Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Физическое становление почти закончилось, но вместе со всем этим "появляется самое ценное приобретение - открытие своего внутреннего мира."Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже говорилось, для управления требуется информация, которую молодой человек начинает искать, как в своем внутреннем, так и во внешнем мире, окружающем его. Поэтому вполне естественно, что в этом возрасте часто возникает сильная тяга к средствам массовой информации - своего рода подзорная труба, через которую можно заглянуть в далекий мир издалека, не нарушая изоляции своей глубоко личной сферы.[7]

Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, но в последнее время много говорится о том, что частое и бессистемное просмотр телепередач может повлечь за собой очень печальные последствия не только для здоровья ребенка (довольно много говорится о нарушении зрения, отсутствии движения, нарушенной осанке), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение “экранных” детей, эти последствия становятся все более очевидными.[8]

Отмечается резкое снижение воображения и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то себя занять. Они не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок или создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, оформлять, придумывать новые сюжеты. Они ничем не интересуются и ничем не увлекаются. Отсутствие внутреннего покоя отражается в отношениях между детьми. Отмечается, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем говорить, не о чем спорить, не о чем обсуждать. Они предпочитают возиться, нажимать или нажимать кнопку телевизора и ждать новых - готовых - развлечений.

Как уже говорилось, дети и подростки особенно чувствительны к воздействию телевидения. В период полового созревания подростки уделяют все больше внимания своей внешности. Они наблюдают изменения в своем теле и колебания в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а иногда и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в формирующуюся сексуальную роль, они ищут для себя образцы для подражания среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных через средства массовой информации. Роль средств массовой информации в формировании сексуальных ролей широко изучается. Подростки, которые смотрят телевизор в течение длительного времени, имеют более стереотипное отношение к сексуальным ролям, чем подростки, которые проводят меньше времени за просмотром телевизора.


Еще одним тревожным симптомом, согласно обзору научных исследований, является прямая зависимость между значением коэффициента интеллекта (ки) подростка и временем, которое он проводит у телевизора[9]. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телевизор, тем ниже значение их ки. Оказалось, что этот простой критерий-количество часов, которые подросток ежедневно смотрит на экране телевизора, - позволяет предсказать результат теста ки гораздо точнее, чем подавляющее большинство прогнозов, учитывающих различные социальные, личностные, демографические и семейные факторы. Многочисленные исследования подтверждают, что подростки имеют связь между пристрастием к телевидению и меньшим творческим потенциалом по сравнению с другими подростками. Пока неясно, чем именно обусловлены результаты: действительно ли многочасовое сидение перед экраном влияет на умственные способности, или же менее развитые подростки просто любят смотреть телевизор больше, чем их более способные сверстники. Однако очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и другой литературы, подготовку уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерный энтузиазм к телевизионным шоу часто означает недостаточно высокий уровень интеллекта и низкую успеваемость в школе.

Еще одной проблемой, возникающей у детей в связи с телевидением, является недоедание, последствия которого осложняют далекие от реальности представления о том, как те или иные продукты влияют на организм человека. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем меньше он двигается и больше “кусается” вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь, может привести к ожирению и другим неприятностям. К сожалению, значительная роль в формировании нездоровых привычек принадлежит телевизионной рекламе, поскольку именно она в основном предлагает нам всевозможные фастфуды, продукты с высоким содержанием жиров, холестерина, сахара и соли. Большинство рекламных роликов, которые запускаются во время различных программ, посвящены всевозможным сладостям и лакомствам, в то время как многие сладкие каши содержат больше сахара по весу, чем, например, в торте. Ученые утверждают, что реклама оказывает заметное влияние на подростковую аудиторию. Дети, например, часто всерьез верят, что любая каша может сделать их сильными и здоровыми. В некоторых странах действуют законы, регулирующие воздействие рекламы на подростков и тем самым предотвращающие недоедание их рациона питания. Например, в Нидерландах при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна присутствовать зубная щетка, а в канадском штате Квебек вообще запрещено посылать любую рекламу детям до двенадцати лет.[10]


