Файл: Современные политические режимы (Виды политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот это лишь некоторые признаки, которыми можно охарактеризовать тоталитарный режим государства. Они позволяют создать полную картину абсолютного контроля государства над всеми сферами жизнедеятельности человека.

Анализ научной литературы позволяет представить виды тоталитарного режима: социалистический, фашистский и религиозный.

Рассмотрим тоталитарный режим социалистического или коммунистического типа. Его суть заключена в равенстве общества, в возможности уничтожения классов. Такой тип прослеживается в странах бывшего социалистического мира.

Следующий тип – фашистский или национал-социалистский. В основе этого типа лежит величие одного народа, расовое или этническое превосходство. Там, где во главу ставился данный тип тоталитаризма, общество стремилось к наличию лишь одной расы, одной религии. Это осуществлялось с помощью уничтожения и дискриминации всех, кроме одной нации. Такой тип присутствовал в фашистской Германии.

И третий тип тоталитаризма в своем фундаменте содержит религиозный фанатизм. Называется такой тип теократическим. Общество с таким типом власти должно быть построено на канонах и законах определенной религии. Такой тип тоталитаризма прослеживается в исламском Иране [6, с. 340].

Стоит отметить, что любой тип тоталитаризма – это деструктивный, саморазрушающийся режим, тупиковое направление общественного устройства.

Тоталитаризм, как известно, является не единственным в своем роде режимом. Также существуют авторитаризм и демократия. Стоит остановить внимание на авторитаризме, так как этот режим самый близкий и схожий с тоталитаризмом по своим признакам.

Данные виды правления имеют как различия, так и сходства. Нас же сейчас интересуют исключительно отличия эти режимов, так как они имеют множество сходств, лежащих «на поверхности». Сравнение можно проводить по некоторым аспектам, проводя параллели по определенным понятиям.

Итак, первый принцип, по которому можно сравнить авторитаризм и тоталитаризм – идеология. Как известно, при тоталитарном режим правления важна четкая и общенародная идеология. Она нужна для оправдания, чаще всего, жестоких и бесчеловечных поступков правительства. Без идеологии тоталитаризм не сможет долго существовать, так как не будет иметь под собой оправдательной базы. Для авторитарного режима правления идеология не играет большой роли, ведь все задачи, поставленные перед народом, понятны им и приемлемы.

Вторым принципом можно считать оппозицию. Оппозиция не приветствуется ни в авторитаризме, ни в тоталитаризме. Хотя, стоит отметить, что в авторитарном режиме правления оппозиция может существовать, если она не будет напрямую угрожать правящей партии. Ее часто называют «карманной оппозицией». А вот в тоталитарном режиме правления оппозиции нет места. Любой, кто говорит что-то против правящей верхушке моментально наказывается. Оппозиция не имеет возможности роста.


Следующий принцип для сравнения – свобода. Может показаться, что оба режима схожи в этом вопросе, но это не совсем так. При авторитарном режиме правления существует некая независимость в частной жизни людей и в отраслях, которые не имеют отношения к политике (спорт, медицина, экономика). А при тоталитаризме цензуре подвергаются все сферы жизни. Сама идея тоталитарного режима в том, что обычный гражданин не имеет права выходить за рамки прописанных законов.

Далее рассмотрим принцип вождя. Следует сразу сказать, что вождь присутствует в обоих режимах правления, но все-таки есть различия. В тоталитарном режиме правления частенько вожди обожествляются при правлении. Самая главная отличительная черта вождя при тоталитаризме – наличие сильной харизмы. Власть основана именно на том, что народ искренне любит своего вождя и во всем ему потакает. Если говорить про авторитаризм, то роль вождя там не так велика, как при тоталитаризме. Все внимание при авторитаризме выделяется политике и политическим связям. И именно поэтому лидер не вмешивается в умы граждан, не имеет на них сильного влияния. Но именно из-за этого отношения граждан более критично и открыто.

