Файл: Теории происхождения государства (Историографические и теоретические основы возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью темы данного исследования заключается в необходимости познания законов взаимозависимости политической системы и государства для того, чтобы в последствии, в наиболее сложные моменты развития общества и государства обозначить способы и механизмы возможного предотвращения социальных потрясений, смены существующих политических режимов, создать условия для нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Предметом исследования являются соотношение государство – общество в рамках теории российского государства и права.

Объектом исследования можно обозначить теоретические положения правоведов- теоретиков, которые имеют непосредственное отношение к роли и месту государства в политической системе общества.

Цель исследования - рассмотреть особенности теорий происхождения государства.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть понятие государства: многообразие подходов;
  • охарактеризовать признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя;
  • проанализировать теории происхождения государства и права, основанные на материалистическом и нематериалистическом трактовании истории;
  • раскрыть особенности генезиса развития государства в политической системе;
  • отметить эволюцию социального назначения государства.

Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список литературы.

1 Историографические и теоретические основы возникновения государства

1.1 Понятие государства: многообразие подходов

Термин «государство» можно довольно часто встретить в быту и в различных средствах массовой информации, но далеко не каждый знает значение данного термина.

На протяжении достаточно длительного периода времени точного определения государства не существовало, происходили частые изменения в его содержании. В качестве примера можно указать точку зрения французского короля Людовика XIV, который указывал на необходимость отождествления понятия государства со своей верховной властью [13, с.125].


По его собственному выражению «государство – это я» можно судить об отношение к данному термину. При этом необходимо понимать, что он имел определенную рацию, по той причине, что высшая власть в полной мере принадлежала ему, но при этом пытаться таким образом соотносить власть одного монарха с государством нельзя [6, с.20].

Для сравнения можно представить лозунг, который употреблялся в Советском Союзе, а: «Государство - это мы». В данном случае речь идет об отождествлении государства со всем народом. Данное определение также является не совсем верным, даже несмотря на то, что народ и граждане имеют тесную взаимосвязь с государством. В. И. Ленин указывал на то, что государство имеет довольно схожие черты с машиной, которая нацелена на подавление одного класса другим. В некоторых случаях использование подобных сравнений является вполне возможным, особенно когда речь идет об авторитарных и диктаторских режимах. Именно в данном случае выражена суть государства, в отличии от его понятия и определения [10, с.44].

Научный подход, который предъявляется к определению государства, позволяет отделить одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. В качестве таких аналогичных и близких к социальным явлениям можно обозначить существующее родовое и гражданское общество, политические партии, а также иные религиозные и общественные организации, колонии, существующие мафиозные организации .

При этом государство в сравнении с иными социальными явлениями обладает наиболее важными признаками [12, с.8]

Как известно, в родовом обществе не существовало определенного аппарата публичной власти, по той причине, что управление было реализовано всеми членами рода или Советом, в состав которого входили старейшины.

При этом в родовом обществе власть обладала социальным характером, тогда как после возникновения государства власть приобрела политический характер. Что касается аппарата публичной власти, то он в некоторой степени отличается от субъектов гражданского общества. Работа в государственном аппарате довольно часто является основной, а в некоторых случаях речь идет о единой. Государство при этом выступает в качестве некоего ядра существующей политической системы общества и по этой причине может выступать от лица всего населения или определенной социальной группы [22, с.103].

Публичная власть обладает собственной системой государственных органов, которые сложились исторически и обладают определенными особенностями. В общем объеме они представляют собой политическую организацию народа.


Также необходимо помнить о роил государства в качестве субъекта международных отношений. В данном случае речь идет о том, что в состав аппарат публичной власти входит также аппарат управления и аппарата принуждения [24, с.701].

В качестве аппарата управления можно обозначить законодательную и исполнительную власть, а именно: парламент, Президент и его аппарат, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные администрации и т.п.. Что касается аппарата принуждения, то речь идет об армии, суде, прокуратуре и т.п..

В заключении хочется сказать, что правовое государство представляет собой организацию политической власти, которая способствует созданию условий для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина [26, с.33]. 

Особое внимание необходимо уделить философской теории правового государства, которую разработал великий немецкий ученный И. Кант, многократно указывающий на взаимосвязь между государством и правом. В данной теории право берет верх над государством, поэтому государство должно полностью опираться на него, строго согласовывая свои действия с ним. Правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются все права и свободы общества, а также производит участие народа в осуществлении власти непосредственно или через представителей. Это влечет за собой высокий уровень политической культуры населения, развитое гражданское общество. В правовом государстве имеется возможность отстаивать и пропагандировать свои взгляды и интересы, в рамках закона. Благодаря данным разрешениям, в частности, происходит формирование различных политических партий, общественных объединений, а также заключается в свободе прессы, поиска нужной информации, в политическом плюрализме и т.д [17, с.105].

