Файл: Влияние ТВ и средств массовой информации на школьников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От своих первых шагов до настоящего времени кино неуклонно становилось все более жестоким. Возможно, это было связано с тем, что создатели картин стремились поддерживать интерес зрителей, в то время как зрители привыкли к ужасам на экране. Однако наряду с этим в народе укоренилось представление, что в насилии нет ничего необычного, и регулярное созерцание подобных сцен на экранах кинотеатров и телевизоров могло привести к проявлениям жестокости в повседневной жизни, особенно в состоянии гнева. Некоторые исследования подтверждают, что грубые и жестокие развлечения делают людей равнодушными и бессердечными. Согласно исследованиям, проведенным в США, ученые отмечают, что после просмотра фильмов, содержащих насилие, подростки начинают мириться с враждебным и агрессивным поведением своих сверстников легче, чем если бы они не смотрели такие фильмы или даже не подходили к экрану. Другие исследования показали, что дети, проводящие много времени перед телевизором, имеют гораздо более слабую эмоциональную реакцию и желание физически противостоять насилию, чем те, кто смотрит телевизор реже. Во многих странах к этой проблеме относятся достаточно серьезно. Так, в отличие от США, в некоторых европейских странах (включая Россию) показ фильмов, содержащих сцены жестокости и насилия, законодательно ограничен.

Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание подростков

2.1 Анализ программ телевидения

Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, "эффект присутствия" делают его наиболее эффективным инструментом управления личностью. Изучив производство современного российского телевидения и проведя сравнительный анализ телевизионной продукции США, исследователи приходят к выводу, что американское телевидение с его программами и фильмами подтверждает ценности и нормы, установленные обществом, в отличие от российского телевизионного производства. Телевидение играет сегодня, как и в последнее десятилетие, важную роль в социализации личности. Среди обычных, повседневных занятий, он остается самым распространенным видом досуга.[15]

Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, достаточно широк и разнообразен. Предпочтение (как и чтению книг) часто отдается юмористическим программам (их отметили 53% респондентов). В этом контексте сравнение сегодняшних юмористических программ и тех, что были созданы более 20 лет назад, выглядит очень красноречиво. Программа "Вокруг смеха", к счастью, частично сохранилась в архивах, и отрывки из нее до сих пор транслируются. Ее возглавил известный, талантливый литературный пародист Александр Иванов, человек с тонким вкусом и чувством меры. Эти качества позволили ему приглашать в студию действительно интересных комиков и сатириков. Программа получила особое внимание из-за резкого сатирического и даже политического оттенка, который появился в некоторых юмористических выступлениях. “Качество юмора “было таково, что создатели 16-й, юмористической полосы Литературной газеты охотно сотрудничали с Ивановым, благодаря чему рубрика” нарочно не придумаешь " пополнилась. Она состояла из подлинных заявлений, анонсов, зачастую настолько абсурдных и нелепых, что эти материалы вызывали у зрителей настоящий восторг


“Кривое зеркало “С Е. Петросяном,” аншлаг “с Р. Дубовицкой, конечно, нельзя сравнивать с давней программой” Вокруг смеха " по интеллектуальному, культурному и даже моральному уровню. Разные интересы, разные мотивы. Комедийные и многомерные наслоения смешного уступили место двумерным, примитивным комиксам, гримасам и крику, неприкрытой пошлости. Раньше они улыбались, обмениваясь символами культуры и образования, сегодня смеются над собственными физиологическими функциями. Показательна в этом смысле попытка создания” альтернативного " комедийного шоу на ТНТ-Comedy Club (своеобразный маркетинговый ход-коммерческая реакция на формирующуюся “нишу” на “смешном рынке”). Ее жанр определялся как стендап-комедия, как " протест против всего официального и скучного."Однако, кроме ругани и ограниченного круга тем, связанных с однополой любовью, ненавязчивой популяризацией наркотиков и такой же грубой физиологией, здесь нет ничего “бунтарского”.[16]

Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привел к желаемым результатам, стало невыгодно делать юношеские, образовательные программы. Средства господдержки на создание качественного российского кино не выделяются. В связи с этим телеканалы закупают за рубежом телевизионные фильмы и сериалы очень низкого качества.

Иногда на телевидение попадает информация, которая просто не приемлема для широкой огласки. В наши дни новостные программы стали, на практике: "справочник молодого подрывника."Названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотное использование звучат с экранов телевизоров. Безнаказанность за насилие и произвол открыто рекламируется в таких программах, как программа "максимум", репортерское расследование и чрезвычайная авария. Сообщения об убийствах поступают ежедневно, и очень редко происходит их раскрытие и задержание преступников.

