Файл: Теоретические аспекты изучения феномена эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 2
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась.
- 37 – 60баллов – фаза в стадии формирования.
- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объёмную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют.
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение».
- объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами.
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности.
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение.
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Интерпретация и анализ результатов
Тестирование испытуемых проводилось в группе. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение№1). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы№1 и таблица№2.
Результаты распределения сложившихся симптомов.
Сложившиеся симптомы фазы «Напряжение»:
- переживание психотравмирующих обстоятельств. Мужчины -0%, женщины – 19%. (таблица№3 и рисунок№2).
- неудовлетворённость собой. Мужчины -4,7%, женщины – 4,7%
(таблица№3.1 и рисунок№3.1).
- загнанность в клетку. Мужчины -0%, женщины – 9,5%( таблица№3.2 и рисунок№3.2).
- тревога и депрессия. Мужчины -0%, женщины – 4,7% (таблица№3.3 и рисунок№3.3).
Сложившиеся симптомы фазы «Резистенция» :
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Мужчины -14,2%, женщины – 66%( таблица№4 и рисунок№4).
- эмоционально – нравственная дезориентация. Мужчины -4,7%, женщины – 33,3%( таблица№4.1 и рисунок№4.1).
-расширение сферы экономии эмоций. Мужчины – 0%, женщины – 28,7%( таблица№4.2 и рисунок№4.2).
- редукция профессиональных обязанностей. Мужчины –9,5%, женщины – 52,3%( таблица№4.3 и рисунок№4.3).
Сложившиеся симптомы фазы «Истощение» :
- эмоциональный дефицит .Мужчины – 0%, женщины – 23,8%( таблица№5 и рисунок№5).
- эмоциональная отстранённость. Мужчины –4,7%, женщины – 9,5%( таблица№5.1 и рисунок№5.1).
- личностная отстранённость (деперсонализация). Мужчины –4,7%, женщины – 9,5%( таблица№5.2 и рисунок№5.2).
- психосоматические и психовегетативные нарушения. Мужчины –0%, женщины – 23,8%( таблица№5.3 и рисунок№5.3).
Результаты распределения процентного соотношения формирования фаз, фазы в стадии формирования представлены в таблица№1.2 и рисунке№ 2. Данные показатели свидетельствуют о том, что у 9,5% мужчин и 73,3% женщин фазы «Напряжение», «Резистенция», « Истощение», в стадии формирования.
Результаты распределения процентного соотношения сформированных фаз эмоционального выгорания медицинских работников: представлен на рисунке№2, таблице№2.1.Данные показатели свидетельствуют о том, что у 4,7% мужчин и 28,5% женщин сформировались фазы «Напряжение», «Резистенция», « Истощение».
Таким образом на основании проведённого сравнительного анализа результатов особенностей проявления эмоционального выгорания можно судить о том, что у медицинских работников женщин доминируют такие симптомы:
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,
-эмоционально – нравственная дезориентация,
-редукция профессиональных обязанностей,
-эмоциональный дефицит.
У мужчин:
-неадекватное избирательное эмоциональное реагирование,
-эмоционально – нравственная дезориентация,
- редукция профессиональных обязанностей,
- эмоциональная отстранённость,
ГЛАВА 3 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для определения достоверности особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников используем Критерий φ* - угловое преобразование Фишера[13, с158 ].
Ограничения критерия φ*: Ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равной нулю. Формально нет препятствий для применения метода φ в случаях, когда доля наблюдений в одной из выборок равна нулю. Однако в этих случаях результат может оказаться неоправданно завышенным (Гублер Е.В., 1978, с. 86).[13, C160]
Проведем математический анализ сформировавшихся фаз эмоционального выгорания «Напряжение», «Резистенция», « Истощение».
Сформулируем гипотезы
Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
Теперь построим четырехклеточную или четырёхпольную таблицу которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям признака: «есть эффект» - «нет эффекта»
В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов распределения процентного соотношения сформировавшихся фаз «Напряжение», «Резистенция», « Истощение»(Таблица№6).
По таблице XII Приложения 1 [13, с332 ] определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.
φı(28,5%)=1,126
φ2(4,7%)=0,437
Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле
φ*эмп=(φı-φ2) где:
φı – угол, соответствующий большей % доле
φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле
n1 – количество наблюдений в выборке 1
n2 – количество наблюдений в выборке 2
В данном случае:
φ*эмп=(1,126 – 0,437)
Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости:
φ*кр
φ*эмп=2,23
φ*эмп< φ*кр
Hₒ- Принимается. Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Проведем математический анализ доминирующих симптомов в сложившихся фазах эмоционального выгорания.
