Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие нотариата и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напомним, что нотариус ведет свою деятельность на принципах самофинансирования (т.е. не получает каких-либо средств из государственного бюджета), самостоятельно оплачивает аренду помещения нотариальной конторы, выплачивает заработную плату сотрудникам, обеспечивает контору техническими средствами и расходными материалами, платит налоги и несет другие расходы, связанные с нотариальной деятельностью. Бюджет для поддержки работы Единой информационной системы нотариата и всех цифровых сервисов на ее основе, а также для обеспечения имущественных гарантий, которые предоставляет нотариат, как уже упоминалось выше, также формируется исключительно за счет членских взносов нотариальных палат субъектов, которые, в свою очередь, формируются за счет взносов каждого нотариуса.

По закону расходы нотариусов финансируются из двух источников. Это тариф, взысканный нотариусом за совершение нотариальных действий, и плата за оказание услуг правового и технического характера (УПТХ). Первый определяется либо в Налоговом кодексе (НК) РФ, либо в Основах. Вторая ежегодно устанавливается нотариальной палатой того или иного субъекта РФ в рамках предельных значений, рассчитанных ФНП, в отношении каждого нотариального действия. Такие предельные значения рассчитываются по целому ряду параметров, исходя из социально-экономического положения региона в текущем году, и являются экономически обоснованными.

Актуальная система самофинансирования нотариальной деятельности имеет существенный недостаток. Подавляющая часть материальной базы, необходимой небюджетному нотариату для функционирования, сегодня аккумулируется исключительно за счет платы, взимаемой нотариусами за УПТХ.

Такая ситуация возникла из-за долгого отсутствия индексации тарифов, предусмотренных НК РФ более десяти лет назад, что привело к их несоответствию реальным затратам нотариального сообщества на осуществление нотариальной деятельности. Являясь по факту единственным источником средств для существования нотариата на небюджетной основе, плата за УПТХ зачастую кратно превосходит размер нотариального тарифа. Такой дисбаланс в формировании конечной платы за нотариальное действие долгие годы дискредитировал нотариусов в глазах общественности и сформировал ложное представление об УПТХ как о незначительных и навязанных клиентам услугах.

Принятый 3 августа 2018 г. Федеральный закон N 338-ФЗ стал одним из важных шагов на пути к решению этой проблемы. Он конкретизировал понятие УПТХ, включив в него обширный перечень работ нотариуса, начиная от правового анализа представленных документов и юридической консультации и заканчивая обеспечением надлежащих условий для хранения бумаг и депонированного имущества. Объективно вопрос о правовой и технической работе нотариуса есть вопрос о существовании нотариата, а следовательно, и об обеспечении надежной защиты прав и законных интересов граждан. Эта идея получила законодательное подтверждение.


Следующим шагом законодателя, по мнению ФНП, должно стать приведение нотариальных тарифов в соответствие с нынешними экономическими реалиями.

Это позволит устранить дисбаланс между их значениями и размером платы за УПТХ, сделает расчет стоимости той или иной нотариальной услуги понятным и логичным для ее получателя. При этом реформа не должна вызвать дополнительное финансовое обременение для граждан. Повышение тарифов в случаях, когда это оправданно, будет сопровождаться снижением размера платы за УПТХ.

Внимание нотариата как социально ответственного института по-прежнему будет направлено на развитие системы льгот. Помимо установленных законом льгот на оплату нотариального тарифа, ФНП по собственной инициативе утвердила льготы по оплате УПТХ для ветеранов и инвалидов ВОВ, инвалидов I группы, детей-инвалидов и некоторых других категорий лиц. В ближайшем будущем планируется дополнить перечень льготных категорий заявителей в том числе малоимущими и многодетными семьями. Отдельные инициативы в этом направлении реализуются непосредственно нотариальными палатами субъектов РФ.

Заключение

Целью курсовой работы служил анализ основ организации нотариата в Российской Федерации и вопросы правового регулирования его деятельности, а также раскрытие роли нотариата в нашей жизни, его развитие на современном этапе и его место в системе государственных органов.

Таким образом, рассмотрев правовую природу нотариата, его сущность, перспективы законодательного развития данного института, а также статус нотариуса, и многие другие указанные в выпускной квалификационной работе вопросы можно сделать следующие выводы.

В работе нотариат представлен как негосударственный социально-правовой институт, которому государством делегированы отдельные полномочия властного характера по осуществлению одной из важнейших функций - защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. С увеличением потенциала нотариусов необходимо соответствующее правовое регулирование, начиная с закрепления некоторых медиативных принципов. Поставить на межгосударственном уровне вопросы правового регулирования нотариальной деятельности в рамках межгосударственных интеграционных объединений.

