Файл: Теории происхождения государства (Историографические и теоретические основы возникновения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При рассмотрении роли и месте государства в политической системе общества особое внимание необходимо уделять тому, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества является наиболее массовой и всеобъемлющей организацией. В его состав входят совершенно разные слои населения [11, с.37].

Если обратиться к различным конституциям, то можно отметить, что государство позиционирует себя, как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Данное стремление было впервые представлено в Конституции СССР 1977г. и в последующих конституциях, включая современную.

Если обратиться к ситуации, которая сложилась в других странах по данному опросу, то можно отметить, что она аналогична. В качестве примера можно привести Конституцию США.

Вышесказанное не говорит о том, что государство в качестве ограничения социальной базы использует лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. В действительности, все совершенно иначе, ведь государство стремится к расширению социальной базы, которая способствует его стабильности. На самом деле, каждое существующее государство нацелено на то, чтобы его социальная основа, заложенная конституцией, была реализована в реальной жизни. Для того чтобы в полной мере реализовать свои функции государству необходимо, чтобы у него было как можно больше убежденных сторонников его внутренней и внешней политики [13, с.100].

Важной ролью государства в политической системе общества можно также указать то, что он обладает огромным запасом материальных и финансовых ресурсов. Возможны ситуации, когда государство выступает в качестве монопольного собственника основных средств и орудий производства. В качестве примера можно привести социалистические страны, а именно Советский Союз.

В частности, в СССР государство владело землями, различными банками и различными средствами производства в промышленности, иным имуществом, которые было необходимо для того, чтобы обеспечивать решение поставленных задач.

С учетом практических исследований можно констатировать, что дл нормального функционирования государства необходимо, чтобы государственная форм собственности была хорошо развита. При этом, по мнению некоторых общественных правоведов, в качестве важного условия стабильности общества и политической системы в целом также выступает наличие различных прав собственности, которые взаимодействуют на равных правах. Государство в данном случае не должно оказывать влияние на прочие составляющие общественной системы.


Если сравнивать государство с иными политическими институтами общества, то можно сказать, то в качестве основного различие можно указать наличие наивысшей политический власти в обществе. Его властная сила признана универсальной, так как она:

- распространяется на все население и общественные партии данной страны;

- держится на определенных прерогативах, среди которых выделяется законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д [18, с.190].

В действительности, политические партии и массовые общественные организации также имеют право на создание постоянно действующих аппаратов, которые способствуют обеспечению их функционирования. Тем не менее, если сравнивать их с государственным аппаратом, в их состав не входят органы, которые должны охранять существующую правовую систему, в числе которых органы полиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., которые реализуют в интересах всех членов общества.

Помимо этого, в качестве отличительной черты государства также можно указать то, что она имеет в наличии различные юридические средства, которые позволяют управлять многими отраслями экономики и оказывать влияние на все общественные отношения. Имея в наличии определенный арсенал полномочий государственные органы не только могут создавать нормативно-правовые акты, но и обеспечивать их последующую реализацию. Для достижения поставленных целей используются различные способы: воспитание, поощрение и убеждение, осуществление регулярного контроля за тем, чтобы нормы прописаны в законодательных актах, соблюдались в полном объеме.

Хотелось бы сказать, что во многих государствах общественные организации имеют возможности оказывать воздействие, которое изначально им не присуще. Хотя, несомненно, указанные средства воздействия носят в некоторой степени ограниченный характер. Их возникновение связано не с особенностями природы указанных явлений, а по той причине, что именного государство наделило их возможностью издавать законодательные акты.

В качестве наиболее важного отличительного признака государства также можно указать обладание суверенитетом, который также является характерным признаком государственности.

В заключении хотелось бы выделить следующие основные моменты. В первую очередь необходимо понимать, что государство и общественные объединения являются самостоятельными части политической системы. Они имеют внутреннюю самостоятельность и независимость в принятии решений как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Действие различных организационных структур осуществляется на основании законов, которые выступают в качестве правового фундамента государственной и общественной жизни. Нельзя говорить о том, что указанные особенности описывают всю специфику государства как элемента политической системы общества. Но при этом они позволяют понять сущность государства, рассмотреть факторы, которые указывают роль государства в политической системе общества


2.2 Эволюция социального назначения и сущности государства

Социальное государство как самостоятельная область государственного вмешательства в общество берет свое начало в Германии в 70-е годы XIX века, когда был принят целых комплекс законодательных актов в сфере социального регулирования. На этот процесс особое влияние оказали идеи Г. Шмолера, К. Бюхера, Л. Брентано, которые разрабатывали теорию государства всеобщего благоденствия.

Социальное государство вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирующегося гражданского сообщества расширяет свои способности и распространяется на альтернативные негосударственные объединения и группы [22, с.190].

Основной целью социальной политики в структуре социального государства в широком смысле слова является обеспечение условий для более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей.

Социальная политика при условии достаточного развития гражданского общества полисубъектна, т.е. очень много независящих друг от друга субъектов принятия и реализации решений. В тоталитарном обществе единым субъектом общественной политики является правительство, т.е. реализуется патерналистская модель общественной политики, но даже в критериях демократии важным субъектом общественной политики является правительство, в свою очередь реализуется либеральная модель социальной политики

Деятельность государства в социальной области служит механизмом снятия или предупреждения социальной напряженности, которая неизбежно возникает в рыночной экономике. Государство по отношению к социальной политике постоянно исполняет роль стабилизатора, который обеспечивает и выполняет защитные механизмы при помощи иерархии управления. В этом и кроется его основное отличие от частного сектора, который преследует только получение прибыли.

