Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, существует условная шкала оценки каждой компетенции управленца. Рассмотрим модель оценки такой характеристики, как лидерство[1]:

  1. Начальный уровень. Данную оценку может получить руководитель, который проявляет низкую активность в обстоятельствах, когда нужна мобилизация коллектива.

При коммуникациях с подчиненными инертен, не имеет авторитетного мнения. Пытается подавить персонал за счет своего статуса. Привносит в коллектив деструктивность. Имеет тенденцию общаться с подчиненными на повышенных тонах.

  1. Уровень развивающегося управленца. Старается демонстрировать персоналу личный пример, однако в случае неоднозначных ситуаций может уступать неформальному лидеру группы. Предпочитает избегать конфликтов, а не решать их. Не способен преодолевать сопротивление коллектива[1].
  2. Уровень опытного руководителя. Позиционирует себя и воспринимается другими как лидер. Умеет мобилизовать коллектив и решать конфликты. Способен убеждать работников в необходимости выполнения того или иного задания. Предпочитает демократический стиль управления авторитарному[1].
  3. Уровень мастера. По праву считается лидером в команде. Поддерживает в коллективе уверенность даже в критических обстоятельствах. В состоянии нести ответственность за подчиненных. Стимулирует в работниках желание к труду, обучает и развивает подчиненных.
  4. Эксперт. Данная оценка полагается опытному руководителю, который постоянно обучает команд новому и обучается сам. Все действия его коллектива нацелены на развитие, достижение конкретных результатов. Мастерски применяет различные стили управления в нужных ситуациях.

Оценка базируется на наблюдениях за деятельностью руководителя. Нередко подобный мониторинг осуществляется в рамках испытательного срока. Профессиональные компетенции  – это требования конкретной профессии и требования, предъявляемые к руководящей должности.

В данном случае к компетенции руководителя относятся[4]:

- профессиональные знания, навыки;

- ориентация на достижения;

- организация деятельности, контроль;

- мотивирование, развитие сотрудников;

-способность влиять на подчиненных;

-умение организовывать собственную работу.

Эффективный руководитель обязан знать все о направлении деятельности компании, причем иметь об этом полное представление.

Однако немаловажно уметь управлять, ориентируясь на достижения. Руководитель, способный организовать работу, проконтролировать ход ее выполнения, и при этом смотивировать своих подчиненных на результат, не забывая об организации своей деятельности – несомненно, ценен для любой компании, заинтересованной в эффективном руководстве.


Руководитель магазина автотоваров должен знать[2]:

  1. Закон РФ от 7.02.92 № 2300-I "О защите прав потребителей", иные законы; Правила продажи отдельных видов товаров и иные нормативные правовые акты по вопросам осуществления торговой деятельности.
  2. Порядок работы торгового предприятия.
  3. Правила подготовки товаров к продаже.
  4. Стандарты и технические условия на товары, основные их свойства и качественные характеристики.
  5. Методы учета товаров, расчета потребности в них.
  6. Ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров, правила расшифровки артикулов и маркировок товаров.
  7. Гарантийные сроки пользования товарами и правила их обмена.
  8. Шкалы размеров изделий и правила их определения, основные требования стандартов и технических условий, предъявляемые к качеству товаров, тары и их маркировки.
  9. Виды брака и правила бракеража.
  10. Правила обмена товаров.
  11. Прогрессивные формы и методы обслуживания покупателей.
  12. Формы учетных документов и порядок составления отчетности
  13. Действующий порядок ценообразования
  14. Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
  15. Правила внутреннего трудового распорядка.
  16. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты[2].

Таким образом, компетенции руководителя являются важными характеристиками его личности. Каждому субъекту, стремящемуся построить карьеру в административном аппарате любой сферы деятельности, необходимо постоянно обучаться и получать новый опыт с целью развития в себе нужных качеств.

Таблица 1 - Портрет должности управляющего магазином [11,с.66-67].

Функция

Компетенции

Знания

Умения и навыки

Личностные качества*

Управление персоналом

подбор

систем оценки персонала

основ психологии

проводить собеседования

 отбирать наиболее подходящих кандидатов

коммуникабельность

логическое мышление

обучение

техники продаж

•технологии обучения (в том числе наставничество, коучинг)

проводить презентации

•получать обратную связь

лидерские качества

терпение

организованность

планирование

технологии SMART

ставить задачи перед персоналом

расставлять приоритеты

 принимать решения

ответственность

мотивация

 основ психологии

 понимать потребности сотрудников

эмоциональная компетентность

лидерские качества

контроль

 методов контроля

 организовывать проверочные мероприятия

 объективность

Представительство

оформление разрешительной документации

 обязательного пакета разрешительных документов

 работать с документами

ответственность

 внимательность

осуществление представительских функций

в налоговых и статистических органах

техники продаж

 законодательства в части, касающейся работы магазина

 вести переговоры

ответственность

коммуникабельность

 внимательность

работа с покупателями

 основы психологии

 разрешать конфликтные ситуации

 коммуникабельность

Работа с товаром

ведение ассортиментной политики

ассортимента

правил выкладки товара

правил маркировки

 стандартов выкладки и оформления витрин

оформлять витрины

 оформлять заказы

ответственность

логическое мышление

 хорошая память

организация хранения

 порядка приема и хранения товара

проводить инвентаризацию

 работать с документами

ответственность

 внимательность

Работа с информацией

ведение отчетности

 системы отчетности, принятой в компании

работать с документами

работать на регистраторе расчетных операций (РРО)

организованность

ответственность

 внимательность

анализ информации

методов сбора информации

работать с документами

организованность


2.3 Личностные компетенции руководителя магазина автотоваров

Данный вид компетенций может включать в себя любые личностные характеристики, уместные для руководителя.

