Файл: Теории происхождения государства (Историографические и теоретические основы возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключении хотелось сказать о том, что государства стремятся осуществлять сотрудничество я на основе заключения двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями. Если говорить о деятельности ООН, то координацией вопросов культуры занимается ЮНЕСКО.

В заключении хотелось сказать о том, что общество, определяя понятие правового государства, указывает на то, что речь идет о типе правового государства в виде государства, в котором власть основана на праве, и только при помощи права можно эту власть ограничить или реализовать. Осознавая правильность представленного определения, все же хотелось сказать, что оно является недостаточным для адекватного понимания феномена правового государства. В качестве примера правового государства можно обозначить следующие два элемента: [10, с.44]

• свободу человека, возможности для ее обеспечения тд.

• ограничение созданные правом государственной власти.

Как представляется, Россия должна была принять пакет приоритетных экономических законов, которые имеют непосредственное отношение собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., которые определяют общий объем собственности, способствуют тому, чтобы отдельные личности почувствовали себя хозяевами.

1.2 Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя

Хотелось бы также указать отличительные признаки государства которые принципиально отличают его от общественной власти родового строя, под которыми понимаются:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Данный признак показывает различия в сравнении с родоплеменной организаций, которая основана на принципах самоуправления.

2. Территория, которая определена границы государства. Законы и полномочия имеют непосредственное отношение государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. В данном случае речь идет о том, что государство не создается с учетом родоплеменного родства или по кровным признакам, а создается с учетом территориальной общности, и чаще всего этнической общности людей.


3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В данном случае подразумевается что сегодня существуют различные уровни государственной власти: партийная, муниципальная, местная и т.д. При этом необходимо помнить, что абсолютной властью в данной ситуации обладает государство, лишь оно может разрабатывать законодательные акты которые являются обязательными для всех, кто находится в пределах страны [12, с. 70].

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Масштабы государственного принуждения простирается от распространяются как на ограничения свободы, так и на физическое уничтожение человека. Государство может лишить прав и свобод, для чего использует специальные средства повиновения, такие как оружие, тюрьмы и т.д, а также существуют специальные органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Необходимость налогов заключается в поддержании жизни социально незащищенных слоев населения, реализации различных социально-экономических программ, содержания многочисленных служащих и тд. [14, с.60]

6. Обязательность членства в государстве. Если сравнивать данную ситуацию с политической партией, то в партию люди приходят по собственному желанию. Что же касается данного вопроса на государственном уровне, то гражданство в стране нам дается от рождения и если человек не является гражданином страны он лишен элементарных благ для существования, как бесплатная учеба и медицина и тд.

7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и общего блага. Только государство обладает возможностью претендовать на представительство и защиту всех граждан. Исключения составляют различные объединения с тоталитарной властью, типа ИГ.

Помимо этого, хотелось бы сказать об общих признаках. Так, государство является субъектом международных отношений. Только в случае наличия качеств государства те или иные организации могут быть признаны в качестве субъектов международного права и при этом наделены определенными правами правами и обязанностями.

Благодаря реализации поставленных задач государству удается создать условия для полноправного существования в современном мире, который становится все более взаимозависим от различных факторов.

Важную роль в деятельности государства играет возможность защиты собственных границ. На данном этапе мир стал более цивилизованным и государства стремятся к тому чтобы создать условия для мирного разрешения конфликта. Речь идет о создании международных организации, в рамках которых предпринимаются попытки для разрешения конфликтов. Несмотря на это гонка вооружения во многих странах продолжается. Связано это с тем, что сегодня существуют угрозы, последствия которых остаются непредсказуемыми по этой причине государство должно иметь возможности для защиты своего народа [15, с.87].


Благодаря реализации сотрудничества на внешнеполитическом уровне создание приемлемых отношений со всеми государствами, без учета того, какой идеологии они придерживаются в данной ситуации. Минимальный объем отношений на международной арене должен заключаться в возможности создания нормальных добрососедский отношений.

В состав политической системы входят несколько противоположных сторон, которые противоречат друг с другом. Саморазвитие в данном случае возможно только в процессе разрушения указанных противоречий.

Необходимо отметить, что важное значение в данном случае уделяется внутренним противоречиям объективного плана. После того как происходит разрушение данной категории противоречий можно говорить об обретении качественно новой, более высокой формы движения. В качестве примера можно указать деятельность демократического государства, которая направлена на разрешение противоречий между государством и гражданином.

Противоречия субъективного плана, которые стали причиной несовпадения идейно-политических, психологических и правовых установок которые взаимодействуют в обществе с моралью, законностью и правопорядком, может быть разрушено только благодаря искоренению негативных проявлений, или на основании достижения консенсуса [19, с.390].

