Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Личность формируется многими элементами социокультурной среды. Экранное искусство создает в наших жизненных условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует у подростка ценностные ориентации в области искусства, быта, эстетической организации окружающей среды, деятельности, взаимоотношений, экологии.

В последнее время коммерческое вещание, обеспечиваемое элементами рынка, рассчитано на средние вкусы молодежи. Все чаще мы сталкиваемся с проявлениями пошлости, безвкусицы, черствости, цинизма. Исчезли когнитивные программы, исчезли манеры поведения в кадрах ведущих и участников программ, воплощавших в прошлом наши представления об истинном интеллекте.

В то же время основой нравственности человека являются нравственные качества, определяющие его нравственный облик, делающие его внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества являются одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе нравственного выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.

Школьники активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают определенные отношения и взаимоотношения с ним, постигают смысл деятельности и поступков. В этот возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование нравственных привычек поведения и связанных с ними нравственных качеств личности.[1]

Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенного набора нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться к новым социальным условиям и послужили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.

Поэтому сегодня как никогда остро встает вопрос о влиянии средств массовой информации, и в первую очередь телевидения, на духовно-нравственное воспитание подростков.

Целью данной работы является - показать влияние средств телевидения на воспитание подростков.

Объектом исследования выступает процесс воспитания подростков.

Предметом является воспитание подростков средствами телевидения и средств массовой информации.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические проблемы воспитания подростков средствами телевидения и СМИ;

2. Проанализировать подходы к изучению влияния телевидения и СМИ на воспитание подростков;


3. Проанализировать воздействие средств телевидения и СМИ на познавательную деятельность и поведение подростков;

4. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и СМИ и его влияние на поведение школьников.

Методологическую основу исследования составили методы описания, рассуждения, индуктивные методы и методы дедукции, а так же были использованы методы анализа и синтеза.

Монографии и научные статьи общего, социально-философского и междисциплинарного характера посвящены различным аспектам, связанным с проблемой влияния телевидения как важнейшего средства массовой информации в современном российском обществе. Ряд научных работ посвящен техническим особенностям функционирования средств массовой информации. Проблема данной темы была рассмотрена и разработана такими авторами как Р.Ф. Абдеев, Н. Винер, Ю.И. Воронцов. Другое направление представляют труды отечественных и зарубежных исследователей В.Ю. Борева и А. В. Коваленко, Д. Джованнини, П. Кууси, в которой анализируется процесс исторического развития массовой коммуникации, передачи информации и культурных ценностей.

Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания подростков средствами телевидения

1.1 Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности

Телевидение впервые появилось в Лондоне в 1925 году в результате успешного эксперимента Д. Бирда. В апреле 1935 года в Берлине появился первый телевизионный салон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года был открыт телевизионный театр с проектором на 300 человек. В США в 1946 году только 0,2% американских семей имели телевизор. В 1962 году эта цифра увеличилась до 90%, а к 1980 году почти 98% американских семей имели телевизоры, причем некоторые семьи имели два или три телевизора. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году со здания Московского Радиоцентра на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть - РТРС). А первый телевизор появился в 1949 году. До середины 80-х гг. в нашей стране существовало два центральных канала, причем, если почти 96% населения страны могли смотреть Первый канал, то не все могли получать два канала, в зависимости от региона, примерно 88% в национальном масштабе. Три канала-только треть страны имела его. Более того, большинство телевизионных приемников (две трети) еще до 90-х годов оставались черно-белыми.[2]


Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывало различные сферы жизни человека в целом-сообщения и обзоры на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные, развлекательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя суммировать как колоссальное.

При трансляции происходит воздействие на психику посредством использования различных форм передачи информации; при одновременном участии органов зрения и слуха активно задействуются слои подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телепередачи мозг начинает усваивать любую информацию, поступающую через эфир. Напомним, что одним из принципов массовой манипуляции является внушение. На этом принципе основан принцип телевизионной рекламы. Например, человеку показывают рекламу. Предположим, сначала у такого человека есть явное неприятие демонстрируемого материала (т. е. представление человека об этом продукте иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что он ничего такого не купит. Это как бы успокаивает само себя. На самом деле, если в течение длительного времени какой-то сигнал попадает в информационное поле, то информация неизбежно откладывается в подсознании. Так, если в будущем есть выбор между тем, какой товар купить, такой человек будет бессознательно отдавать предпочтение тому продукту, о котором он уже “что-то слышал”. Более того. Именно этот продукт впоследствии вызовет в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как будто что-то знакомое. В результате, когда такой человек сталкивается с выбором продукта, о котором он ничего не знает, и продукта, о котором он уже "что-то слышал", то инстинктивно (то есть подсознательно) потянется за знакомым продуктом. Говоря языком нейрофизиологии, у такого человека происходит фокальное возбуждение коры головного мозга, в результате чего появляется доминанта. И если последует повторение ранее отображенной информации, причем информация достаточно эмоциональная (эмоции необходимы, чтобы преодолеть барьер критичности), то будет большая вероятность того, что в подсознании такого человека возникнет психологическая установка. В результате такая информация, отложившись в подсознании и закрепившись там в результате многократного повторения, сформирует модель поведения, тем самым определяя в последствии возникновение у такого человека таких мыслей, желаний и действий в результате удовлетворения желаний. Если такая информация откладывается в детстве или подростковом возрасте, то в этом случае мы получаем почти стопроцентный результат, так как чем больше проходит времени, тем более эффективной (важной и необходимой) для подросшего ребенка становится информация, заложенная в его подсознании, ведь для большинства период детства психоаналитически связан с радостью, поэтому появление такой информации уже будет относиться к памяти, а психика устроена так, что вспоминать хорошие вещи всегда приятнее всего.[3]


