Файл: Современные политические режимы (Виды политического режима).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение такого понятия как «политический режим» на протяжении многих веков привлекает к себе интерес представителей всех общественных наук, в том числе не обходят его вниманием и юристы. Мнения ученых расходятся относительно классификаций, критериев, форм и отличительных характеристик политических режимов.

Политический режим – понятие объемное, которые дает ответы на многие вопросы, например, каковы отношения между правительством и населением страны, каковы задачи руководства страны, как происходит завоевание и передачи власти. Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим – это совокупность приемов и методов осуществления политической власти стране.

Следует отметить, что политический (государственный) режим является наиболее важной в практическом отношении характеристикой государства, ибо для человека, в конечном счете, не столь важно к каким государствам официально причисляется его страна с точки зрения формы правления или формы государственного устройства, для него важно, какова в ней реальная политическая атмосфера, каково его собственное экономическое и правовое положение.

Актуальность выбранной темы обусловлена так же и тем, что на разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремится установить демократию, хотя по-прежнему существуют страны с авторитарным режимом, а тоталитарный государственно-политический режим практически себя изжил.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение государственно-политических режимов, их основных понятий.

В задачи работы входит: изучить научную литературу, рассматривающую понятие политического режима, его основные виды.

Объектом данной курсовой работы являются существующие виды политического (государственного) режима. Предметом данной курсовой работы является политический режим, сложившийся в Российском государстве.

Степень разработанности темы. Вопросами понятия, признаков, сущности и содержания политического режима, разграничения понятий политического и государственного режимов, а также режимов правового и государственно-правового, вопросами классификации политических режимов занимались и продолжают заниматься многие отечественные ученые: М.И. Абдуллаев, М.В. Баглай, А.Б. Венгеров, В.В. Глущенко, А.Л. Громыко, И.А. Исаев, В.Я. Любашиц, А.В. Малько, Г.Н. Манов, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, О.С. Родионов, В.И. Шепелев, Л.М. Энтин и др.


В.Н. Абрамов, В. Васович, Л.Н. Верченов, А.С. Панарин, П. Ротленд, В.Г. Федотова рассматривали данные вопросы применительно к современной России.

Обусловленность развития политического режима на основе исторического процесса была выявлена в работах таких ученых, как Н.И. Бирюков, В.И. Пантин, И.К. Пантин, A.M. Салмин, В.М. Сергеев, А.С. Хомяков, В.Е. Черепанов и др.

Среди ученых, занимающихся вопросами соотношения авторитарных и демократических начал современного политического режима, на основе чего обосновывали наличие неких промежуточных форм, объясняющих сущность режима - Ю. Афанасьев, Э. Баталов, В. Бочкарев, Ю. Буртин, Ю.А. Веденеев, В. Меркель, А. Мигранян, Б.С. Орлов, В. Смирнов, А.И. Соловьев, А. Фалин, В.Г. Федотова, К. Шмит.

Работа состоит из введения, двух глав, трех параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Понятие политического режима

Понятия и определение. В политологии, для описания порядка отношений правителей и управляемых, для описания социального характера, а также для описания методов и эффективности властвования используют категорию политических режимов.

В работах многих авторов, политический режим рассматривается, как властный порядок, то есть власть осуществляет своё воздействие на общества по средствам политического режима, под которым подразумеваются конкретные формы и методы реализации власти, определённая структура институтов власти, и полномочия, которые обусловлены принципами организации ветвей власти.

Термин «политический режим» [3] происходит от латинского слова «regimen», то есть направление, а в переносном смысле – правитель. Употребление этого термина появилось в литературе западной Европы ещё в 19 веке, а в широкий оборот вошёл после окончания Второй мировой войны.

Политический режим, как понятие, является важнейшим в политологии стран Европы, в отличии от стран Северной Америки, в которых отдают предпочтение категории «политическая система». Из-за произвольного использования категории «политический режим» за ним не сохранилось чёткого содержания. Вследствие этого данная категория относится к оспариваемым понятиям и в разных работах трактуется по- разному. Так, к примеру, сторонники системного подхода расширяют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создаёт определённые сложности, поскольку существует опасность использования двух понятий для одного политического явления.


В политологии одним из первых определение политическому режиму дал французский учёный Морис Дюверже. Он понимал политический режим, как особый социальный механизм. А Жан Луи Кермонн уточнил понятие Дюверже, которое, в последствии, стало общепринятым в европейской политологии.

В науке существуют два конкурирующих подхода в трактовке политического режима:

Юридический. Он делает большой аспект на Государственных институтах

Социологический. Он, в свою очередь, делает аспект на Публичной власти.

Исходя из практического применения, второй способ является более адекватным. Он даёт возможность сопоставлять официальное и реальное состояние дел в области прав и свобод. При социологическом подходе в качестве агентов власти рассматривают не только официальные структуры, но и тех, кто, не обладая официальной властью, оказывает большое влияние на принятие решений.

