Файл: Правовые основы организации нотариата (Понятие нотариата и его задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно точно сказать, что происходит смешение лично-правовой имущественной сферы гражданина, приобретшего статус нотариуса, с профессиональной имущественной сферой.

Также необходимо разграничение данных видов самостоятельной имущественной обособленности, в том числе возникающих в связи с этим имущественных отношений.

Тем не менее, такого разграничения нет ни по отношению к нотариусам, и ни к другим субъектам публично-правовых институтов - адвокатам, патентным поверенным, арбитражным управляющим, - что предусматривает неверный характер подхода к защите прав и интересов неопределенного круга лица.

Поэтому, необходимо призвать нотариат, как субъект публично-правовых институтов, собственник профессионального имущества, то есть имущества, приобретаемого при осуществлении профессиональной деятельности. По отношению к этому имуществу государство вправе вводить особые правовые режимы учета, владения, пользования и распоряжения.

Обратимся к механизмам гражданско-правовой ответственности, введенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 457.

Согласно ст. 1069 ГК РФ гражданско-правовая ответственность государства за вред, причиненный действиями (бездействием) нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, более конструктивна по сравнению с гражданско-правовой ответственностью нотариуса, занимающегося частной практикой: формулировка ст. 1069 ГК РФ широка и допускает возможность полного возмещения убытков как в форме реального ущерба имущества, так и в форме неполученных доходов.

По отношению к [22] гражданско-правовой ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой, то, хотя в Федеральном законе от 29 декабря 2014 г. N 457 она и называется полной, фактически эта ответственность ограничена вредом, причиненном имуществу.

Следовательно, классическая мера гражданско-правовой ответственности - возмещение неполученных доходов - не применяется в профессиональных отношениях с участием частнопрактикующих нотариусов.

Не представляется возможности обосновать столь различный подход законодателя к решению одного и того же вопроса.

Статья 6 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457 в результате внесения дополнения в ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) расширяет предыдущие границы преюдиции до пределов нотариата. Поэтому возникает ряд вопросов, представим три из них:

1) можно ли считать установленными обстоятельства, подтвержденные нотариусом при отказе в его совершении;


2) каковы критерии существенности нарушения порядка совершения нотариального действия или, наоборот, отказа в его совершении;

3) достаточен ли механизм, закрепленный ст. 186 ГПК РФ, для обеспечения борьбы с подложностью документов, удостоверенных в том числе в нотариальном порядке?

Ответ на первый вопрос представляет, что нотариус вправе как совершить нотариальное действие, так и отказать в нем. В любом случае нотариус как должностное лицо опирается на некие установленные им факты. Такие факты и обстоятельства, в полной мере, могут считаться установленными как при совершении нотариального действия, так и при его отказе. Законодателем при принятии и введении в действие Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 457 явно был допущен пробел, преодоление которого возможно путем внесения изменений и дополнений в законодательство о нотариате и нотариальной [23][24][25]деятельности.

Что касается ответа на второй вопрос, он не так очевиден как на первый. Применение законодателем своеобразных формулировок открывает путь судейскому произволу и формированию некоей совокупности судебных прецедентов. Так, например, формулировка ст. 387 ГПК РФ[26][27], гласит - основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В результате, возможны существенные или несущественные нарушения норм права; существенные или несущественные нарушения норм права могут повлиять либо не повлиять на исход дела, но пересмотр вынесенных судебных актов возможен лишь при существенности нарушения норм права.

Примерно такая же эквилибристика возможна при оценке существенности нарушения порядка совершения нотариального действия. Не усматривается никакого смысла в отказе от применения норм гл. 37 ГПК РФ, предусматривающей возможность рассмотрения заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе от их совершения; в данной главе ни о какой существенности нарушения порядка совершения нотариального действия речи не идет, а устанавливаются основания для решения вопроса по существу: правильно или неправильно совершено нотариальное действие или отказано в совершении нотариального действия. С той же самой проблемой мы сталкиваемся и в случае, предусмотренном п. 5 ст. 61 ГПК РФ .


Механизм борьбы с подложностью документов, удостоверенных в том числе в нотариальном порядке, установленный ст. 186 ГПК РФ[28], явно недостаточен. Данной процессуальной нормой предусмотрено лишь право, но не обязанность суда по борьбе с подложностью документов. Что касается права суда предложить сторонам представить иные доказательства, то это вообще вряд ли можно рассматривать как достаточное процессуальное средство борьбы с подложностью документов, поскольку в силу диспозитивности процесса каждая из сторон и без этого старается обосновать перед судом свою позицию. Что же касается права суда назначить экспертизу, то это право необходимо трансформировать в обязанность суда: именно такое решение диктуется интересами достижения справедливости.

В результате исследования можно сделать следующие выводы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457 на пути к развитию формирования и поддержания надлежащего правового режима организации и деятельности субъектов публично-правовой сферы;
  • необходимо усовершенствование имущественно-правовой основы профессиональной деятельности субъектов публичных институтов;
  • требуется усовершенствование механизма гражданско-правовой ответственности нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • необходимо усилить взаимосвязи процессуальных норм, регулирующих процессуальные отношения, связанные с оценкой и проверкой нотариальных действий или отказов в их совершении.

