Файл: Теории происхождения государства (Историографические и теоретические основы возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению автора данной теории, возникновение государства обусловлено необходимостью развития земледелия и строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Такое строительство способствует росту чиновничьего аппарата, государственных наблюдателей, которые обеспечивают эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

Государство и право, образованные в соответствии с данной теорией, как правило, характеризуются жесткой централизацией, т.к. выступают единственным собственником ирригационных сооружений и, в это же время, эксплуататором населения. Именно государство по средствам норм права и чиновничьего аппарата управляет, распределяет, учитывает, подчиняет [3, с.9].

Подводя итог изложенному в настоящем разделе курсовой работы, можно сделать ряд выводов. Теория насилия происхождения государства и права является одной из самых поздних теорий. Суть теории состоит в том, что государство образуется путем применения к обществу внутреннего насилия, выраженного в подавлении одного класса другим, либо внешнего насилия, определенного как завоевание более сильными социумами более слабых. Марксистская или историко-материалистическая теория происхождения государства и права определяет необходимость появления государства и права сглаживать и удерживать противоречия классов в обществе. Многие исследователи полагают, что марксистская теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Органическая теория происхождения государства и права отождествляет государство с биологическим организмом, которое управляется мозгом (правительством). Однако, на наш взгляд данная теория является непродуманной и неаргументированной, скорее всего, она была сформирована на основе влияния модной в середине 19 века дарвиновской теории о естественном отборе. В ирригационной теории главной предпосылкой для происхождения государства здесь является строительство ирригационных систем в аграрных странах. Такое строительство и последующая эксплуатация требовали жесткого управленческого аппарата. Однако недостатком такой теории можно считать малая сфера ее применения, а также отказ от рассмотрения иных факторов, влияющих на формирование государственности.

Данная группа теорий включает в себя такие теории возникновения государства и права как патриархальная теория, теологическая и договорная теории [4, с.111].


Патриархальная теория возникновения государства и права была основана в далекой древности. Считается, что ее основоположниками в III в. до н.э были Платон и Аристотель. В средние века теория патриархальной семьи нашла свое отражение в работах Августина, Фомой Аквинского, Ж. Бодена. Особое внимание патриархальной теории происхождения государства и права удостоилась в работе Р. Филмера «Патриарх, или Естественное право королей». Советская историческая энциклопедия характеризует патриархальную теорию как распространенную в буржуазной науке теорию, по которой начальной и основной ячейкой человеческого общества была патриархальная семья, воплощавшая начала частной собственности и «естественной» власти отца

В понимании данной теории патриархальная семья является прообразом государства, в котором патриарх (домовладыка) выступает в качестве прототипа монарха, а его власть являет собой источник государственной власти.

При формировании патриархальной теории авторы в качестве образца начальные семьи, в качестве которых выступали библейская патриархальная община и римская familia.

Теологическая теория получила свое зарождение еще в древнем Египте и Вавилоне были высказаны идеи о божественном происхождении власти. Теологическая теория (божественная теория) происхождения государства и права была одной из первых теорий, которые определяли появление государства и права как результат божественной воли. Расцвет данной теории пришелся на 13-14 века, когда церковь оказывала значительное влияние на умы не только простого населения, но и ученых.

Наиболее известным автором теологической теории считается ученый-богослов Ф. Аквинский. Также в своих научных работах божественной природы происхождения государства и права касались Ж. Маритен, Ф. Лебюфф [6, с.20].

Ф. Аквинский считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последствий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже 17 - 18 вв. в Западной Европе была популярной теория «двух мечей». Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для «вершения» земных дел.


Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

Производя оценку теологической теории, стоит отметить, что нельзя представлять теологическую теорию в искаженно-карикатурном виде, сводя ее к одной лишь «воле Бога». В соответствии с рассматриваемой теорией происхождение государства заключается в совмещении Божественной воли и свободного волеизъявления человека, его творческой деятельности. В этом смысле теологическая точка зрения представляется универсальной, поскольку учитывает - как естественную (человеческую), так и сверхъестественную (Божественную) составляющие происхождения государства.

Теория происхождения государства и права путем общественного договора была разработана такими учеными и философами, как Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др. Несомненно, данные ученые работали отдельно друг от друга, однако, в трудах каждого их них содержится мнение о том, что государство и право могли образоваться исключительно на договорных началах.