Психологи считают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальная внешность и соблазнительное поведение женщин преобладают как в рекламных роликах и музыкальных клипах, так и в большинстве других программ. Секс на экране часто предстает перед нами в виде насилия, жестокости или преступления, а относительно редкие интимные отношения любящих друг друга изображаются как нежные и постоянные. Около 70% всех телевизионных эпизодов о сексе касаются либо внебрачных связей, либо проституции. Например, на канале MTV в 17-00 идет подростковый сериал "факультет", где они занимаются не более чем сексом, а подростки смотрят его и повторяют то, что делают в своих любимых сериалах. И все это заканчивается абортами и подобными ситуациями. А в музыкальных клипах сейчас почти все занимаются сексом. Также сейчас во многих фильмах и других телевизионных программах ведется пропаганда однополой любви. Как считают многие критики, видеоролики группы "Тату" вообще не могли транслироваться по телевидению, а если и показывались, то только после 23-00. Многие девочки подражают этой группе и теперь совсем не интересуются мальчиками, а это психическое расстройство. Так как секс по телевизору влияет на подростков, к сожалению, мы можем только догадываться.

Телевидение формирует стереотипы о чертах, присущих определенному полу, возрасту или расе. Так, в качестве главных героев, мужчины появляются на экране примерно в три раза чаще, чем женщины. Они доминируют в деловом мире, в то время как женщины часто не имеют профессии или положения в обществе, или занимают более низкое положение в рядах, чем их начальники-мужчины. Мужчины представлены, как правило, более умными, сильными и постоянными, чем женщины. Последние, в свою очередь, спокойны, добросердечны, ранимы, их мысли и интересы в основном сосредоточены на семье, любви и человеческих отношениях. Некоторые исследования утверждают, что дети, проводящие много времени перед телевизором, относятся к разным профессиям и профессиям с позиции, предопределенной гендерными стереотипами.[11]

В телевизионных программах дети и пожилые люди представлены в гораздо меньшей степени, чем это обусловлено естественной структурой населения. Старики в телевизионных фильмах чаще всего злодеи или жертвы, упрямые, капризные или не в своем уме. Исключение из этого правила составляют, пожалуй, мыльные оперы, где почтенные отцы и матери семейств Милы, румяны, счастливы и уважаемы в обществе. Поэтому у молодого зрителя часто формируется негативный стереотип отношения к пожилым людям. Расовые предрассудки возникают по аналогичному механизму, поскольку в большинстве фильмов чернокожие и латиноамериканцы чаще оказываются безработными или выполняют неквалифицированную работу, чем белые люди, ссоры и конфликты чаще возникают в их семьях, чем в семье белых людей. Черные в фильмах не представлены как белые люди, белые часто бьют в черных фильмах и т. д. Подобные фильмы показывают по центральным каналам в "детство", и подросткам эти фильмы нравятся. И тогда наше правительство спрашивает: "Откуда в нашей стране столько скинхедов?”


1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников

За последние 40 лет во всем мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кино на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее результаты исследования оказались практически идентичными: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и неодушевленным предметам.

Американская академия педиатрии опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований. Американский ребенок проводит 28 часов в неделю за просмотром телевизора-больше, чем студент тратит на учебу. По крайней мере час в день, подросток играет в видеоигры или занимается серфингом в Интернете. Он посвящает несколько часов в неделю просмотру фильмов и прослушиванию музыки.

Во-первых, дети, которые смотрят много программ, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие как законный способ разрешения конфликтов. Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более уязвимым к насилию в реальной жизни. В-третьих, чем чаще ребенок видит насилие на экране, тем больше вероятность того, что он станет жертвой насилия. В-четвертых, если ребенок предпочитает смотреть телепередачи, содержащие сцены насилия, существует гораздо большая вероятность того, что он вырастет агрессивным человеком и даже совершит преступление.

