Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие нотариата и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывает российская и зарубежная практика, сочетание различных механизмов тарифообразования (регулируемые и договорные тарифы) вкупе с перераспределением получаемого тарифа и других сумм в зависимости от социальной значимости тех или иных нотариальных действий, категории обратившихся за их совершением лиц и уровня их доходов, введения региональной компоненты и т.д. обычно позволяют найти компромисс, достаточный для сохранения независимости нотариуса и недопущения экономической конкуренции при осуществлении им публично-правовой деятельности.

Другое дело, что споры и лоббистские стычки относительно экономической обоснованности той или иной модели финансирования нотариальной деятельности практически неистребимы, тем более в условиях затянувшегося для российского нотариата переходного периода.

Нотариальная тайна. Согласно классическому пониманию принцип обеспечения тайны совершения нотариальных действий представляет собой правило, согласно которому сведения и документы, а также устная информация, которые используются в нотариальном производстве в связи с осуществлением профессиональной деятельности либо как результат совершения нотариальных действий, являются нотариальной тайной и охраняются законом. Лица, разгласившие сведения, являющиеся нотариальной тайной, несут ответственность в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным законом. Данный принцип отражен в содержании ст. 5, 16, 28 и других положений Основ.

Принцип обеспечения тайны совершения нотариальных действий имеет целый ряд различных аспектов, определяющих его понимание на современном этапе развития законодательства и правоприменительных практик. Остановимся на характеристике некоторых из них.

Концепция нотариальной тайны в России существенно изменилась, если не стала вообще иллюзорной[12]. Это связано, в частности:

1) с развитием нотариальных интернет-сервисов и созданием общедоступных и/или ограниченно доступных реестров (удостоверенных и отмененных доверенностей, залогов движимого имущества, завещаний, наследственных дел и т.д.), что переводит ряд сведений из конфиденциальных в общедоступные или ограниченно доступные;

2) борьбой с отмыванием денег, которая обязывает нотариуса сообщать о подозрительных сделках по собственной инициативе. При этом предлагаемые в действующем законодательстве и сложившиеся в судебной практике критерии подозрительности сделок носят зачастую неопределенный, умозрительный характер, зависят от дискреции правоприменителя, который из соображений личной безопасности обычно исходит из расширительного подхода;


3) развитием систем электронного правительства и расширением информационных обменов внутри них (СМЭВ 3.0), что приводит к неконтролируемому расширению круга субъектов, которым становится доступна юридически значимая информация конфиденциального характера, связанная с совершением нотариальных действий;

4) усилением и упрощением (автоматизацией) трансграничных информационных обменов, прежде всего в фискальной области, которое сокращает возможности сохранения в тайне экономических результатов нотариальных актов с международным эффектом.

Принцип активной помощи нотариуса в осуществлении прав. В настоящее время это один из ключевых принципов российского нотариального права, согласно которому нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Наиболее полно данный принцип изложен в ст. 15, 16 Основ.

Вся процедура нотариального производства отражает активную помощь нотариуса в осуществлении прав участников гражданского оборота, равно как и в исполнении обязанностей. В этом принципе нотариального права ярко проявляется различие институтов нотариата и адвокатуры, поскольку нотариус, в отличие от адвоката, работает в интересах не одного клиента, а всех участников нотариального действия.

В России нотариус по общему правилу вправе совершать нотариальные действия только в пределах своего нотариального округа. Каждый гражданин или организация для совершения нотариального действия может обратиться к любому нотариусу, за исключением случаев строгой территориальной компетенции. Насколько такой подход рационален в сегодняшних условиях?

Впрочем, уже сделаны первые шаги к более широкому пониманию правил территориальной компетенции. В частности, удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится нотариусом, осуществляющим свою деятельность в рамках соответствующего субъекта Федерации, например г. Москвы или Свердловской области, на территории которого находится указанное имущество. Развитие ЕИС нотариата будет и дальше снимать ограничения работы нотариуса в пределах нотариального округа.

Оставаясь привязанными к помещению нотариальной конторы, нотариусы будут все более расширять свою территориальную компетенцию, поскольку информационные технологии делают доступной практически любую информацию, необходимую для совершения нотариального действия. Такой подход делает нотариальную деятельность более удобной для ее потребителей, усиливает элемент доверия в отношениях между ними, прежде всего за счет возможности обращения к своему нотариусу.


Глава 2. Правовые основы организации нотариата в Российской Федерации

2.1 Правовой статус нотариуса в Российской Федерации

На сегодня в публичной сфере Российской Федерации сложились и ведут свою деятельность ряд публично-правовых институтов, среди которых не только государственное и муниципальное управление, но и прокуратура, адвокатура, нотариат, патентные поверенные, арбитражные управляющие, саморегулирование и деятельность публичных субъектов. Принятый и введенный в действие Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457) не только предсказывает дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы организации и деятельности такого публичного института, как нотариат, а также выказывает ряд проблем и задач, требующих специальный подход ко всем публично-правовым институтам и субъектам.