И последний аспект, который стоит поднять при сравнении этих двух режимов – законы. Закон является важнейшим аспектом для государства с любым типов правления, а также является залогом благополучия и успеха развития. Правда, этими двумя режимами данная теория плохо поддерживается. При авторитарном режиме правления государство пытается поддерживать законность в тех областях, которые не затрагивают политику. В политической же системе жизни общества, все законы и акты отходят на второй план, и соблюдаются лишь интересы и желания правящей элиты. Что же касается тоталитарного режима правления, то здесь закон является лишь ширмой, которая прикрывает полное беззаконие. В любой области жизни общества, если власть сочтет вас угрозой, ты вы будете немедленно наказаны. Все преступления, которые совершает государство по отношении к своим гражданам, прикрывается сказками об угрозах политическому строю и будет прикрыто идеологией.

Представим выводы по сравнению авторитарного и тоталитарного режима в таблице 1.

Таблица 1

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

Идеология имеет место быть, но не является обязательной и важной частью политики

Идеология является важной частью политики, обязательное наличие

Оппозиция может жить, пока не затрагивает политическую сферу

Оппозиция невозможна и недопустима

Наличие некоторой независимости личности, опять-таки не касаясь политики

Тотальный контроль над обществом, никакой свободы

Лидера могут как уважать, так и презирать

Харизматический лидер, которого обожает весь народ

Жестокое обращение граждан, но без особо агрессии, соблюдение минимальной законности

Государственный террор – средство осуществления властных полномочий, отсутствие законности в целом


Таким образом, видно, что авторитарные и тоталитарный режим правления схожи друг с другом у самых истоков, но имеют значительные различия в своем существовании.

Сравнив данные режимы правления, можно определить, что тоталитаризм является более жестокой и бескомпромиссной версией авторитаризма. Ведь все аспекты, которые были перечислены, наблюдаются в обоих режимах, но проявляются с разной степенью жестокости и контроля. Также стоит отметить, что обе системы являются регрессивными и неэффективными. В конечном итоге такие системы могут привести к восстаниям, революциям и даже гибели государства [6, с. 341].

Обобщая все сказанное, стоит заметить, что тоталитарный режим правления государством является самым жестоким из всех существующих. Он ограничивает личную свободу человека, ставит под контроль любую сферу жизни общества. Тоталитаризм – обреченный строй, который не сможет созидать, хозяйствовать. Он существует лишь за счет эксплуатации и ограничения большинства населения.

Глава 3. Политический режим в современной России

Политический режим - это система методов осуществления государственной власти, степень реализации прав и свобод граждан, отношение власти к правовым основам собственной деятельности, соотношение конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью общества.

В современном мире происходит постоянная трансформация политических режимов. В большинстве случаев это переход от различных авторитарных моделей к демократии. Однако следует учитывать, что смена политического режима «чужими руками» служит эффективным средством изменения мирового политического ландшафта, инструментом для глобального передела мира ведущими державами.

Два десятилетия постсоветской России ознаменовались глубокими переменами в политических и социально-экономических отношениях. Нас интересует политико-правовой аспект. Главная особенность политического режима Б.Н. Ельцина - многообразие центров влияния. Помимо президента ими выступали: региональные лидеры, Государственная дума, олигархи, СМИ, КПРФ. Наблюдался дисбаланс в распределении полномочий между тремя ветвями власти в пользу исполнительной власти. Была создана и реализована административная модель реформирования сверху, основной социальной базой правящего режима стала бюрократия и олигархические группировки. На первый взгляд могло показаться, что демократия в России прогрессирует: губернаторы становятся избираемыми, на парламентских выборах победу одерживает оппозиционная партия - КПРФ, значительно расширяется свобода слова в СМИ. Однако, более сильные олигархические начала вытесняют «ростки демократии» [5, с. 282].