Исследование показало, что чем больше и бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает нормы агрессивности. Так, среди тех, кто любит смотреть телепередачи, в 2 раза больше детей с высоким уровнем агрессивности, и в 3 раза меньше детей с низким уровнем агрессивности.[12]

Воспитатели и родители детей, которые активно смотрят телепередачи, отмечают, что для этих детей характерны: склонность к непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выраженное в:

- негативные отзывы о своих сверстниках;

- выражение негативных эмоций (недовольство, недоверие, ругань);

- выражение мыслей и желаний агрессивного характера, ругательства, оскорбления, оскорбительные шутки;

- простой крик, рев (без речевого выражения).

Также Эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы, конфликтны. Они предпочитают доказывать свою невиновность дракой. Такие дети характеризуются: долгим засыпанием, беспокойным тревожным сном, криком, плачем во сне. Все это свидетельствует о психических расстройствах. Таким образом, очевиден тот факт, что телевидение оказывает мощное деформирующее воздействие на формирование психики и личности растущего человека. Последствия и степень этого влияния могут сказаться гораздо позже в самых неожиданных областях.


Телевидение привлекает наше внимание, с одной стороны, своей живостью, завораживающей режиссурой и красивыми съемками, а с другой-заманивает в ловушку, возбуждая нас сценами зверств, насилия, опасности и секса. Телевизионные программы наполнены описаниями преступлений, демонстрациями грубой силы, сексуальными эпизодами и не всегда приличными намеками.

В среднем на один час лучшего телевизионного времени приходится пять сцен с применением силы, в них участвуют около двух третей главных героев телефильмов. В выходные дни детские дневные шоу содержат до восемнадцати таких сцен (например, детские мультфильмы, содержащие много сцен насилия, когда все дерутся и убивают друг друга), однако, в отличие от “взрослых” программ, жестокость персонажей в них почти не вызывает боли и страданий - дети не видят последствий жестоких поступков. В большинстве изображенных ситуаций насильственное подавление преступника является естественной формой мести, а умение действовать по праву сильного стало почти непременным атрибутом мужских ролей, но во многих мультфильмах оно тонкое. фильмы сейчас используют насилие и женщин. Подростки пытаются подражать своим героям и делают то же самое в реальном мире.[13]

Излюбленными темами криминальных обзоров являются убийства, нападения, вооруженные столкновения, и на экране редко можно увидеть, как их жертвы получают медицинскую помощь. В результате перед подростком ежедневно вспыхивает огромное количество насильственных смертей, взрывов, вооруженных налетов и ожесточенных боев.

Просмотр программ, содержащих сцены насилия, приводит, к сожалению, к увеличению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до подростков. В ходе многочисленных исследований детей и подростков были показаны фильмы, герои которых действовали с позиции силы. После этого наблюдалось увеличение случаев агрессии и жестокости поведения со стороны детей, в то время как после просмотра картинок, не содержащих таких сцен, таких нарушений не наблюдалось. Согласно ряду других работ, те дети, которые проводят много времени перед телевизором, гораздо более агрессивны, чем их сверстники, которые уделяют телевизору меньше внимания.

Сцены насилия, обнаруженные в фильмах, часто влекут за собой рост преступности. Например, после просмотра фильма "враги" (о войне мафиозных кланов) 12 Нью-Йоркских юношей долго терроризировали городское метро, нападая на пассажиров, пока те не попали в руки полиции. Этот же фильм стал одним из мотивов двух вооруженных рейдов в Калифорнии. Через несколько лет новый фильм Джека Сити о наркоторговцах вызвал вспышки насилия, стрельбы и зверства разъяренной толпы, были даже случаи убийств в кинотеатрах. Почти сразу после этого в телевизионном фильме "крылатое Возмездие" началась серия терактов с применением взрывных устройств. Сцена самоубийства, которая появляется на экране, приводит к большему количеству самоубийств. Так, познакомившись с игрой в "русскую рулетку “в фильме” Охотник на оленей", более двадцати человек покончили жизнь самоубийством, предавшись этому занятию.[14]