Использование различных приемов и методов политической власти в совокупности можно назвать политическим режимом

Для характеристики правового режима недостаточно использовать только его форму правления. Необходимо также обращать внимание на микро социальные процессы, которые позволяют отследить взаимосвязь режима и политической системы. В частности, любой политический режим старается опираться на существующую систему экономических интересов и культурных ценностей, по этой причине его действия отзываются внутри этой системы, делая отношения более или менее сильными.

Несомненно, режим влияет не только на динамику, но и на стабилизацию политической системы, позволяет обеспечить их слаженность и координацию. При этом на успех данной процедуры влияют политико-правовые механизмы, которые создаются с учетом устройства и развития социальных культур.

Благодаря политическому режиму власти могут выполнять свои полномочия, опираясь на совокупность властных структур. В некоторых случаях власти принимают с учетом общественного мнения, в иных – существуют институты многопартийности и развитые структуры гражданского общества.

Политический режим для того, чтобы достигнуть определенных целей должен обращаться к определенным методам и целям. При этом режимы в некоторых случаях значительно отличаются друг от друга, что способствует скорейшему достижению целей. Необходимо понимать, что ни в коем случае нельзя смешивать между методы реализации власти и также властные структуры. Доказательством данной теории является богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Несмотря на то, что авторитарный режим во многом схож с репрессивной структурой власти, все же здесь довольно редко используются методы жестокого насилия. В тех случаях, когда лучше использовать метод убеждения, репрессивный метод может проявить заметную лояльность [23, с.108].


Режим и система отличаются с учетом следующих характеристик. Можно сказать, что понятие режима уже в сравнении с пониманием системы, как таковой.

Хочется сказать, что политический режим выражает совокупность определенных структур власти, которые осуществляют свою деятельность в рамках политической системы общества и нацелены на ее стабилизацию, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы.

1.3 Теории происхождения государства и права, основанные на материалистическом и нематериалисстическом трактовании истории

В рамках данной группы теорий нами будут рассмотрены теория насилия, марксистская (историко-материалистическая) теория, органическая и ирригационная теории.

Теория насилия является одной из самых поздний теории происхождения государства и права. Наиболее известными и яркими представителями теории насилия являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

На первоначальном этапе формирования рассматриваемой теории, исследователи полагали, что государство возникает в следствии военно-политических конфликтов, т.е. захвата одного племени другим, что в итоге приводит к появлению государства и формирования системы права в виде законов. Насилие в данной теории заключалось в противостояниях различных слоев общества, т.е. внутреннее насилие, которое в конечном итоге перерастало в революции и гражданские войны [26, с.155].

Теория насилия рассматривало насилие как глобальное и естественное явление, влекущее за собой противопоставление интересов различных слоев общества. Насилие в обществе, согласно рассматриваемой теории, порождает социально-экономические последствия, ведет к формированию новых институтов. Примером такого насилия могут служить порождение рабства, формирование частной собственности, изменение государственного строя.

На наш взгляд, недостаточно исследованным в данной теории является тот факт, что многие государства и системы права, создаются в результате насилия (завоевания, революций и т.д.). Несомненно, факт насилия может играть доминирующую роль в формировании и развитии отдельных государств на определенном этапе их развития.


Рассмотрим позиции каждого из указанного нами исследователя теории насилия более подробно.

По мнению Е. Дюринга, основой общественного развития выступают внутренние факторы в виде форм политических отношений. Именно политические отношения выступают первопричиной экономического развития государства. По мнению Л. Гумпловича, государственная власть возникала первоначально на основе простого физического превосходства, а затем переходила в политическое и экономическое превосходство.

В трудах В. Ленина «Государство и революция» и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» нашла свое отражение марксистская или как ее еще принято называть историко-материалистическая теория происхождения государства и права.

Данная теория основывает происхождение государства с появлением института частной собственности, которая приводит к разделению общества на классы и, как следствие, классовым противоречиям. Как считают сторонники данной марксистской теории, государство есть не что иное, как следствие непримиримых классовых противоречий.

Согласно марксистской теории высшей формой государства является демократическая республика, которая не знает различия между классами по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

Во второй половине 19 века достаточное широкое распространение в научных кругах получила такая теория происхождения государства и права, как органическая теория. Наиболее пристальное внимание в своих трудах данной теории уделили Г. Спенсер, Р. Вормс, Г. Прейс. Полагаем, что значительное внимание на формирование и развитие данной теории оказал тот факт, что именно в указанный период времени весь научный мир, в том числе и гуманитарные науки, испытывает на себе огромное влияние дарвиновской теории естественного отбора [14, с.209[.

Суть органической теории происхождения государства и права заключается в том, что государство подобно живому организму, в котором постоянные отношения между частями государства сходны со взаимосвязям частей живого существа. Применяя дарвиновский естественный отбор к пониманию государства и права, сторонники органической теории определяли государство как продукт социальной эволюции, которая выступает лишь разновидностью эволюции биологической.

В первой половине 20 века германо-американским социологом и историком К. Виттфогелем была разработана ирригационная (водная, гидравлическая) теория происхождения государства и права.