Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие нотариата и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время с уверенностью можно утверждать, что нотариат превратился в единую эффективно организованную систему нотариальных органов, способную обеспечить не только надежную защиту прав и интересов граждан и юридических лиц, но и стабильность гражданского оборота в целом.

Это обстоятельство признано и законодателем, который последовательно идет по пути постепенного расширения полномочий нотариата, прежде всего в корпоративной сфере и в сфере оборота недвижимости.

Эти и другие положения настоятельно требуют обратить внимание на роль и место российского нотариата в системе органов, обеспечивающих защиту прав, как института, осуществляющего правоохранительную деятельность. В работе были рассмотрены такие вопросы как противоречивость и неоднозначность действующей базы о нотариате, затруднение развития института нотариата существованием двух организационных форм осуществления нотариальной деятельности - работой нотариусов в государственных нотариальных конторах и частной практикой, отсутствием в законодательстве положений регламентирующих переход к единой организационной форме осуществления нотариальной деятельности; необходимость усиления роли государственного контроля за осуществлением нотариальной деятельности, установление на межгосударственном уровне вопросов правового регулирования нотариальной деятельности в рамках межгосударственных интеграционных объединений; усиление правового статуса нотариата как саморегулируемой организации.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретическим и практическим проблемным аспектам правового регулирования нотариата в Российской Федерации посвящены научные труды следующих авторов: Е.Б. Тарбагаева, Л.А. Идрисова, О.В. Макаров, Л.Ю. Михеева, Г.Г. Черемных и другие. Позиции авторов были проанализированы в части вопросов, касающихся понятия, принципов нотариата, о признании нотариата, как субъектов публично-правовых институтов, разграничения контрольных полномочий соответствующих органов, сбалансированного сочетания саморегулирования и государственного контроля, подведомственности дел с участием нотариусов.

Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере нотариата при реализации механизма защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Российской Федерации.


Предметом исследования являются правовые основы организации нотариата.

Целью настоящей работы является анализ основ организации нотариата в Российской Федерации и вопросы правового регулирования его деятельности.

Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:

- определить понятие нотариата, задачи и принципы его деятельности;

- раскрыть принципы нотариальной деятельности;

- проанализировать правовой статус нотариуса в Российской Федерации;

- исследовать перспективы развития системы нотариата в современной России.

Теоретико-методологические основы исследования. В работе были применены общенаучные методы, такие как системный анализ, индукция, структурный метод, сравнение. Также были применены частно-научные (юридические) методы: формально-правовой, сравнительно-правовой.

Глава 1. Понятие нотариата в Российской Федерации

1.1 Понятие нотариата и его задачи

На сегодняшний день нет единой точки зрения о природе нотариата, его месте в механизме правового регулирования и правоприменения, о правилах совершения нотариальной деятельности в реализации положений норм материального права.

Исходя из мнения Е.Б. Тарбагаева, нотариат является «системой органов и должностных лиц, уполномоченных на профессиональной основе совершать в случаях и в порядке, установленном действующим российским законодательством, нотариальных действий от имени Российской Федерации»[1].

С точки зрения других ученых, нотариат - есть «правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан юридических лиц посредством совершения нотариальных действий»[2].

Поэтому, данный термин в современном российском праве имеет много определений и толкований. Представим основополагающие значения нотариата:

  • система органов, осуществляющих переданные государством функции по защите прав граждан и юридических лиц, в том числе их интересов, а также по приданию документам публичной достоверности путем совершения нотариальных действий oт имени государства;
  • отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность;
  • учебный курс, предметом которого является изучение вопросов нотариального производства и деятельности его участников в нотариальной сфере.

Таким образом, необходимо либо существенно сузить понятие «нотариат», определяемое в Конституции РФ в качестве предмета совместного ведения, либо продолжить поиск оптимальной дефиниции, отражающей все обозначенные обстоятельства.

Для более четкого представления о природе нотариата, его принципах, рассмотрим правовые основы, регулирующие нотариальную деятельность на примере трех стран - Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь.

В Российской Федерации Основы законодательства о нотариате (далее - Основы РФ)[3][4] за более чем 20 лет претерпевали более двадцати раз изменения и дополнения.

Закон о нотариате Республики Казахстан[5] (далее - Закон РК) во временном интервале с 1997 года по 2015 год изменялся и дополнялся 29 раз.

В чем же состоит секрет такой динамичности правового регулирования данного вида общественных отношений?

В первую очередь обратим внимание на понятие нотариата, его задачи, функции и принципы деятельности и проведем их сравнительный анализ.