Политический режим – более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В таком понимании эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Одним из недавних и известных истории примером это политическая система СССР. В начале 1920-х годов была установлена система советской власти, с приходом Сталина она трансформировалась в сталинский режим, затем в 1960-х годах сформировалась система хрущёвской «оттепели», а в последствии, в режим коллективного руководства при Брежневе.

Для обобщения вышесказанного можно попытаться свести вместе разные подходы к определению политического режима. Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели:

Институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина.

Степень политического участия населения и его включённость в процесс принятия государственный решений.

Уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти.

Роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

Признаки политического режима [4]. Политический режим определяет, как функционируют политические институты, как осуществляется власть, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также способствует достижению целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

Тип политического режима в стане определяется разными факторами:


  • Структурой правящей элиты.
  • Интенсивностью общественных и политических процессов.
  • Состоянием отношений с бюрократией.
  • Типом легитимности в обществе.
  • Уровнем развития общественных и политических традиций.
  • Доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.

Также стоит выделить основные признаки политического режима:

  • Процедуры отбора правящих групп и политических лидеров, механизмы властвования и способ функционирования государственных органов.
  • Порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
  • Принцип разделения властей.
  • Система методов осуществления политической власти.
  • Характер отношения населения к политическому участию и формы этого участия.
  • Уровень прав и свобод в обществе.
  • Способы урегулирования социальных и политических конфликтов.
  • Характер влияния, который оказывает основные политические и культурные группы общества.
  • Наличие политических партий, их устройство и принципы.
  • Роль армии в обществе.
  • Политический и юридический статус СМИ, наличие или отсутствие цензуры и степень гласности в обществе.

Характеристика политического режима [4]:

Политическая стабильность. Стабильность, по мнению многих ведущих теоретиков, является важнейшей характеристикой политического режима. Учитывая, что политические институты, в главную очередь, призваны упорядочить общественные связи, достижение ими политической стабильности является важнейшим пунктов в деятельности режима.

О стабильности власти можно говорить, сравнивая либо различные политические режимы, либо прослеживая эволюцию политических режимов в стране. За всё время существования политических режимов выделяют стабильные, средне стабильные и крайне нестабильные режимы. У каждого из них, разные возможности управления обществом, разные резервы и ресурсы регулирования общественного порядка, и разные способы к самосохранению и развитию.

Стабильность политического режима – это сложное явления, которое включает в себя следующие параметры:

  • Сохранение системы правления.
  • Утверждение гражданского порядка.
  • Обеспечение надёжности и сохранение легитимности управления. Стабильность не исключает возможность реформ или изменений, но при этом для этого требуются определённые условия для их осуществления.

Для проведения реформ власть предполагает отсутствие нелегитимного насилия, и господства не признаваемы обществом сил.


К основным факторам стабилизации можно отнести следующие:

  • Наличие конституционного порядка, которое поддерживается правительством и легитимность режима.
  • Гибкое использование силовых средств принуждения.
  • Соблюдение общественных традиций.
  • Отсутствие серьезных структурных изменений в организации власти.
  • Проведение эффективной и, самое главное, продуманной стратегии правительства.
  • Устойчивое поддержание отношений власти с оппозицией и уровня терпимости (толерантности) населения к нестандартным идеям.
  • Выполнение правительством своих обязательств перед законом.

В противовес стабильности идёт нестабильность. Нестабильность – это состояние системы, характеризующееся неоднородностью и разновременностью каждого из протекающих процессов и всех изменений в целом. Это форма наблюдаемых взаимосвязей и причинной обусловленности всех явлений, противоположная стабильному и метастабильному состоянию.

Обычно нестабильность сопровождается принципиальными преобразованиями в обществе и власти, а также в крупных реформах, которые обхватывают большую часть функционирования государства и общества.

Политическая оппозиция. Одним из главных факторов дестабилизации политического режима, какого-либо государства – это деятельность политической оппозиции. Политическая оппозиция – это политический институт, имеющий целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима. Таким образом оппозиция – это носитель «критического духа» в политике.

Наличие оппозиции связанно с разными причинами. Можно выделить многие факторы, например, такие как разнородность общества, которая в свою очередь появляется в результате невозможности правительством постоянно сохранять в нём неизменность и устойчивость. Также немало важным фактором выступает и сама природа человека. В природе человека заложено стремление предлагать, в затрагивающих его областях жизни, альтернативные проекты, осуществлять поиск чего-то нового и преодолевать установленные ограничения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что наличие оппозиции означает невозможность утверждения в обществе единого отношения к выдвигаемым властям целям и окончательной ликвидации конфликтов с властями.

Главной причиной, по мнению многих, из-за чего формируется политическая оппозиция – это социальное расслоение в обществе и социальное неравенства. Низший класс всегда будет недоволен, когда правительство будет проводить реформы для улучшения жизни высшего класса, и на оборот. Таким образом, пока существует классовость и расслоение, будет формироваться оппозиция.