определенных специальных сил, средств, методов;

 определение конкретных пределов гласности в ОРД[4].

Группа же объективных признаков определения ОРД складывается из связанных друг с другом условий, совокупности признаков, которые характеризуют объективность содержания оперативно-розыскной деятельности.

Особым образом следует отметить, что использование в ОРД фразы о том, что её практическое проведение возможно лишь тогда, когда невозможно или объективно затруднено достижение поставленной цели путем применения других законных средств, безусловно подчеркивает вынужденный, исключительный характер данной деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов, мер следует понимать, в первую очередь, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным кодексом РФ[5].

В теории известно довольно большое количество попыток объединить единым термином сущность всей негласной работы. В законодательных актах наиболее распространенным является термин «ОРД», но нельзя сказать, что понимается во всех случаях, как исключительно однозначный. «Оперативный» означает:


 практически, непосредственно осуществляющий что-либо;

 способный быстро и вовремя исправить или же в итоге направить ход дел[6].

Но чаще всего практика свидетельствует о противоположном. Анализ содержания положений отдельных нормативно-правовых актов наталкивает на мысль о том, что следует задуматься о большей «быстроте» негласной работы непосредственно по сравнению с иными видами правоохранительной деятельности, к примеру, предварительным следствием. В частности, срок производства дел оперативного учета законодательством не оговорен.

Термин «оперативный» не в полной мере содержательно отражает направленность данной деятельности на достижение определенного результата[7].

Сказанное означает, что при употреблении термина «оперативно-розыскная деятельность», речь идет о практически-розыскной, непосредственно-розыскной деятельности, обычно осуществляемой в негласной форме. Наличие в оперативно-розыскной деятельности тех или иных правовых отношений определяет её комплексный характер.

В данном случае можно выделить перечень следующих основных видов:

 оперативно-розыскной процесс определяется как применение в определенного рода порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений, осуществляющих ОРД, положений оперативно-розыскного законодательства, а также детализирующих их норм подзаконных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законодательством основаниям проведения различных оперативно-розыскных мероприятий. Под ним следует понимать основанную в законодательстве, облеченную в форму правовых отношений, практическую деятельность правоохранительных органов, которые используют негласные и другие специальные силы, и средства. К тому же данная деятельность обычно осуществляется для предупреждения совершения преступлений, понимания событий преступлений, розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, для способствования решению задач уголовного судопроизводства, уголовно-исполнительного производства. Важно отметить, что значимая специфическая черта оперативно-розыскного процесса заключается в том, что его участниками, которые действуют под руководством персонала оперативных подразделений, очень часто являются физические лица:

 оказывающие гласное содействие оперативным аппаратам в качестве внештатных сотрудников;

- конфиденциально сотрудничающие с оперативными аппаратами. Данные участники оперативно-розыскного процесса имеют конкретные права и обязанности, закрепленные на законодательном и ведомственном уровне. Важно в данном случае отметить, что оперативно-розыскной процесс может быть характерен также и наличием столь специфической фигуры, как частный детектив. Это довольно вероятно в тех случаях, когда частный детектив заключает договор с будущим клиентом – участником уголовного процесса на сбор сведений по уголовным делам, на поиск граждан, местонахождение которых не является известным[8].


Таким образом, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают такой вид деятельности, который осуществляется гласно, а также негласно различными оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от каких-либо преступных посягательств.

ОРД является разновидностью социально полезной человеческой деятельности, но не в любой сфере, а в первую очередь в юридической, то есть, такая деятельность опосредована правом государственной властной деятельности уполномоченных на то государственных органов. Конечно же, основным в данном определении является то, что такая деятельность – это разновидность государственной деятельности. Лишь Российская Федерация в лице высших органов законодательной, судебной и исполнительной власти может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, как и возлагать на них определенные обязанности, осуществлять контроль в данной сфере.

В узком смысле под оперативно-розыскной деятельностью обычно понимают основанную на федеральном законодательстве социально полезную юридическую деятельность уполномоченных законодателем субъектов, которая представляет собой систему различных поведенческих актов гласного и конспиративного применения специальных сил, методов и средств, совершения оперативно-розыскных действий, а также принятия оперативно-розыскных решений, осуществляемых с целью защиты человека, общества от преступных посягательств в случае наличия объективного затруднения или же невозможности достижения данной цели путем реализации других законных средств.

В широком же смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из значимых субъективных элементов – цели такой деятельности. Вместо узкой направленности – только защита охраняемых законом объектов преступных посягательств основной целью выступает непосредственное обеспечение безопасности человека, государства и общества.

1.2 Принципы и задачи оперативно-розыскной деятельности

В законодательстве сформирована общая совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. В частности, задачами оперативно-розыскной деятельности на современном этапе развития являются следующие: