Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Компетентность и компетенция: понятие и сущность
2 Анализ компетенций современных менеджеров на примере руководителя магазина автотоваров
2.1 Управленческие компетенции руководителя магазина автотоваров
2.2 Общекорпоративные и профессиональные компетенции руководителя магазина автотоваров
2.3 Личностные компетенции руководителя магазина автотоваров
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. В современных условиях вопросу компетенции уделяется большое внимание в связи с изменением концепции учета человеческого фактора в управлении человеческими ресурсами. И на практике профессионалы испытывают острую необходимость обосновать и выделить психологические компоненты профессиональной компетентности и их актуализацию в конкретной профессиональной деятельности, которые являются важным ресурсом для профессионального развития и повышения эффективности.
Объект исследования - компетенции и компетентность современного руководителя, предмет – составляющие компетенции современного руководителя на примере руководителя магазина автотоваров.
Таким образом, цель курсовой работы - провести анализ компетенций современных менеджеров на примере руководителя магазина автотоваров. Для достижения поставленной цели, необходимо решить задачи следующего порядка:
- изучить основные теоретико-методологические аспекты по теме исследования - понятие и сущность понятий компетентность и компетенция,
- рассмотреть понятие профессиональной компетентности, её характеристика и виды с позиции системного подхода,
- провести подробный анализ компетенций современных менеджеров на примере руководителя магазина автотоваров в целом.
Изучением компетентности с различных направлений занимались такие авторы как: Йеннекенс Ж.; Веселков А.Ф., Орехов В.Д.; Роджерс К., Эриксон Э., Зеер Э.Ф.; Маркова А.К., Васильев В.И., Мурашко А.Ф., Исмагилова Ф.С., Деркач А.А., Растянников А.В., Зимняя И.А. А.Л., Журавлев, Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Компетентность и компетенция: понятие и сущность
Все теоретические положения, касающиеся компетентности, изучаются либо в отношении таких понятий, как способности - навыки - компетентность, либо с точки зрения навыков, которые развиваются в навыки и, соответственно, компетентность человека в конкретном виде деятельности. Как в русской, так и в зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению этого явления [10,с.157] .
Таким образом, понятие «компетентность» (латинская компетенция, от соревнования - совместно достигать, достигать, сопоставлять, соответствовать) в словаре интерпретируется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-то», «осведомленность, компетентность», «авторитет полнота» [7,с.39] .
Почти все составители словарей различают категории «компетенция» и «компетенция»
Английское слово «компетенция» означает квалификацию, умение, пригодность и компетентность[3,с.52] .
В различных отраслях психолого-педагогических знаний термин «компетенция» трактуется с разных позиций
В психологии преобладает мнение, что понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки и способы выполнения действий.
Так, Л. М. Митина трактует эту концепцию как «всестороннее знание бизнеса, сути выполняемой работы, сложных взаимоотношений, явлений и процессов, возможных путей и средств достижения поставленных целей».
Л.М. Митина считает, что компетентность является неотъемлемой характеристикой конкурентоспособной личности и, по ее мнению, понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки, а также методы и приемы их реализации в деятельности, общения, развития (саморазвития) личности.
Это определение дало автору возможность представить две подструктуры в структуре компетенции конкурентоспособной личности: деятельность (знания, умения, навыки и методы профессиональной деятельности) и общение (знания, умения, навыки и методы делового общения) [6,с.224] .
В работах А. А. Реана, Я. Л. Коломинский, В. В. Трунаев, уровень компетенции рассматривается как система знаний в отличие от понятия профессионального уровня, понимаемого как степень сформированных навыков.
И рассматривает компетенцию как совокупность знаний, навыков и умений, которые проявляются в личностно значимых действиях по предмету.
Предполагается, что наиболее важную роль в определении компетенции играет ценность деятельности для субъекта.
Для его оценки предполагается сначала измерить ценность занятия, а затем - совокупность внутренних средств, с помощью которых субъект достигает определенного результата в этой деятельности[8,с.127] .
В. М. Шепель в определении компетенции включает знания, навыки, опыт, теоретическую и прикладную готовность к использованию знаний
Компетенция Б. С. Безрукова означает обладание знаниями и умениями, которые позволяют выражать профессионально компетентные суждения, оценки, мнения[7,с.93] .
В. А. Демин дает свое определение компетенции: «компетенция - это уровень личностных навыков, который отражает степень соответствия определенной компетенции и позволяет конструктивно действовать в меняющихся социальных условиях».
Ученый подчеркивает общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности студента с личностно-ориентированным подходом являются личностные потенциалы
Быть компетентным означает способность (способность) мобилизовать знания и опыт, полученные в данной ситуации.
Это приводит к понятию «компетенция», которое происходит от латинского слова Compettere и обозначает квалификацию и пригодность для определенной должности[10,с.157] .
Авторы П. Вайль, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури представляют компетентность как способность интегрировать знания и навыки и использовать их в быстро меняющихся требованиях внешней среды; целостная концепция, в которой можно выделить несколько уровней
Поскольку это исследование включает в себя прояснение понятий «компетентность» и «компетентность», также необходимо выполнить лингвистический анализ последних[12,с.323] .
Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - круг полномочий любого учреждения, лица или круга дел, вопросы, подпадающие под чью-либо юрисдикцию:
- Компетентный (французский) - компетентный, компетентный.
- Компетенты (лат.) - соответствующие, способные.
- Конкурировать-требовать, соответствовать, быть в форме.
- Компетентность (английский) - способность (компетенция)
Определения компетенции схожи и дублируют друг друга, в то время как для «компетенции» нет единого толкования, это понятие интерпретируется как «совокупность полномочий (прав и обязанностей) любого органа или должностного лица, установленных законом[10,с.127]
Можно найти следующее определение «компетентности» как «круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, знаниями, опытом, кругом ведения, областью, в которой должны быть чьи-то проблемы с обслуживанием, явлениями, личными для любого человека, его квалификациями (знания, опыт), и вы можете участвовать в разработке целого ряда решений или решать из-за наличия определенных знаний, навыков [8,с.98] .
Словарь определяет термин «компетенция» как
- Ряд вопросов, о которых кто-то хорошо знает
- круг чьей-то власти, прав
Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова дает следующее определение слова компетенция: Компетентность - (лат. соревновательный) [6,с.227] .
Круг вопросов и явлений, в которых этот человек обладает авторитетом, знаниями, опытом
Техническое задание, область вопросов, которыми кто-то должен управлять, явления
При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они возникают.
Следовательно, компетенция - это сфера отношений, существующих между знанием и действием в человеческой деятельности
Таким образом, общим для всех попыток определить компетенцию является понимание ее как способности индивида справляться с различными задачами, как совокупности знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения конкретной работы.
В этом случае когнитивные и аффективные навыки должны взаимодействовать, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностями[3,с.109] .
Слаженное взаимодействие этого набора конкретных аспектов приводит нас к всестороннему пониманию компетенции, которая проявляется в контексте условий и требований, как внешних, так и внутренних
В современной дидактике под «компетенцией» понимаются также общие способности и готовность человека к работе, основанные на знаниях и опыте, приобретенных в процессе обучения, ориентированных на самостоятельное участие человека в учебно-познавательном процессе, а также нацеленных на его успешное выполнение. включение в рабочую силу[10,с.137] .
Е. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова Профессиональная компетентность относится к совокупности профессиональных знаний и навыков, а также к способам осуществления профессиональной деятельности. Е. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова и В. М. Шепель считают, что профессиональная компетентность является одной из составляющих профессионализма, в структуре которой присутствуют: профессиональный спрос, профессиональная пригодность, профессиональное удовлетворение, профессиональный успех[12,с.225] .
Поскольку понятие компетенции связано с профессиональной деятельностью, понятие «ключевые компетенции» активно используется в педагогической литературе.
В большинстве публикаций «ключевые профессиональные компетенции» рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей.
Ключевыми компетенциями являются те, которыми, во-первых, должен обладать каждый член общества, а во-вторых, их можно применять в самых разных ситуациях.
Таким образом, ключевые компетенции универсальны и применимы в разных ситуациях. Невозможно дать однозначный ответ на вопрос, какие компетенции следует рассматривать как ключевые, этот вопрос подлежит публичному обсуждению[7,с.38] .
Рекомендации Совета Европы по определению пяти групп ключевых компетенций, приобретение которых является основным критерием качества образования, актуальны
Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, ненасильственным образом разрешать конфликты и участвовать в функционировании и совершенствовании демократических институтов.
Компетенции, связанные с жизнью в мультикультурном обществе. Чтобы предотвратить возникновение расизма или ксенофобии и распространение атмосферы нетерпимости, образование должно «вооружить» молодых людей такими межкультурными компетенциями, как понимание различий, уважение друг к другу и способность жить с людьми других людей, культуры, языки и религии
Компетенции, которые определяют способность к общению в устной и письменной форме, которые важны в работе и общественной жизни в той степени, в которой те, кто их не имеет, сталкиваются с изоляцией от общества - эта группа общения включает в себя знание нескольких языков, что становится все более важным[7,с.46] .
Компетентность, связанная с появлением информационного общества. Знание новых технологий, понимание их применения, их сильных и слабых сторон, умение критически относиться к информации и рекламе, распространяемой через медийные каналы.
Компетенции, которые реализуют способность и желание учиться на всю жизнь, как основу для непрерывного обучения в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни[10,с.89] .
Важной задачей современной педагогической теории и практики является овладение ключевыми профессиональными компетенциями.
Анализ существующих и прогнозируемых ключевых компетенций позволяет определить индивидуальные образовательные стратегии, выбрать подходящие технологии обучения и определить механизмы внутренней и внешней оценки как ученика, так и учителя. Образовательный результат этого подхода представляет собой набор ключевых компетенций, которые отражают личностное и профессиональное развитие[10,с.112] .
М. С. Каган считает, что при описании ключевых компетенций важно учитывать пять основных потенциалов, которыми должен обладать человек - когнитивный, моральный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, определяющие направление процесса личностного развития[10,с.68] .
Как показывает анализ определения О. Е. Ломакина, «компетентность» является производным понятием от «компетентности» и, по мнению ученого, обозначает сферу применения знаний, навыков и способностей человека, тогда как «компетентность» является семантически первичная категория и представляет их усвоенный (присваиваемый личному опыту) набор, система определенных знаний «багаж» человека