2.2 Перспективы развития системы нотариата в современной России

По статистике, наиболее простые услуги нотариуса, такие как удостоверение копий или свидетельствование подлинности подписи, постепенно уходят в прошлое, уступая место более сложным, трудоемким и ответственным нотариальным действиям, связанным с защитой права собственности, регулированием корпоративных правоотношений и др. В Федеральной нотариальной палате (ФНП) находят этой тенденции вполне логичные объяснения.

За последние 25 лет российский нотариат претерпел целый ряд кардинальных изменений, главным результатом которых стала высокая эффективность работы нотариусов по защите прав и законных интересов граждан и бизнеса. Этой цели отвечает и современный этап в деятельности института нотариата в России во главе с ФНП.


Современная стратегия развития нотариата включает в себя обширный перечень задач, охватывающий как традиционные сферы компетенции нотариусов (например, обслуживание и оформление сделок рынка недвижимости), так и новые направления работы, призванные обеспечить стабильность гражданского оборота в эпоху цифровой экономики и тотальной информатизации. Нормативно это верно, если стратегические задачи развития нотариата на ближайшие пять лет были закреплены еще в конце прошлого года принятием отдельного документа - Приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты на 2019 - 2023 годы[29].

Так, анализ данных об оспаривании сделок с недвижимостью и уголовных делах, связанных с этими сделками, показывает: полноценная защита права собственности и безопасный стабильный гражданский оборот невозможны без участия нотариуса в таких сделках. Это утверждение верно в отношении как минимум сделок с жилыми помещениями, стороной которых выступает гражданин.

Нотариальное удостоверение сделки - сложная многоэтапная процедура, где принципиально важен каждый шаг нотариуса от проверки представленных документов до личной беседы со всеми сторонами сделки. Однако роль именно очной встречи нотариуса с продавцом и покупателем недвижимости часто недооценивается. Между тем в ходе такой беседы нотариус проверяет соответствие воли и волеизъявления сторон, осознанность и добровольность их действий, а также в деталях разъясняет правовую суть и последствия заключаемого договора.

Отсутствие подобного разъяснительного этапа при оформлении сделки в простой письменной форме создает риск недействительности сделки, больших финансовых потерь ее участников и недостоверности государственных реестров.

Напротив, нотариально удостоверенный акт имеет повышенную доказательную силу, и оспорить его в отличие от договора в простой письменной форме крайне сложно (ст. 61 ГПК, ст. 69 АПК РФ).

Другой важный аргумент в пользу нотариального удостоверения сделок с жильем граждан - полная имущественная ответственность нотариуса за результат своей работы. Ответственность нотариуса застрахована троекратно (ст. 17 и след. Основ законодательства РФ о нотариате[30]). Это уникальная гарантия, предоставляемая каждым российским нотариусом и отличающая его от любого другого участника рынка недвижимости и удостоверения прав на объекты недвижимости (риелтора, регистратора и т.д.).


Важная задача нотариата на современном этапе - внедрение цифровых технологий в работу нотариуса и их дальнейшее использование на постоянной основе. Сегодня нотариальные конторы выступают полноценными фронт-офисами налоговых и регистрационных органов.

Работа по принципу одного окна позволяет нотариусам самим направлять и получать необходимые для совершения сделок с недвижимостью сведения, а также получать готовые документы из профильных ведомств в максимально короткие сроки. Кроме того, каждый российский нотариус обладает усиленной квалифицированной цифровой подписью и может предоставлять гражданам и бизнесу услуги, основанные на работе с электронными документами. Ежедневно тысячи россиян пользуются публичными онлайн-сервисами ФНП. Благодаря этому они не только оперативно получают необходимые юридические сведения, но и, что особенно важно, обеспечивают себе и своему имуществу дополнительную правовую защиту. Все меры по усилению гарантий прав участников оборота реализуются исключительно за счет собственных средств нотариальной корпорации.

Львиная доля новых проектов по дальнейшему развитию IT-технологий в нотариальной деятельности прорабатывается при экспертном участии ФНП в реализации правительственной программы "Цифровая экономика"[31]. Так, уже в скором будущем некоторые из нотариальных услуг можно будет получить удаленно, направив запрос через Интернет.

Подготовлен законопроект, позволяющий удостоверить сделку дистанционно, посредством привлечения к ее удостоверению нескольких нотариусов из разных субъектов РФ. При этом ФНП подчеркивает, что ключевым моментом в работе нотариуса как с традиционными бумажными документами, так и в новых цифровых условиях остается правовая безопасность заявителей и стопроцентная защита юридически значимых сведений. Кредо нотариусов XXI в. можно сформулировать так: при всех высокотехнологичных новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и право собственности, предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.

Безусловно, значимым направлением работы нотариата было и остается экспертное взаимодействие с органами государственной власти в части совершенствования нормативной базы, регулирующей нотариальную деятельность.

Один из актуальных вопросов в рамках текущего диалога ФНП и законодателя - регулирование нотариальных тарифов и решение проблемы дисбаланса в системе самофинансирования нотариальной деятельности.