Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Общие положения оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая основа ОРД представляет собой общую совокупность законодательных и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют отношения, возникающие в сфере данной деятельности[23].

К правовой основе ОРД Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» относит в первую очередь Конституцию РФ, Федеральный закон «Об ОРД»[24], иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные акты федеральных органов государственной власти.

Конституция РФ на правах основного закона государства традиционно для многих иных сфер закладывает самые важные принципы всех отношений между правоохранительными органами и гражданами при осуществлении борьбы с преступностью. К данным принципам относятся следующие:

  • признание государством высшей ценностью прав и свобод человека;
  • признание равенства абсолютно всех граждан перед законом;
  • соблюдение норм международного права в сфере обеспечения прав человека;
  • обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну;
  • обеспечение права непосредственно на неприкосновенность жилища;
  • гарантии судебной защиты прав и свобод;
  • презумпция невиновности;
  • установление законодательного порядка практического ограничения основных конституционных прав для итогового достижения общественно значимых целей, как и некоторые иные[25].

В Конституции РФ закреплены основные полномочия органов государственной власти по вопросам принятия законодательных актов, регламентирующих деятельность уполномоченных органов по борьбе с преступностью.

Многие нормы Основного закона напрямую регламентируют условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан в различных сферах. Так, ст. 23, ст. 25 Конституции РФ предписывают обязательность получения судебного решения при необходимости ограничения права граждан на тайну телефонных переговоров, переписки, телеграфных, почтовых и других сообщений, на неприкосновенность жилища. Данные нормы конкретизированы в Федеральном законе «Об ОРД»[26].

После Конституции РФ главенствующая роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности отводится Федеральному закону.

К иным федеральным законам, которые образуют собой правовую основу ОРД, сегодня относится довольно большое количество законодательных актов, которые можно подразделить на три основные группы:


  • устанавливающие базисные положения практического осуществления оперативно-розыскной деятельности;
  • регламентирующие деятельность некоторых отдельных субъектов в этой сфере;
  • регулирующие отношения, что возникают при решении частных задач оперативно-розыскной деятельности[27].

К законодательным актам, которые устанавливают базисные положения осуществления ОРД, в первую очередь следует отнести Уголовный кодекс РФ. Именно он определяет конкретные материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение, а также раскрытие которых нацелена оперативно­розыскная деятельность. Установление наличия данных признаков - это основание для непосредственного проведения различных оперативно­розыскных мероприятий, а при их отсутствии оперативно-розыскная деятельность осуществляться не может.

Уголовно-правовые институты крайней необходимости, обоснованного риска применяются при проведении таких мероприятий, как оперативный эксперимент, проверочная закупка, оперативное внедрение, контролируемая поставка.

Институт деятельного раскаяния заложен в основе реализации одной из самых важных норм Федерального закона «Об ОРД», где предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лиц, привлеченных к сотрудничеству с оперативными аппаратами[28].

Установление разного рода оперативно-правовых запретов - это одна из гарантий соблюдения законности, прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий[29].

Уголовно-процессуальное законодательство сегодня возлагает непосредственно на органы дознания обязанность принятия всех необходимых мер для итогового обнаружения преступлений, а также лиц, которые их совершили.

Очевидно, что это позволяет устанавливать легитимность оперативно-розыскной деятельности для того, чтобы решать основные задачи по борьбе с преступностью.

Ст. 119 и 127 УПК РФ определяют порядок взаимодействия оперативного работника и следователя при раскрытии, а также расследовании преступлений; устанавливается четкий перечень преступлений, по которым является обязательным производство предварительного следствия[30].

Определяя обстоятельства, которые подлежат доказыванию по конкретному уголовному делу, виды доказательства, способы их собрания, следует сказать, что УПК РФ служит основной для определения приемов получения оперативно-розыскной информации, а также процедур её использования в уголовном процессе.


Таким образом, можно прийти к выводу о том, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают такой вид деятельности, который осуществляется гласно, а также негласно различными оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от каких-либо преступных посягательств.

К правовой основе ОРД Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности относит в первую очередь Конституцию РФ, Федеральный закон «Об ОРД», иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними нормативные акты федеральных органов государственной власти.

2.2. Анализ проблем организации оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскное законодательство, несмотря на тот факт, что было принятие ранее многих современных федеральных законов, в силу специфики, деликатности и сложности им регламентируемых отношений, нельзя сказать, что сегодня является близким к идеальной концепции. Основные проблемы сводятся к пробелам правового регулирования, декларативности некоторых отдельных норм, их непосредственной несогласованности с нормами иных отраслей законодательства, довольно большой противоречивостью некоторых отдельных предписаний, а также нечеткостью отдельных законодательных формулировок. Если все данные проблемы в итоге систематизировать, то можно выявить причины, способствовавшие их существованию.