Зачастую социальная политика реализуется через формы социальной работы, масштабные государственные решения, а также специализированных и комплексных социальных программ.

На реализацию задач и целей социальной политики ориентирован механизм ее выполнения, который структурно можно представить следующим образом:

  • государство, которое является субъектом социальной политики, представлено совокупностью всех органов, что ориентированы на урегулирование социальных взаимоотношений;
  • общественно-политические движения и партии, а также иные институты гражданского общества; социальные процессы, которые являются объектом социальной политики, во всем их разнообразии и формах проявления;
  • система нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения между объектами и субъектами социальной политики;
  • предметно-политическая деятельность, которая направлена на решение задач социальной политики на ее различных стадиях, включая оценку эффективности от реализации данных социальных программ.

Основой социального развития государства, является социальная доктрина развития и формирования российского общества. В доктрине сформулированы основные принципы для решения важнейших социальных программ.

Основной мыслью первого принципа является равномерное сочетание либерализма и социальных гарантий. Как показала практика, общество не готово к полностью либеральной позиции государства. Создаются предпосылки для социального кризиса. В противоположном случае снижается экономическая активность. Только в случае равномерного распределения либеральных критерий и государственных гарантий, даже на основе радикальных реформ, возможно удовлетворение социально-значимых потребностей на социальном уровне.

Второй принцип связана с необходимостью повышения трудовой мотивации, как на уровне отдельных групп так и на уровне всех групп в целом.

Ведь основой развития рыночной экономики являются трудовые граждане, которые при нормальных условиях туда способны использовать эффективные методы для развития своей деятельности. Проблема трудовой мотивации присуща для всех нынешних государств, к тому же для высокопроизводительного труда просто необходимо волевое усилие работника. Стимулирование должно происходить именно за счет материальных вознаграждений. Ведь финансовое удовлетворение — это главный способ мотивации для повышение трудоспособности- возможность в полной мере пользоваться социальными услугами, такими как здравоохранение, образование и культура, а не думать о том, где взять деньги на питание.

Третий принцип говорит о том, что центральное место в социальной сфере занимает семья, как основа для стабилизации социальной жизни.

Четвертый принцип нацелен на активацию гражданского общества в союзе с местным самоуправлением. Необходимо поддерживать желание предпринимательства в благотворительных акциях, социальных и гуманитарных программах

Пятый принцип состоит из противоречивых аспектов. С одной стороны появилась необходимость в отказе от централизованной унитарной системы и создании возможности для регионов самостоятельно решать проблемы и нести ответственность за эти решения. С другой ситуации данный вариант может привести к неравенству в уровне жизни различных регионов, что противоречит закону по правам человека.

Шестой принцип базируется на развитии политики и метода в области социальной политики и создании социальной программы действий. При реформировании социальной сферы важно осторожно относиться к любому изменению , так как это касается каждого гражданина страны.


Седьмой принцип относится к тому, что необходимо реализовывать изменения не принося потерь для каждого человека, не завися от гендерной и национально-этической составляющих.

Конечно говоря о реформировании социальной сферы, нельзя не сказать о проблемах, которые присущи каждой сфере нашей жизни при попытке внести в нее какие-либо изменения.

Естественно, говоря о проблемах на первом плане мы видим отсутствие той самой четкой долгосрочной концепции проводимых преобразований.

В обществе нет четко выраженной позиций по реформированию социальной политики, рассчитанной на долгую перспективу.

Социальная политика в России на данный момент находится не в идеальном состоянии. Существует множество проблем практически во всех её направлениях: низкая заработная плата, скромные пенсии, нереализация в полной мере провозглашённых социальных прав, неэффективность применяемых законов, не в полной мере обеспечение доступности и бесплатности здравоохранения и образования. В связи с этими проблемами государству необходимо найти пути их решения и наметить тенденции развития современного социального государства.

Дальнейшие приоритеты и перспективы развития всех областей социальной политики обозначены в федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, но наиболее полно они отражены в Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

Согласно прогнозам, демографическая ситуация в стране может ухудшиться. Численность населения к 2020 году может составить 140 млн. человек, но эту негативную тенденцию можно постепенно преодолеть с помощью мер по улучшению демографической ситуации в стране. Государство ставит цель добиться к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

На трудовом рынке к 2030 году будет наблюдаться тенденция к сокращению численности трудоспособных граждан, вследствие сдвига возрастной структуры в сторону старения. Численность экономически активного населения сократится с 72,6 млн. человек в 2011 году до 66,1 млн. человек в 2030 году. Это может привести к значительной нагрузке на трудоспособное население. В связи с этим будут проводиться специальные меры, направленные на вовлечение граждан пенсионного возраста в трудовую деятельность.

Уровень безработицы по сравнению с 2012 годом – 5,7 %, должен снизиться к 2030 году до 4,4 – 4,7 %. К 2020 году предполагается провести модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию населения к труду и увеличить трудовую мобильность граждан. К 2030 году заработная плата граждан по сравнению с 2012 годом должна вырасти в 2,1 раза. Размер трудовых пенсий за 2012 – 2030 гг. должен повыситься в 4,2 раза.