Последователи теории договора полагают, что государство и право – результат заключения общественного договора, основанного на волеизъявлении народа, стремящегося улучшить защиту своих прав, свобод и взаимных интересов. Следовательно, по теории договора, государства есть искусственный, созданный волей народа, институт, целью которого является эффективное обеспечение населения правами и свободами в обществе.

Предпосылками появления теории общественного договора можно считать учения софистов Древней Греции, разработанные в 5 веке до н.э. Уже тогда, ученые полагали, что договор о создании государства с добровольным отчуждением ему части своих прав, является жизненной необходимостью общества, с целью предотвращения противоречий между классами и отдельными личностями.

Договорная теория полагает, что для появления государства и права не предшествовало никаких предпосылок. До появления государства и права человек пребывал в естественном состоянии. Такое отношение к государству и праву позволяет сторонникам указанной теории разделить права на естественные (сформировавшиеся в догосударственном периоде) и позитивное (право государства).


Именно договорная теория вводит понятие естественных прав человека, которые до настоящего времени используются в науки теории государства и права, но и в международном праве. В рамках теории договора определено, что естественные права – это та категория прав, которой человек наделяется с момента рождения.

На то, что теория договора является наиболее разработанной и приближенной к реальной жизни, указывает тот факт, что основные положения договорной теории лежат в основе конституций ряда современных стран, не исключением является Россия и США.

Помимо сторонников, теория договора подвергалась критике по нескольким основаниям. Противники теории полагали, что договорные начала в образовании общества и государства приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Полагалось, что не личность зависит от общества и социума, а напротив, общество и порядок в нем полностью подчинены поведению личности.

Рассмотрим в вкратце положения теории договора с точки зрения различных ее сторонников.

Д. Локк полагал, что в обществе до образования государства люди были свободны в определении моделей своего поведения. Существовало так называемого природное равенство, которое трактовалось не как вседозволенность, а как способ мирного существование общества. Первые права, сформировавшиеся в данный период – права справедливости и милосердия. Закрепляются права на жизнь, собственность и свободу.

В своих работах «Об общественном договоре, или начала политического права» и «О причинах неравенства» Ж.-Ж. Руссо изложил свою видимость договорной теории происхождения государства и права. Руссо полагал, что появление частной собственности привело к формированию социального неравенства. Для того, чтобы не допустить социальной борьбы, было создано соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения [6, с.20]

Описывая теорию общественного договора Т.Гоббс, определял догосударственное состояние общества как «война всех против всех». Гоббс полагал, что в обществе до существования государства отсутствует институт регулирования правом, каждый неограничен в своих правах. Однако, автор полагал, что именно разум позволил человеку самостоятельно определить те рамки, границы, законы, которые ограждают его от совершения асоциальных поступков. Такой вывод помог Гоббсу прийти к формулировке естественных законов, которые не подлежат изменению вне зависимости от социума. Гоббс полагал, что наличие естественных законов является гарантом соблюдения мира и безопасности в обществе. Гарантом соблюдения этих и других законов может быть лишь общая власть (государство).


По Гоббсу еще одной причиной создания государства служит необходимость обеспечивать безопасность своего населения. Это обусловлено тем, что население, договариваясь об образовании государства, передает ему право управления собой, что, в свою очередь, приводит к появлению у государства обязанности по защите населения.

Подводя итог изложенному выше, можно сделать следующие выводы. Патриархальная теория основана на разрастании патриархальной семьи, во главе которой стоит владыка, до государства, власть и подчинение в котором основано на безграничной власти владыки – правителя. Однако, на наш взгляд, данная теория является не столько научной, сколько идеологической. История развития государства и права не знает примера таких государств, которые бы «выросли» из патриархальной семьи. Авторы теологической теории рассматривали процесс происхождения государства и права как результат Божьей воли и человеческих усилий. Данная теория, в основном, применялась церковью для проведения идеологической работы. К сожалению, привести примеров государств, сформированных на основании теологической теории, не представляется возможным, однако стоит отметить, что данная теория оказала значительное влияние на миропонимание населения В соответствии с договорной теорией происхождения государства и права государство является результатом договоренности населения о необходимости управления. Догосударственное образование общества, по теории общественного договора, склонно к тому, что в нем не существует никаких ограничений прав. Договорная теория является основой правовых систем многих стран в современном мире. Основы договорной теории, которая дала жизнь естественным правам человека (жизнь, свободу, частную собственность и т.д.), нашли свое отражение и в Конституции Российской Федерации.

2. Анализ особенностей процессов возникновения государства в России и за рубежом

2.1 Особенности генезиса развития государства в политической системе