Оперативно-розыскная деятельность, как было ранее установлено, представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно или же негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то положениями законодательства, в пределах их непосредственных полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина, для защиты собственности и обеспечения безопасности государства и общества от преступных посягательств. Уже сразу в определении ОРД можно проследить наличие ряда неточностей.

В первую очередь речь идет о том, что ОРД осуществляется не только лишь оперативными подразделениями государственных органов, но в том числе и иными должностными лицами.


Кроме того, ОРД направлена не только лишь на борьбу с преступностью, но и, в том числе, на проверку лиц, поведение которых никак не связано напрямую с преступной деятельностью. Еще раз следует обратить внимание на положение закона, где указано, что органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность непосредственно в пределах собственных полномочий имеют право также собирать данные, являющиеся необходимыми для принятия решений: о допуске к сведениям, которые составляют государственную тайну; допуске к работам, как-либо связанным с эксплуатацией объектов, предоставляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды и др.

Сказанное означает, что законодательством урегулированы правоотношения, непосредственными объектами которых выступают любые граждане. Данная норма позволяет понять, что объектами оперативно-розыскной деятельности могут быть абсолютно любые лица, в том числе и проверяемые.

Истоки проблем в правовом регулировании ОРД заложены в следующих основных аспектах:

 в связи с отсутствием изначально цели реформирования этого направления государства, что приводит к необходимости совершенствования уголовно-процессуального и административно-правового регулирования ОРД органами внутренних дел России;

 ряд пробелов в отраслевой принадлежности оперативно-розыскной деятельности;

 отсутствие ряда официально закрепленных в законодательстве дефиниций, как и неточности в тех, которые уже закреплены и составляют основу содержания ОРД, предусматривающие условия её реализации;

 отсутствие соответствия оперативно-розыскных норм и смежных отраслей законодательства;

 отсутствие четкой детализации условий и порядка обеспечения конституционного принципа законности непосредственно в сфере оперативно-розыскной деятельности в отношении субъектов и объектов данной деятельности.

Сложность процессуального закрепления результатов ОВД очень часто является причиной приостановления уголовных дел за не установление тех лиц, которые подлежат привлечению в качестве обвиняемых, несмотря на тот факт, что фактически они бывают все-таки установленными

Заключение

Таким образом, в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимают такой вид деятельности, который осуществляется гласно, а также негласно различными оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий для защиты здоровья, жизни, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности государства и общества от каких-либо преступных посягательств.


ОРД является разновидностью социально полезной человеческой деятельности, но не в любой сфере, а в первую очередь в юридической, то есть, такая деятельность опосредована правом государственной властной деятельности уполномоченных на то государственных органов. Конечно же, основным в данном определении является то, что такая деятельность – это разновидность государственной деятельности. Лишь Российская Федерация в лице высших органов законодательной, судебной и исполнительной власти может наделять правом осуществлять ОРД каких-либо субъектов, как и возлагать на них определенные обязанности, осуществлять контроль в данной сфере.

В узком смысле под оперативно-розыскной деятельностью обычно понимают основанную на федеральном законодательстве социально полезную юридическую деятельность уполномоченных законодателем субъектов, которая представляет собой систему различных поведенческих актов гласного и конспиративного применения специальных сил, методов и средств, совершения оперативно-розыскных действий, а также принятия оперативно-розыскных решений, осуществляемых с целью защиты человека, общества от преступных посягательств в случае наличия объективного затруднения или же невозможности достижения данной цели путем реализации других законных средств.

В широком же смысле слова в определении ОРД изменяется содержание одного из значимых субъективных элементов – цели такой деятельности. Вместо узкой направленности – только защита охраняемых законом объектов преступных посягательств основной целью выступает непосредственное обеспечение безопасности человека, государства и общества.

В законодательстве сформирована общая совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. В частности, задачами оперативно-розыскной деятельности на современном этапе развития являются следующие: выявление, предупреждение, пресечение, а также раскрытие преступлений; выявление и непосредственное установление лиц, их подготавливающих, совершающих или же совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, суда, следствия, уклоняющихся от уголовного наказания, розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях, деяниях, создающих угрозу государственной, экономической, военной, информационной или же экологической безопасности РФ; установление имущества, которое подлежит конфискации.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» указывает на то, что ОВД основана на конституционных принципах законности, а также уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; на принципах сочетания негласных и гласных методов и средств, конспирации. Первые два принципы традиционно относятся к общеправовым. Их закрепление обуславливается спецификой ОВД; тем фактом, что сущность рассматриваемой деятельности предполагает собой возможность определенных ограничений конституционных прав и свобод граждан, которые попали в её сферу. Два других принципа неизвестны иным отраслям, именно поэтому их обычно признают отраслевыми принципами. Изучив общие положения об оперативно-розыскной деятельности, важно далее в исследовании остановиться на не менее значимом аспекте, напрямую связанным с практическими аспектами реализации данного вида деятельности, так как оперативно-розыскная деятельность - это весьма многоструктурный процесс.