Даже в детских игровых и развлекательных программах поощряется внезапное материальное обогащение. Почему-то все меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как “что? Куда? Когда?"Раньше в награду давали хорошие книги, теперь это интеллигентное казино, с мощным культом денег.[17]

Но не все на нашем телевидении так плохо и, конечно, другие программы можно посмотреть по телевизору. Например, программа " Умный и ловкий."Хотелось бы верить, что тысячи детей, которые любят историю, смотрят ее и тоже могут найти ответы на сложные вопросы, что не все взрослые могут сделать. Ведь это действительно очень интересная программа, с помощью которой можно узнать много нового, что действительно пригодится в будущем. На нашем телевидении очень много образовательных программ, но в каждой из них можно найти немало "минусов". На наш взгляд, только две из этих программ, где нет никаких "минусов" или, по крайней мере, их не считают. Вторая такая программа “Моя игра”. Даже если взрослые играют его, вы можете смотреть его. Кроме того, не очень плохое шоу на Первом канале “Кто хочет стать миллионером?"Вопросы и ответы в этих программах не о том, что они показывают на популярных молодежных каналах.


А игра "Поле чудес"? Когда она впервые появилась, то занимала одно из первых мест среди интеллектуальных игр. А теперь эта игра настолько испортилась, вернее, ее испортили сами зрители, которые в каждой передаче дают господину Якубовичу спиртные напитки и соленые огурцы на закуску. Теперь эта подарочная раздача в программе заняла первое место, а угадывание слова - второе, иногда игроки забывают вопрос, на который они должны ответить.

Сейчас в России стало возможным смотреть такой канал как “открытие”. Этот канал рассказывает о том, что нас окружает; многие люди, которые никогда не смотрели этот канал, считают, что он рассказывает только о природе и окружающей среде. Но это не так, потому что здесь показаны интересные исторические события, которые рассматриваются с неординарной точки зрения, и эта тема часто очень интересна многим современным подросткам (молодежь - о войне, оружии и т.; девушки-о королевах, балах и т.). Современные подростки очень интересуются темой НЛО, на канале Discovery они рассказывают об этом удивительном явлении чуть ли не каждый день, а молодежь в это время в очередной раз смотрит какое-то MTV.

Если бы более 50% подростков в нашей стране смотрели телеканал "Культура", то вряд ли у нас было бы столько невежд. Только около 15% подростков со всей страны смотрят этот канал. Этот канал действительно патриотический, там показывают замечательные программы и фильмы. Очень обидно, что никто не может заставить хотя бы раз посмотреть этот замечательный канал наших подростков. Много опер и балетов показывают по культуре, и мало кто из современных подростков знает, кто написал, например, оперу "Евгений Онегин".

В 2004-2007 гг. Смоленским государственным университетом было проведено исследование о том, как использовать положительный потенциал телевидения для воспитания ценностных отношений студентов. Исследование проводилось в три этапа. Первая выявила самые популярные телевизионные программы среди молодежи. На втором был проведен их стоимостной анализ. Третий этап заключался в определении уровня подготовленности будущих педагогов к использованию образовательного потенциала телевизионного производства.

Исследование позволило выяснить, что в последние три года наибольшей популярностью среди подростков пользуются такие каналы, как ТНТ, СТС, РЕН-ТВ, НТВ, Муз-ТВ. Из телевизионных программ наиболее популярными были: развлекательные (музыкальные и юмористические): “Танцы со звездами”, “Ледниковый период”, “Фабрика звезд”, КВН, “Дом-2” и др. Образовательные программы следуют по популярности: "Поле чудес "," слабое звено", " что? Куда? Когда?". Около 60% голосов получили программы о дикой природе и путешествиях: "Вокруг света”, "в поисках приключений". 40% школьников с удовольствием смотрят фильмы (в том числе боевики). Популярны информационные и спортивные программы. В нашей стране есть три спортивных канала-7ТВ, Евроспорт и НТВ + Футбол, но, к сожалению, ни один из этих каналов не считается общедоступным. И, конечно, многие из них смотрят кино, причем предпочтение отдается зарубежным художественным фильмам перед отечественными (40% и 20% соответственно). Почти каждый третий опрошенный смотрел телесериалы и мультфильмы. Около четверти респондентов также предпочитали время от времени смотреть игры, конкурсы и викторины.


На втором этапе исследования названные школьниками программы были проанализированы с точки зрения их образовательного потенциала, который содержит переведенные образцы отношения к человеку, работе, природе, Родине, профессии и его влияния на ценностную, интеллектуальную и волевую сферу аудитории.

