Файл: Современные политические режимы (Виды политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также надо выделить, что существуют разные виды оппозиций, есть те, которые согласны с общем курсом развития страны, их называют Проправительственные, бывают нейтральные, которые готовы смирится с некоторыми действиями правительства, хотя им и не всё нравится, и бывают непримиримые типы, которые полностью не согласны с выбранным курсом правительства.

Из всех видов оппозиций больше всего проблем создаёт непримиримая оппозиция, которая не признаёт ценностей правительства, постоянно призывает к пересмотру результатов выборов и проведению новых. Такая оппозиция не считается с нормами политической игры и зачастую может переходить к стадиям вооружённого протеста.

При условии установления в стране конкурентной демократии даже самая непримиримая оппозиции может стать частью политической системы. Она может стать как лидером сопротивления действующему режиму, так и возглавив протест добиться смещения властей. Но в случаях, если общество отказывает в доверии непримиримой оппозиции, нередко происходят политические репрессии направленные в сторону оппозиции.

Также можно выделить такой тип оппозиции как центризм, который заключается не в разрушении действующего правительства, а в стабильности и отказе от каких-либо реформ.

Основные компоненты политического режима:

Принцип легитимности. Принцип легитимности подразумевает под собой способность властей вселить в людей веру в то, что, несмотря на все недостатки и промахи правительства, оно является наилучшим из всех других политических институтов, которые могли бы быть установлены в этой стране. Стоит отметить, что для авторитарных и тоталитарных режим не существует проблемы легитимности.

Структура институтов. Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Важнейшими элементами режима в любой стране являются:

  • Неполитические структуры (СМИ, Церковь и т.д.).
  • Группы давления.
  • Право.
  • Партийная система.
  • Государство, которое является самым важным из всех оставшихся элементов режима.

Если говорить, почему появились социальные институты (в которые входит и государство), то главной причиной стоит выделить то, что у людей стали появляться такие потребности, которые они уже не могут удовлетворить за счёт индивидуальных ресурсов. Главная ценность институциализации власти состоит в ограничении произвола и подчинение власти идее права, которые буду выражать интересы общего блага.


Но почему же, государство имеет преимущество в реализации общих целей?

Во-первых, государство отличается большим разделением труда между правящими, и высоким уровнем специализации.

Во-вторых, государство обладает огромными ресурсами (материальными, природными и т.д.) для претворения своих решений в жизнь.

В-третьих, государство имеет широкую и организованную систему санкций, которая позволяет государству добиваться повиновения от своих членов.

В наши дни западная демократия стоит на одном из двух принципов:

  • Мажоритарный принцип, по которому власть принадлежит большинству народа.
  • Правовой принцип, в котором главной над всем стоит право, и граждане и власти несут равную ответственность перед законом.

В свою очередь, при формировании институтов государства эти принципы, одни больше, а другие меньше, сочетаются с принципами разделения властей. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры либо президенту, либо парламенту мажоритарный принцип порождает два типа демократии – президентскую и парламентскую. В свою очередь исполнительная и законодательная власть может быть организованна как по принципу чёткого разделения властей, так и по принципу отсутствия строго разделения. Эти принципы зависят от формы правления.

Президентская форма правления имеет строгое разделение властей уже на стадии выборов, у исполнительной и законодательной власти предусматривается свой независимый электорат, поэтому в таких странах проводится двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избирании гражданами главы исполнительной власти и парламента путём общенациональных выборов. После этого президент назначает правительство и руководит его деятельностью. Он несёт ответственность непосредственно перед самим народом. Также двойная система голосования обеспечивает равную легитимность как законодательной, так и исполнительной власти.

Парламентская форма не предусматривает чёткого разделения властей. В странах с такой формой правления народное большинство выявляется на основе единой системы голосования, по которой народ избирает депутатов парламента. Сам же президент, и правительство избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей осуществляется после формирования правительства. Тот, кто получит поддержку большинства членов парламента, становится главой исполнительной власти. Парламент имеет полный контроль над правительством и может отправлять его в отставку. Интересы и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция.


Выбор между парламентской и президентской формами правления, в первую очередь, обусловлен структурой институтов власти, технологию реализации властной воли. Президентская республика – способствует укреплению власти парламента, а парламентская модель – усилению исполнительной власти. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном же влияние законодательной власти ограничено. Зато правительство обладает большими полномочиями. Она включает и законотворческие инициативы, а такая возможность обусловлено большой поддержкой парламента.

В президентской форме правления парламент наделён и обладает самостоятельными властными полномочиями и правит на ряду с президентом. Президентская модель правления не требует согласие между парламентским большинством и исполнительной властью. Но если парламентское большинство несогласно, то она может выступать в роли оппозиции, тем самым сдерживая президента. Совсем другая ситуация происходит в парламентских республиках. В них правительство будет работоспособно, только в случаи создания парламентским большинством коалиции правительству, поскольку, в парламентской модели велико значение компромиссов между правительством и законодателями.

Для того, чтобы не отождествлять законодательную и исполнительную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему. В некоторых источниках это режим называют режимом «Правовой демократии».

Партийная система. Для реализации общественных интересов государство зачастую взаимодействует с иными политическими силами, которые представляют потребности граждан. Они зарождаются в гражданском обществе и отстаивают интересы различных групп. Партийные системы – это то, что определяет вид политического режима. Ещё до появления партийной системы демократия существовала, и базировалась на принципе разделения властей, однако после появления партий ситуация стала меняться. Партии мажоритарного или доминирующего принципа, то есть те, кто обладает большинством депутатских мандатов, и контролируют парламентское большинство и правительство, превратили принцип разделения властей в символ. Они единолично определяют политический курс, и какими способами его реализовать.

Также разная роль у партий в президентской и парламентской системе. В президентской системе формирование институтов законодательной и исполнительной власти осуществляется путём прямых выборов, и таким образом идёт не соперничество партий, которые продвигают своих представителей, а соперничество ярких личностей. В парламентской системе ситуация обстоит другим образом, в ней правительство формируется из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий.


Избирательная система. Избирательная система это установленные на основе конкретных правил взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом. Само по себе избирательная система оказывает существенное влияние на политический режим.

Сами собой стабильные демократии представляют собой политические режимы, в которых правительство страны получает доступ к власти в результате всеобщих и свободных выборов. Однако механизмы формирования правительства и механизмы избирания парламента отличаются в зависимости национальных форм правления. Сложившиеся демократические институты не следует рассматривать как отражение предпочтений общества, поскольку сами предпочтения остаются неопределёнными. Выбор любых альтернатив осуществляется в обществе, которое состоит из многообразных групп, мнения и интересы которых вступают в конфликт друг с другом.

Существуют два вида электоральных систем, которые используются в различных странах – это пропорциональная и мажоритарная системы. Различия между ними заключаются в способах голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти.

В случае, если в стране мажоритарная система один депутат избирается от каждого избирательного округа, поэтому победителем признаётся тот, кто набрал самое большое число голосов. Большинство голосов имеет 2 системы – система абсолютного преимущества (т.е. 50% + 1 голос) и система относительного преимущества (т.е. больше, чем у соперников). В случаях если выдвигаются сразу несколько кандидатов, то достичь абсолютного преимущества, в первом туре, почти невозможно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур, а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% всех голосов.

В некоторых странах, где кандидаты не могут получить 50% + 1 голосов, проводится второй тур, в которым из всех кандидатов остаются только 2, которые набрали большинство голосов в первом туре. Победителем будет тот, кто наберёт больше голосов, чем другой кандидат.

В некоторых странах используют смешанную избирательную систему. В такой системе, к примеру, выборы в одну половину парламента могут проходить в один тур, а во вторую на основе пропорциональной системы по партийным спискам

Классификация политических режимов[3]. Различают разные виды политических режимов – либеральный, жёсткий, диктаторский, жестокий и т.д. Также существуют различия с точки зрения форм правления – монархические, режимы чрезвычайного правления, республиканские и т.д.


Некоторые политические режимы могут носить символический смысл и позволяют формировать образ государства и тип его правления без конкретного анализа. Например, царство, абсолютизм и т.д.

Иногда режимы могут носить имя главы государства в этот период, например сталинский, режим Хусейна и т.д. Поэтому политический режим – стилистическая, топологическая и образная характеристика общества и государства.

Глава 2. Виды политического режима

Существует огромное количество политических режим, так, например, американский ученый Хуан Линц предложил свою классификацию политических режимов: демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный, султанический. Но из достаточно простых, широко распространенных классификаций политических режимов – деление их на демократические и недемократические.

Демократический политический режим. В середине XX в. Х. Линц давал демократии следующее определение: «Демократической мы будем называть политическую систему, которая позволяет свободно формулировать политические предпочтения посредство права на свободу собраний, информацию и коммуникацию с целью регулярного ненасильственного (пере)избрания лидеров на основании открытой конкуренции» [1, с. 39].

Х. Линц писал, что демократический режим не исключает возможности введения диктатуры в чрезвычайных обстоятельствах. Он отмечал, что в первоначальном смысле термин «диктатура» не носил негативного смысла. В Древнем Риме форма dictator rei gerundae causa была установлена законом для обозначения чрезвычайного правления, ограниченного шестью месяцами без права продления в случае экстренной ситуации. В таком значении термин «диктатура» используется и в современном конституционном праве ряда стран, «…описывающих чрезвычайное положение (например, массовые беспорядки или война)» [1, с. 42].

Определение Х. Линцем и другими политологами термина «демократия» противоречит принципам научного познания и прежде всего принципу объективности, т.к. американские политологи пытаются представить ценности своего общества эталоном для всего мира. Например, все исследователи демократии в числе ее признаков называют разделение властей и при этом к старейшим демократиям относят Великобританию. Однако большинство английских исследователей до 1990 г., «высказывали изрядный скептицизм относительно применимости данной доктрины к конституции». Выдвигались возражения на двух уровнях: во-первых, «…утверждалось, что … в основе парламентских систем лежал принцип слияния, а не разделения властей»; во-вторых, «подверглось сомнению безупречность принципа разделения властей как такового». Только ликвидация судебной функции палаты лордов и создание Верховного суда в 2005 г. стали рассматриваться в английской доктрине «в качестве наиболее важных шагов на пути к разделению властей…» [3, с. 14].