Политический режим в период президентства Ельцина можно охарактеризовать как олигархический анархо-авторитаризм. Авторитаризм, так как президент стремился к единоличной, неограниченной власти. Конституция 1993 года закрепила широкие полномочия главы государства. Анархо-, потому что отношения между ключевыми политическими игроками определились по формуле «политическая лояльность взамен на широкую автономию». Таким образом, к концу ельцинского периода российское государство превратилось в конгломерат региональных политических режимов с крайне выраженными центробежными тенденциями.

Отличительной особенностью периода президентства В. Путина является моноцентрическая организация государственной власти. В соответствии с указом президента «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 года были созданы 7 федеральных округов. Каждый представитель назначался Президентом и был ответственен исключительно перед ним. Создавалась трёхзвенная административная система. Была восстановлена иерархия взаимоотношений с региональными властями. Этому способствовала и реформа Совета Федерации, в результате которой региональные лидеры лишились постоянного представительства на федеральном уровне. Их политический статус был ограничен уровнем субъектов федерации.

Откат к авторитаризму произошёл и в отношениях с политическими партиями. Поправки в закон о выборах установили высокий 7% барьер для прохождения в Государственную Думу. Был введён запрет на формирование предвыборных партийных коалиций. Запрет доступа к выборам региональным партиям и требование равномерного представительства партий в большинстве регионов были расценены оппозицией как нарушение принципа федерализма и многопартийности. Также критике со стороны оппозиции подвергся запрет на выдвижение кандидатов в депутаты от любых организаций, если они не зарегистрированы Министерством Юстиции в организационно-правовой форме политической партии.

Произошёл поворот и в отношениях со СМИ. Правящему режиму удалось превратить СМИ в контролируемого и вспомогательного игрока, в инструмент пропаганды. Ещё одной особенностью нового режима стали как создание, так и трансформация политических институтов. Последним шагом в построении «вертикали власти» стала отмена прямых выборов губернаторов. В итоге, в «вертикаль» были интегрированы такие элементы, как региональные лидеры, политические партии, парламент и СМИ.


Имеет право на жизнь тезис о системе «патронажного президентства» [5, с. 282], которая окончательно сложилась при Путине. Он означает принятие решений в рамках неформальной олигархии и господства бюрократии. В России его основные черты проявляются в том, что реальные рычаги политической и экономической власти принадлежат союзу «закулисной олигархии» с высшим чиновничеством. Наблюдается тесное переплетение бизнеса и политики.

Таким образом, если политический режим Ельцина был ранее охарактеризован как олигархический анархо-авторитаризм, то режим Путина предлагается именовать «просвещённым авторитаризмом», опять же, с сильным влиянием олигархических элит.

«Просвещённый авторитаризм» выражается в стремлении сочетать государственничество и вождизм с либерализмом. Данный подход во многом совпадает с концепцией имитационной демократии. Она предполагает наличие демократического законодательства и использование либеральной риторики, но при этом отсутствие реального влияния общества на власть, фактическое отстранение гражданского общества от управления государством за счёт огромного административного ресурса. Кроме того, для превдодемократии характерна политическая система с доминирующей партией и возвышение исполнительной ветви власти.

Вывод: политический режим, созданный В.В. Путиным оказался амбивалентным. Но если посмотреть, проявляются черты демократии (равноправие граждан; политическая свобода; выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения; разделение властей; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности и др).

В итоге четкий след в политической и экономической олигархизации несет на себе складывающийся демократический политический режим, что доказывает, об усилении авторитарных движений в государстве.

Допустимо ли усиление в России демократических тенденций? Чтобы усилить демократические тенденции нужно провести реформы, которые для большинства людей, имеют положительный результат (создание условий для эффективного функционирования среднего и мелкого бизнеса, реформа административно-государственного аппарата, пенсионная реформа и т.д.), но помимо этого, залогом в современной России для подъема демократизации политического режима являются свобода слова и печати, наличие политической оппозиции и реальной многопартийности; выборность органов государственной власти, включая депутатов, регионов и глав городов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.