К сожалению, отношение к другому человеку как к средству достижения личной цели, в том числе и как к средству развлечения, сегодня широко представлено на телевидении. Достаточно посмотреть “Дом-2 “(ТНТ),” тест на верность “(ТНТ),” правила удаления " (ТНТ). Опасность этих примеров заключается в том, что, по мнению подростков, утверждается принципиальная возможность обращения к ним как к средству достижения цели, которую они неизбежно переносят на отношения с другими - в школьном классе, военной казарме, семье. В последние годы на телевидении появился ряд коммерческих телевизионных проектов, которые культивируют отношения, не соответствующие моральным нормам, несут в себе негативный воспитательный потенциал. Яркими примерами таких "находок" телевизионщиков являются проекты "бешеные деньги”, “смешные баксы”, "Бремя денег" и др.[18]

Мальчики и девочки не всегда выбирают программы с высоким ценностным потенциалом. Телевизионная продукция ведущих телеканалов ("Первый канал”), (“Культура”), (“Россия”) дает возможность каждому стать зрителем глубоких и высокоценных телешоу: (“встань и иди”) , ("Линия жизни"), ("Отечество и судьбы"), ("Очевидное-невероятное") и др. При соответствующей работе учителя они могли бы стать эффективным средством воспитания ценностных отношений личности.

2.2 Социологический опрос в Школе № 5 г. Буинска Республики Татарстан

Мое исследование посвящено влиянию телевидения на психологию подростков, на их поведение после просмотра той или иной программы. Мы приходим домой во время еды, в плохом настроении, почти всегда смотрим телевизор, и сейчас для этого созданы все условия. Участниками исследования стали учащиеся 10-11 классов. Всем им была предоставлена разработанная анкета. Анкета содержала десять основных вопросов, но мы рассмотрим только четыре основных:

1. Какие программы вам наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и др.)? Какое ваше любимое шоу?

2. Вы совмещаете телевизор с другими умственными занятиями, такими как учеба, чтение или написание письма?

3. Для вас телевидение заменило многие другие увлечения и способы расслабления, которыми вы наслаждались в детстве (например, чтение книг)?


4. Какой канал, на ваш взгляд, сейчас наиболее интересен молодым людям в возрасте 12-18 лет?

В опросе приняли участие 42 ученика 10-11 классов. В результате анкетирования были получены следующие данные: современная молодежь больше всего интересуется музыкальными программами (21 человек). Основной интерес у молодежи вызывают различные чарты (например “ "Русская десятка”," 20 самых-самых " и др.); развлекательные программы выбрали 14 человек, участвовавших в анкетировании, ведущие места здесь занимают КВН и скандальный телевизионный проект " Дом-2”; третье место, к сожалению, занимают спортивные, образовательные и информационные программы (5 человек), это такие программы как "итоги", "Умники и умницы" и "гении и злодеи". 29 человек совмещают просмотр телевизора с другими видами умственной деятельности, в основном готовясь к занятиям или читая книги. В процессе опроса выяснилось, что несколько подростков (19 человек) по-прежнему предпочитают чтение книг телевидению, то есть тому, что увлекало их в детстве. Молодежь считает самым популярным каналом телеканал MTV (20 человек), 11 человек считают, что самым популярным каналом является МУЗ-ТВ, 5 студентов смотрят канал СТС, ибо нет выпусков новостей каких-либо "взрослых" программ, 6 человек называют другие каналы (Первый канал, НТВ).

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:

1. Большинство программ, телевизионных проектов, реалити-шоу все равно негативно влияют на психологию подростков, их поведение после просмотра некоторых программ.

2. Программ, негативно влияющих на нашу молодежь, гораздо больше, чем программ, положительно влияющих на психологию подростков, а также на их умственные способности.

3. Допустимое время для просмотра телевизора составляет 2 часа или более (хотя большинство подростков смотрят телевизор около 2-4 часов).

Я хотел бы рекомендовать, чтобы подростки проводили на телевидении столько времени, сколько рекомендует здоровье.

Согласно исследованию, рекомендуется чаще смотреть такие программы, как” умные мужчины и умные девушки“,” своя игра“, интеллектуальное телевизионное казино " что? Куда? Когда? ” , А также просмотр таких каналов, как культура и Discovery. Тратьте меньше времени на просмотр таких программ, как Дом-2, различных передач, где проявляются агрессия, насилие и нетрадиционный секс.

На мой взгляд, необходимо запретить показ программы Dom-2. Также необходимо запретить показ в эфире центральных каналов различных фильмов, содержащих сцены насилия, хотя бы посвящать таким фильмам и программам отдельное, “недетское” время. Интеллектуальные программы и шоу показываются только раз в неделю, в то время как негативные программы показываются почти каждый день; об этом нужно думать взрослым, которые смотрят это (телевизионщики).