Чтобы поступить на должность нотариуса в Российской Федерации ст. 2 Основ законодательства о нотариате выделяет следующий порядок требований:

  • нотариусом может быть гражданин Российской Федерации;
  • наличие высшего юридического образования в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего [13][14][15]
  • образования;
  • стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;
  • достижение возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти
  • лет;
  • сдача квалификационного экзамена.

В соответствии с Основами РФ не может быть нотариусом лицо:

  • имеющее судимости либо уголовное преследование;
  • иностранного гражданства, не имеющее планов на жительство или иного документа, который подтверждает право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории другого государства;
  • признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным;
  • состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением хронических и затяжных психических расстройств.

То есть, к гражданам РФ, чтобы приобрести статус нотариуса и осуществлять нотариальную деятельность, предъявляются такие же квалификационные требования, как и к претендентам на должность судьи.

Приведем сравнения требований, предъявляемых к субъектам публичной сферы. Так, для приобретения статуса прокурора города, района Федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации[16] устанавливается стаж работы прокурором в органах прокуратуры не менее 5 лет. При этом, не предусматривает сдачи квалификационного экзамена. Адвокатам требуется стаж по юридической специальности не менее двух лет, возрастные ограничения отсутствуют, предусмотрен квалифицированный экзамен. Для поверенного снижен возраст, характер высшего образования не имеет значения, стаж соответствующей деятельности должен быть не менее 4 лет. Для арбитражного управляющего не имеет значения характер высшего образования, законом не установлен возраст и необходимый стаж непродолжителен.

Здесь возникает вопрос о целесообразности столь значительных отличий. Предполагается, что определенная унификация правил приобретения профессионального статуса субъектов публичной сферы гражданского общества необходима и в этом направлении на верном пути находится Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457 , он предусматривает необходимый стаж работы по юридической специальности в 5 лет. Для кандидата, который желает заниматься сложными видами профессиональной деятельности, такая продолжительность профессионального стажа свидетельствует об определенном накоплении опыта.

Далее из содержания Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457 вытекает следующий вопрос по определению места субъекта публично-правового института гражданского общества в системе субъектов российского права. Применительно к нотариусам вопрос можно рассмотреть следующим образом.

Приобретая статус нотариуса, гражданин не утрачивает статуса гражданина Российской Федерации, да и не может его утрачивать, потому что это было бы нарушением основополагающих принципов в области прав и свобод человека и гражданина[17][18]. Но с приобретением статуса нотариуса на стороне гражданина появляются ряд прав и обязанностей, которые характеризуют его как субъекта публично-правового института гражданского общества. К сожалению, в современном законодательстве, в частности в Гражданском кодексе РФ, не определяется место таких субъектов в системе физических, юридических лиц или публично-правовых образований.


Представляется что, признание и закрепление законодательством особых субъектов в гражданском обществе и в его публичной сфере расставило бы все на свои места. В системе этих субъектов, бесспорно, достойное место займет нотариус.

Реализация такого предложения позволит точнее и обоснованно подходить к проблеме имущественно-правовой самостоятельности, обособленности и ответственности субъектов публично-правовых институтов.

Из всех субъектов гражданского права признак имущественной обособленности закрепляется гражданским законодательством (ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)) только за юридическими лицами, но по существу имущественная обособленность и самостоятельная имущественная ответственность относятся ко всем субъектам гражданского права. В области той или иной функциональной деятельности имущественная обособленность необходима для материального обеспечения деятельности и, бесспорно, для эффективной реализации имущественной ответственности.

А так как законодательство в полной мере в самой общей форме не может определить правовой режим имущественной обособленности субъектов публичных институтов, это приводит практически к их безответственности.

Так, в ст. 23 Основ РФ предусматривается такой вид частной собственности, как собственность нотариуса; это правило касается только денежных средств - они поступают в собственность нотариуса после уплаты обязательных платежей. Возникает вопрос, имеет ли право нотариус обладать на праве собственности иным имуществом - это никак не регулируется общегражданским законодательством и законодательством о нотариальной деятельности.

Соответственно это приводит к установлению правила в Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457 о недостаточности страхового обеспечения по договору страхования гражданской ответственности нотариуса или по договору коллективного страхования гражданской ответственности нотариуса в случае вреда, причиненным имуществу гражданина или юридического лица, возмещается ущерб за счет личных средств нотариуса, а при недостаточности же последних - за счет компенсационного фонда Федеральной нотариальной [19][20][21] палаты.

В результате, причиненный вред имуществу физических и юридических лиц, в особой сфере - сфере осуществления публично-правовых функций - возмещается за счет личных средств нотариуса, которых, как следует из содержания Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457, может быть и недостаточно для возмещения вреда.