Количество времени, которое человек проводит за просмотром телепередач, действительно впечатляет. В среднем в развитых странах это занятие занимает у человека три часа в сутки, больше люди тратят только на работу и сон. Отчасти это влечение к телевидению обусловлено врожденным свойством-так называемым исследовательским рефлексом. Впервые она была описана академиком И. П. Павловым в 1927 году. Исследовательский рефлекс-это инстинктивная, зрительная или слуховая реакция на неожиданный или новый стимул. Это часть эволюционного наследия человека, встроенная в сознание чувствительность к движению и возможному нападению хищников.

Типичные реакции исследования включают замедлять биение сердца, расширять кровеносные сосуды в мозге, и сужать те сосуды которые водят к главным группам мышцы. Мозг как бы сосредотачивается на сборе информации, в то время как остальное тело “отдыхает”.

Еще в 1986 году ученые из Университета Миссури начали изучать, как формальные компоненты телевидения-монтаж, планы, приезды, шум, свет-влияют на исследовательский рефлекс человека. Ученые пришли к выводу, что эти стилистические приемы действительно вызывают у человека непроизвольные реакции и тем самым удерживают его внимание. Природа этих реакций восходит к эволюционной способности Человека Распознавать и реагировать на движение вокруг. Таким образом, телевидение уникально не столько по содержанию, сколько по форме.

Формальный язык телевидения влияет на память зрителя. Увеличение частоты углов, в которых показана одна и та же сцена, улучшает запоминание. Увеличение количества смонтированных кадров, переходов от одного объекта к другому, фокусирует внимание аудитории только до определенного предела: если смена кадров превышает десять за две минуты, аудитория уже ничего не помнит.

Этими законами руководствуются создатели музыкальных клипов и телевизионных рекламных роликов, которые используют быструю смену кадров для поддержания внимания, хотя смысл увиденного зачастую не улавливается.

Исследовательский рефлекс перегружен. Человек, прикованный к экрану, чувствует усталость и психологическую неудовлетворенность.[4]

1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение подростков

Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно человек страдает в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под влиянием этих социальных и личностных факторов перестраивается вся система отношений молодого человека с окружающими его людьми, меняется его отношение к самому себе. В силу этой социальной позиции меняется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, образовательными интересами и мотивами поведения.


В результате психологических исследований было установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит прежде всего в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека отношения между социальным и биологическим неоднозначны. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.

Одновременная последовательность биологического и социального созревания выражается в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте.

Вот что пишет н. ф. Добрынин: "можно предположить, что возрастные особенности выражаются прежде всего в анатомо-физиологических особенностях, характерных для данного периода роста и развития. В то же время отношение растущей личности к обучению, к самому себе, к окружающей действительности меняет значение всего этого для данного человека. Значимость меняется потому, что меняются потребности, интересы, убеждения человека, меняются его взгляды и отношение ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей его социальной средой, в которой он живет, учится и действует. Человек не только вступает в эти общественные отношения, но и входит в их состав. Весомой характеристикой, особенно для подростка, является изменение его отношения к себе в этом возрасте, окрашивающее все его поступки и потому выражающееся довольно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскированное, что, однако, не разрушает его действенной роли. "[5]

Рост самосознания является характерной чертой личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет уровень востребованности старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослых и сверстников. И. С. Кон отмечал[6]:“ рост самосознания и интереса к собственному ”Я " у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребенок рос, менялся, набирался сил еще до переходного возраста, и все же это у него не вызывало тяги к самоанализу. Если это происходит сейчас, то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно и социальным симптомом, признаком взросления, взросления, на которое обращают внимание и пристально смотрят окружающие, взрослые и сверстники. l позиция подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь ставит вопрос: "Кто я?"