Также, на сегодня в современном законодательстве не определяется место таких субъектов в системе физических, юридических лиц или публично-правовых образований. Поэтому, необходимо признать нотариат, как субъектов публично-правовых институтов, собственниками профессионального имущества, то есть имущества, приобретаемого при осуществлении профессиональной деятельности. По отношению к этому имуществу государство вправе вводить особые правовые режимы учета, владения, пользования и распоряжения. Реализация такого предложения позволит точнее и обоснованно подходить к проблеме имущественно-правовой самостоятельности, обособленности и ответственности субъектов публично-правовых институтов.


Необходимо формирование института государственного контроля в Российской Федерации. В то же время, вопрос о предмете контроля и пределах его осуществления остается нерешенным. Государственные органы должны быть наделены контрольным полномочиями по отношению не только к государственному нотариату, но и к частному. Возможно делегирование нотариальным палатам таких государственных полномочий, как контроль профессиональных обязанностей нотариусов. Разработке подлежат и стандарты по осуществлению контроля.

Назрела необходимость сбалансированного сочетания саморегулирования и государственного контроля в силу уникального правового положения нотариальных палат, установление специального правового регулирования, поскольку нотариальные палаты способны эффективно контролировать и оказывать поддержку.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.12.2019) // Российская газета, 06.08.1998, N 148149.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2019) // Российская газета, 20.11.2002, N 220.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.06.2016) // Российская газета, 06.08.1998, N 148-149.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) (ред. от 28.11.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10.
  5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, 25.11.1995, N 229.
  6. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 28.11.2019) «О саморегулируемых организациях» // Российская газета, 06.12.2007, N 273.
  7. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (ред. от 28.11.2019) // СЗ РФ, 18.10.2004, N 42.
  8. Закон города Москвы от 19.04.2006 N 15 (ред. от 12.09.2019) «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы, 6.07.2006, N 5.
  9. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 28.11.2018) // Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189129/.
  10. «О нотариате»: Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. N 155 (далее Закон РК) // Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008028.
  11. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь (вместе с Положением об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь): Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. N 523 (ред. от 28.11.2018) // Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=64743.

Литература

  1. Бегичев А.В. Сущность правозащитной деятельности нотариата в системе социальной функции государства // Нотариус. - 2018. - N 5. - С. 26 - 29.
  2. Белицкая А.В. Отдельные аспекты совершения нотариальных действий в СССР в годы Великой Отечественной войны // Нотариус. - 2019. - N 6. - С. 45 - 48.
  3. Бородина, Ж.Н. Значение доказательственной силы нотариальных актов в свете последних изменений законодательства // Нотариальный вестник. - 2017. - N 10. - 307 с.
  4. Гонгало Б.М., Ем В.С. (отв. ред.). Актуальные проблемы частного права: сборник статей к юбилею Павла Владимировича Крашенинникова: Москва - Екатеринбург, 21 июня 2014 г. - М.: Статут, 2017. - 272 с.
  5. Даниленков А.В. К вопросу об интернет-правовом регулировании нотариальной деятельности // Нотариус. - 2018. - N 7. - С. 29 - 33.
  6. Егорова М.Е. Совершенствование законодательства о нотариате: обзор последних изменений и дополнений // Нотариус. -2018. - N 4. - С. 9 - 12.
  7. Идрисова, Л.А., Ярлыкова, Е.Л., Юдина А.Б. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (постатейный). - М.: Волтерс Клувер, 2018. - Т. 1. - С. 15-17.
  8. Касаткина А.Ю. Некоторые вопросы участия нотариуса в осуществлении прав участников общества с ограниченной ответственностью и самих обществ в свете новелл законодательства о нотариате // Нотариус. - 2018. N 3. - С. 13 - 17.
  9. Корсик, К. А. Роль нотариата в цифровую эпоху возрастает // Нотариальный вестник. - 2018 - №2. - С.1-2.
  10. Корсик, К.А. Нотариат и суд: 150 лет вместе // Нотариальный вестник. 2018. - №2. - С.3-4.
  11. Майборода В.А. Развитие правоохранительной функции нотариата в сделках с земельными участками // Нотариус. - 2017. - N 6. - С. 41 - 44.
  12. Макаров, О.В. Проблемы правового режима организации и деятельности публичных институтов в свете последних законодательных новелл о нотариате // Нотариус. - 2017. - N 2. - С. 12 - 15.
  13. Михеева, Л.Ю. Реформа российского нотариата: основные идеи. Актуальные проблемы частного права: Сб. статей к юбилею Павла Владимировича Крашенинникова. - М.: Статут, 2018. - С. 45-47.
  14. Москаленко М.Н. Превентивная функция конституционной конфликтологии и использование ее потенциала публично-правовыми институтами (на примере деятельности нотариата) // Нотариус. - 2018. - N 8. - С. 3 - 6.
  15. Москаленко И.В., Москаленко М.Н. Трансформация законодательства и правоприменительной практики при обеспечении доказательств нотариусом // Нотариус. - 2018. - N 1. - С. 3 - 5.
  16. Настольная книга нотариуса Организация нотариального дела: в 4 т. / Т.И. Зайцева, Т.В. Патрушева, И.В. Перевалова и др.; под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2017. - Т. 1: Организация нотариального дела. - 414 с.
  17. Ригер, Г. Нотариус в качестве медиатора // Бюллетень нотариальной практики. - 2015. - N 6. - С. 1-3.
  18. Романовская, О.В. К дискуссии о будущем нотариата // Нотариус. - 2013. - N 5. - С. 40 - 44.
  19. Романовская О.В. Российский нотариат и современные проблемы семейного права // Нотариус. - 2017. - N 4. - С. 23 - 27.
  20. Сагин, А.А. Ответственность нотариуса реальна: данные подтверждают // Нотариальный вестник. - 2019. - № 12. С. 3-4.
  21. Сафонов, А.В. Будущее за нами // Нотариус. - 2019. - N 6. - С. 26.
  22. Стешенко, Л. А. Нотариат в Российской Федерации: Учеб. - М., 2017. - С. 1.
  23. Тарбагаева, Е. Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федарации: Учеб. пособие. - СПб., 2017. - С. 10.
  24. Фрик, О.В. Нотариус в гражданском и арбитражном процессе: некоторые вопросы теории и практики. Арбитражный и гражданский процесс // Вести. - 2018. - N 1. - С. 3 - 7.
  25. Ярков, В.В. Основные положения участия нотариусов в гражданском и арбитражном процессах // Бюллетень нотариального вестника. - 2018. - N 4. - С. 15-17.