1)Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
Сформулируем гипотезы
Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Таблица№7).
Далее действуем по алгоритму.
φı(66%)=1,897
φ2(14,2%)=0,773
φ*эмп=(1,897 – 0,773)
φ*кр
φ*эмп=3,64
φ*эмп> φ*кр
Hₒ - отклоняется. Принимается Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
2) Эмоционально – нравственная дезориентация.
Сформулируем гипотезы
Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: Эмоционально- нравственная дезориентация (Таблица№8).
Далее действуем по алгоритму.
φı(33,3%)=1,230
φ2(4,7%)=0,437
φ*эмп=(1,230 – 0,437)
φ*кр
φ*эмп=2,56
φ*эмп> φ*кр
Hₒ - отклоняется. Принимается Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
3) Редукция профессиональных обязанностей.
Сформулируем гипотезы
Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: редукция профессиональных обязанностей.
(Таблица№9).
Далее действуем по алгоритму.
φı(52,3%)=1,617
φ2(9,5%)=0,627
φ*эмп=(1,617 – 0,627)
φ*кр
φ*эмп=3,20
φ*эмп> φ*кр
Hₒ - отклоняется. Принимается Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
4) Эмоциональная отстранённость.
Сформулируем гипотезы
Hₒ - Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Hı- Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе больше, чем во второй группе.
В четырехклеточную таблицу заносим данные результатов доминирующего симптома: эмоциональная отстранённость. (Таблица№10).
Далее действуем по алгоритму.
φı(9,5%)=0,627
φ2(9,5%)=0,437
φ*эмп=(0,627 – 0,437)
φ*кр
φ*эмп=0,61
φ*эмп<φ*кр
Hₒ - Принимается. Доля лиц, с доминирующим симптомом, в первой группе не больше, чем во второй группе.
Таким образом проведенный статистический анализ результатов исследования показал, что эмоциональное выгорание проявляется как у медицинских работников мужчин, так и женщин, у женщин он выражен в большей степени.
Основные рекомендации:
Во-первых, вместо обвинения кого-то полезно изменить себя самого, или условия работы, насколько это возможно. Снизить нагрузку на работе. Сочетать работу с учебой, исследованием, писанием.
Оценивать свою жизнь вообще — живется ли так, как хочется. Организовать свою жизнь так, чтобы было хобби, несвязанное с работой.
Изменить социальную жизнь.
Уделить внимание своему здоровью: необходимо спать достаточное количество времени, уметь лечить себя без лекарств, хотя бы от невротических, психосоматических проблем, уметь медитировать.
Научиться достигать того, чего хочешь. Знать цену себе и своей работе. Полноценно отдыхать.
Участвовать в семинарах, конференциях, где есть возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом с коллегами. Важно проходить постоянно квалифицированную профессиональную подготовку, которая включает в себя: повышение квалификации, участие в тренингах личностного роста (динамические группы в качестве клиентов для решения собственных проблем большего понимания себя, своей жизни).
И все это для того, чтобы осознать свои внутренние конфликты и понять, как они влияют на профессиональную деятельность.
Важно знать свои возможности и ограничения.
Важно быть уверенным в себе и знать эти границы уверенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав эмоциональное выгорание медицинских работников мы пришли к цели и доказали гипотезу о том, что медицинские работники женщины и мужчины подвержены эмоциональному выгоранию. Но особенности эмоционального выгорания у медицинских работников женщин проявляется в большей степени чем у медицинских работников мужчин.
Это обусловлено рядом причин:
Развитие синдрома эмоционального выгорания связано как с внешними факторами окружающей среды и организацией деятельности, так и с особенностями личности человека, подверженного воздействию внешних факторов.
У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.
Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей. К необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки.
Эмоциональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;
К факторам вызывающим эмоциональное выгорание относятся особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов, и содержательные аспекты деятельности.
Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психо - эмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. В связи с этим профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ.
Изучаемая в работе проблема, на мой взгляд, представляется очень важной и востребованной для дальнейшего исследования, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на медицинских работников, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, коллеги, а также дети, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому, очень важно на мой взгляд, продолжить начатую работу в качестве выпускной квалификационной работы.