Правовое государство содержит в себе ряд основных признаков, таких как: 1.Разделение властей на 3 ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная; 2.Наличие Конституционного Суда – гаранта стабильности конституционного строя государства. Это орган, который гарантирует законность, соблюдение верховенства Конституции Российской Федерации. Высшим юридическим актом является Конституция Российской Федерации; 3.Верховенство закона и права. Ни один нормативно – правовой акт не должен противоречить главному закону страны, Конституции Российской Федерации; 4.Взаимная ответственность государства и личности: личность подконтрольна государству, но и государство должно нести полную ответственность за какие-либо нарушения или невыполненные условия, а также бездействия по отношению к субъекту; 5.Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека и гражданина, все нарушенные права должны разрешаться в судебном порядке реального времени; 6. Правовая культура граждан – знание ими совокупности всех своих обязанностей и прав, закрепленных в законе, а также умение ими пользоваться; 7.Главная цель государства – сохранение правовой защищенности человека, признание его высшей ценностью, а не средством разрешения каких-либо государственных проблем и задач; 8.Территориальная целостность, суверенитет государств, как внешний, так и внутренний, общественно-политическая стабильность; 9.Все государственные органы действуют только в рамках правовых законов; 10.Легальная и легитимная основа формирования народом органов государственной власти всех уровней. Свободные, регулярные и демократические выборы; 11.Наличие антимонопольных механизмов в экономике, равенство всех форм собственности, высокий жизненный уровень всего населения, экономическая независимость общества от государства; [19, с.201] Функции государства - это основные направления его деятельности, выра- жающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. Все функции государства можно разделить на определенные критерии: внутренние и внешние, постоянные и временны, основные и второстепенные функции. 1)Внутренние функции:-Правовая функция. Она включает в себя обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека, и гражданина, и т.д.; -Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества, и всего государства в целом;


-Организаторская функция – порядок всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы; -Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирование, создание стимулов экономической активности, способствующие развитию экономики страны, осуществление санкций, защита государства от монополий; -Социальная функция - обеспечение взаимных отношений в обществе, сотрудничество различных слоёв общества, реализация принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети, студенты и др.), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта; -Экологическая функция - установление режима природопользования, защита от неблагоприятного рабочего места, осуществление мероприятий по охране вымирающих видов животного и растительного мира; [12, с.88]

-Культурная функция - установление культурных принципов и ценностей для общества, оснащение духовными и культурными постройками, формирование государственной культуры у человека и удовлетворение потребностей в сфере культурной деятельности;

-Образовательная функция – важнейшая функция, которая лежит на плечах государства. От сферы образования зависит уровень развития государства и общества. Оно предоставляет оснащенное техническое сооружение для научной деятельности и возводит образовательные учреждения для занятий в сфере науки.

Внешние функции:

- Функция обеспечения национальной безопасности – поддержка достаточного уровня обороноспособности территории страны, защита территориальной целостности, суверенитета государства и общества от внешних вмешательств со стороны других государств; Функция поддержания мирового порядка – участие государства в мировом сообществе, предотвращение межгосударственных противоречий и конфликтов, помощь нуждающимся странам, поддержка взаимовыгодных и хороших отношений между всеми государствами.

2)Постоянные функции: -Постоянные функции не ограничены во времени, они постоянно действуют вне зависимости от государственного положения. Постоянные функции, как правило, являются основными, которые никогда не потеряют своей значимости и актуальности (например, обеспечение правопорядка и целостности территории, оборона государства, забота государства о сохранении сообществ, защиты государственного суверенитета, защита человека и др.) Временные функции: - Временные функции возникают на определенном историческом этапе становления страны, зависят от государственного и общественного благосостояния. По длительности своего существования эти функции могут быть самыми различными (долгосрочными или краткосрочными). Примером может служить, ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, «восстановление мирной жизни» после войны, восстановление территориальной целостности и др [7, с.80].


Государства стремятся поддерживать добрососедские отношения, тем не менее в некоторых случаях именно дипломатия позволяет избежать внешних конфликтов. В качестве основного международного органа, который координирует политические интересы современных государств, является ООН, что касается вопросов политического регулирования, то их решением занимается Сб — постоянный орган ООН. Для того чтобы поддерживать политическую стабильность и безопасность в мире важную роль также играют и региональные международные организации. В данном случае примером такой организации может служить ШОС, Организация американских государств, Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.

Государства осуществляют взаимодействие не только в сфере политики, но также в сфере экономики. Взаимовыгодное сотрудничество государств прежде всего выражено в создании условий для международного разделения труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых отношений. Наиболее эффективным образом развивается экономическое сотрудничество между странами, которые территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.) [3, с.8].

Государства стремятся к сохранению миропорядка не только в пределах своих границ, но также и на мировой арене. В данном случае речь идет об обеспечении порядка в мире, разрешении конфликтов между государствами, а также поддержки государств, которым не удается решить свои проблемы самостоятельно (как, например, Сирия против территориальных претензий ИГИЛ) или отстоять свои права (как, например, албанцы, проживающие в Косово). Также указанная функция нашла проявление в борьбе с международным терроризмом, преступностью, которая не знает территориальных границ (Интерпол) и т. п.

На современном этапе государства стремятся оказывать поддержку странам, которым требуется социальная поддержка, а также странам, которые находятся на переходном этапе (например, страны СНГ). Сегодня существуют различные формы взаимопомощи, которые заключаются в реализации таких действий, как финансовая поддержка, гуманитарная помощь. Также государства много внимания уделяют защите экологии и решению экологических проблем, что особенно актуально для африканских стран, где до сих пор существует проблема с чистой водой [2, с.190].

Взаимодействие государств в последние годы в значительной степени расширилось благодаря развитию информационных технологий. При этом улучшение качества деятельности государств на вешнем уровне затрудняется ввиду запрета информации, что не позволяет в полной мере соблюдать общечеловеческие ценности, которые прописаны международно-правовых актах, учитывать национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, которые представлены в рамках мирового сообщества.