Между указанными выше тремя государствами, не существует какого-либо правового регулирования, которое бы ставило целью сближение актов национального законодательства о нотариате.

Итак, первый признак нотариального действия: полномочные к его совершению субъекты.

Обратимся к ст. 1 Закона о нотариате Республики Беларусь (далее - Закон РБ)[6], в результате выясняем, что нотариат подразделяется на государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов в результате совершения нотариальный действий от имени Республики Беларусь.

Так согласно Указу N 523 с 1 января 2014 г. нотариальная деятельность в Беларуси производится нотариусами, действия которых закреплены свидетельством на осуществление нотариальной деятельности, без деления на государственных и частных. Государственные нотариальные конторы и ведомственные нотариальные архивы упразднены.

Организация всего комплекса нотариального обслуживания на территории областей и г. Минска возложена на Белорусскую нотариальную палату.


В Законе РБ приведен перечень лиц, полномочных совершать нотариальные действия, который является исчерпывающим и более глубокому толкованию не подлежит.

В Основах РФ содержатся схожие нормы, гласящие, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лица местного самоуправления муниципального района. 6 [7]

Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий (ст. 1 Основ РФ[8]).

Право на совершение нотариальных действий в Законе РК предоставлено:

  • государственным и частным нотариусам;
  • должностным лицам аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченным на совершение нотариальных действий;
  • лицам, исполняющим консульские функции от имени Республики Казахстан;
  • иным лицам, уполномоченным Законом о нотариате на совершение нотариальных действий (ст. 1 Закона РК)[9].

1.2 Принципы нотариальной деятельности

Российский нотариат вернулся в семью латинского нотариата в 1993 г. - после принятия соответствующих Основ законодательства[10], которые воссоздали систему небюджетного нотариата на переходный период. Использованная в качестве его базы модель латинского нотариата уже существовала в Российской империи в период с 1866 г. (после принятия Положения о нотариальной части) по 1917 г.

За относительно небольшой срок после своего возрождения нотариат в России столкнулся с рядом универсальных вызовов, оказавших воздействие на развитие как самой профессии, так и нотариального законодательства. Поэтому неоднократно предпринимались попытки проведения комплексных реформ в данной сфере с учетом лучших мировых образцов особого развития. В конечном счете реформы заключались в стремлении следовать за развитием общественных отношений, а в последнее время - за технологической и процессуальной революцией.


Можно выделить следующие принципы организации нотариата: законность; независимость нотариуса; самофинансирование; национальный язык нотариального производства. Принципы нотариальной деятельности включают в себя; диспозитивность; активную помощь нотариуса в осуществлении прав; беспристрастность нотариуса; обеспечение тайны совершения нотариальных действий; объективная истинность нотариальных актов; предупреждение правонарушений и споров.

Принцип независимости нотариуса. Согласно классическому пониманию этот принцип означает, что нотариусы совершают нотариальные действия и осуществляют иные свои полномочия без влияния каких-либо других органов и лиц и основываясь только на нормативных актах определенного уровня. Принцип независимости является одной из гарантий нотариальной деятельности, будучи увязанным с другими нотариальными принципами - законностью, беспристрастностью и т.д.

Принцип независимости отражен в ст. 5 Основ и в других их положениях, например ст. 12, оговаривающей основания и порядок освобождения нотариуса от должности. Например, как сказано в ст. 13 Базовых принципов системы латинского нотариата[11], нотариуса невозможно принудить составить удостоверяемые им документы по проекту, представленному адвокатом или заинтересованными лицами. Нотариус вправе принять или отклонить этот проект или по согласованию с договаривающимися сторонами внести изменения, которые он считает необходимыми.

Таким образом, следует выделить следующие аспекты понимания принципа независимости нотариуса:

1) речь идет не о полной независимости, а о независимости при совершении конкретного нотариального действия - процессуальной независимости, когда нотариус самостоятельно разрешает вопрос о возможности и правомерности его осуществления с учетом имеющегося юридико-фактического состава;

2) независимость нотариуса одновременно ограничивается необходимостью его подчинения Конституции РФ, федеральным законам, иному законодательству, которые определяют формы и пределы реализации предоставленных ему полномочий, а также содержательную сторону нотариального производства;

3) нотариус обязан соблюдать правила и законные требования, установленные органами нотариального сообщества - нотариальными палатами, членство в которых является обязательным.

Соответственно, гарантии независимости нотариуса можно подразделить на организационные, экономические и правовые.