  1. Тарбагаева, Е. Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации: Учебное пособие. - СПб., 2016. - С. 10.

  2. Стешенко, Л. А. Нотариат в Российской Федерации: Учебник. - М., 2017. - С. 1.

  3. Российская юридическая энциклопедия / под ред. А.Я. Сухарева. - М., 1999. - С.607.

  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) (далее Основы РФ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, Ст. 357.

  5. «О нотариате»: Закон Республики Казахстан от 14 июля 1997 г. N 155 (далее Закон РК) // Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1008028, Ст. 206.

  6. О нотариате и нотариальной деятельности: Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. N 305-З (ред. от 4 января 2014 г.) (далее Закон РБ) // Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?Rgn=6741, Ст.3.

  7. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь (вместе с Положением об организации деятельности нотариусов в Республике Беларусь) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2014 г.): Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2013 г. N 523 (ред. от 27 ноября 2013 г.) // Режим доступа: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=64743.

  8. Основы РФ // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, Ст. 1, 5, 17.

  9. Там же. Ст. 1.

  10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (далее по тексту - Основы).

  11. Утверждены 18 января 1986 г. Бюро при Комиссии по международному сотрудничеству нотариата и Постоянным советом в Гааге (13 - 15 марта 1986 г.).

  12. Довольно категоричный вывод об этом применительно к тайне завещания, обеспечиваемой нотариусом, см.: Наследственное право: постатейный комментарий к статьям 1110 - 1185, 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации / Отв. ред. Е.Ю. Петров. М., 2019. С. 137, 138 (автор соответствующего комментария - И.Г. Ренц).

  13. Макаров, О.В. Проблемы правового режима организации и деятельности публичных институтов в свете последних законодательных новелл о нотариате // Нотариус. - 2017. - N 2. - С. 12 - 15.

  14. Федеральный закон от 29.12.2014 N 484-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ N 457) // Российская газета, 31.12.2014, N 457.

  15. Основы РФ // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, Ст.2.

  16. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, 25.10.1995, N 229, Ст. 16.1.

  17. ФЗ N 457 // Российская газета, 31.12.2014, N 457.

  18. Макаров, О.В. Проблемы правового режима организации и деятельности публичных институтов в свете последних законодательных новелл о нотариате // Нотариальный вестник. - 2017. - N 2. - С. 12 - 15.

  19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) (далее ГК РФ) // Российская газета, 08.12.1994, N 238-239, Ст. 48.

  20. Основы РФ // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, Ст. 23.

  21. ФЗ N 457 // Российская газета, 31.12.2014, N 457.

  22. ГК РФ // Российская газета, 08.12.1994, N 238-239, Ст. 1069.

  23. ФЗ N 457 // Российская газета, 31.12.2014, N 457, Ст. 6.

  24. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). (далее ГПК РФ) // Российская газета, 20.10.2002, N 220, 20, Ст. 61.

  25. Там же. Ст. 186.

  26. ГПК РФ // Российская газета, 20.10.2002, N 220, 20, Ст. 387.

  27. Там же. Ст. 61.

  28. Там же. Ст. 186.

  29. Утверждены в ходе ежегодного Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации (Протокол от 30.10.2018 N 39).

  30. Утверждены ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы).

  31. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р.