Основными из них являются новаторство, целенаправленность, упорство, выдержка, общительность, умение работать с информацией, направленность на развитие, конструктивность и т.д. [2].

Можно сказать, что личностные компетенции связаны с потенциалом управленца. Например, пассивные и нерешительные руководители редко имеют успех в своей профессиональной деятельности. Развитие обозначенных личностных качеств позволит субъекту достичь определенных высот в своей карьере.

Личная эффективность, способность к самомотивации и мотивации коллектива. Практика демонстрирует, что наиболее эффективным способом стимулировать работников к более высоким показателям производительности является личный пример руководителя[1].

В данном случае последнему необходимо приобрести навык контроля собственных эмоций, а также быстрого анализа различных профессиональных ситуаций.

Способность находить и развивать таланты в своей организации. Умение привлекать, развивать и удерживать в организации талантливых людей; создавать среду, способствующую обучению персонала и осознанию потенциальными лидерами своих возможностей в той или иной сфере[4].

Деловая проницательность. Способность понимать и использовать экономические, финансовые и производственные данные для точной диагностики сильных и слабых сторон своего бизнеса; определение основных вопросов и разработка новых стратегических направлений и планов.

Стремление к переменам. Постоянный поиск возможностей (и поощрение к этому других) для использования новаторских подходов к решению задач, стоящих перед организацией.

Умение обучать и инструктировать людей. Способность вовремя помочь подчиненным советом, инструкцией и рекомендацией, а также обеспечение обратной связи о результатах их деятельности, что позволяет людям достичь высокой эффективности труда и добиться точной отчетности[2].

Умение общаться и оказывать влияние на людей. Умение четко и кратко выражать свои мысли, чувства и идеи как в индивидуальных, так и в групповых ситуациях; умение пользоваться языковыми средствами и привлекать внимание аудитории.


Умение общаться с представителями различных культур. Умение проявлять понимание и адаптироваться к различным стилям и нормам общения, принятым в разных культурах; способность минимизировать стресс, возникающий при столкновении представителей разных культур, и использовать такие ситуации как благоприятную возможность для дальнейшего роста и развития организации[4].

Энергичность. Обладание физическими и умственными способностями, необходимыми для решения сложных задач, связанных с деятельностью современной организации.

Предприимчивость. Умение сформировать свою точку зрения на основные факторы развития рынка и донести ее до окружающих; активное использование этой информации для определения возможностей своего бизнеса и потребностей клиента и/или для расширения своего бизнеса и выхода на новые рынки сбыта продукции или услуг[1].

Таким образом, во второй главе курсовой работы было определно, что сегодня интенсивно развивающиеся компании отдают предпочтение моделям компетенций, на основании которых составляется портрет должности.

Под компетенциями понимают единство знаний, умений и навыков, профессионального опыта и особенностей поведения сотрудников, позволяющих им успешно выполнять рабочие задания. Компетенции соответствуют деятельности, конкретике ситуации. Описывая компетенции, мы фиксируем требования к профессионализму человека на определенном рабочем месте[2].

Другими словами, это некие стандарты (реальные или желаемые) эффективного профессионального поведения работников компании, тогда как компетенции - это поведенческие характеристики.

Модели компетенций могут быть как общими, для всех сотрудников организации, так и специальными, для различных категорий специалистов.

Руководитель или управляющий магазином, по сути, занимается лишь одним делом - управляет магазином и его сотрудниками. Однако круг ответственности зависит от величины магазина.

Так, директор магазина занимается стратегическими вопросами и руководством людьми, тогда как в небольшой торговой точке он может сам принимать товар, заказывать его, решать хозяйственные задачи и иногда даже работать за прилавком.

Управленческие компетенции руководитель постоянно развивает и совершенствует, день ото дня черпает новую информацию и оттачивает полученные навыки на практике.

Руководитель должен обладать множеством соответствующих характеристик для успешного осуществления своих функций и принятия уместных управленческих решений, которые будут вести к процветанию предприятия. С этой целью существует перечень определенных компетенций, по которым принято оценивать кандидатуру директора.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе написания дано курсовой работы, было определено, что в современных условиях вопросу компетенции уделяется большое внимание в связи с изменением концепции учета человеческого фактора в управлении человеческими ресурсами.

Отметим, что на практике профессионалы испытывают острую необходимость обосновать и выделить психологические компоненты профессиональной компетентности и их актуализацию в конкретной профессиональной деятельности, которые являются важным ресурсом для профессионального развития и повышения эффективности.

Все теоретические положения, касающиеся компетентности, изучаются либо в отношении таких понятий, как способности - навыки - компетентность, либо с точки зрения навыков, которые развиваются в навыки и, соответственно, компетентность человека в конкретном виде деятельности. Как в русской, так и в зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению этого явления. Таким образом, понятие «компетентность» (латинская компетенция, от соревнования - совместно достигать, достигать, сопоставлять, соответствовать) в словаре интерпретируется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-то», «осведомленность, компетентность», «авторитет полнота».

Почти все составители словарей различают категории «компетенция» и «компетенция». Английское слово «компетенция» означает квалификацию, умение, пригодность и компетентность.В различных отраслях психолого-педагогических знаний термин «компетенция» трактуется с разных позиций

В психологии преобладает мнение, что понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки и способы выполнения действий.

Так, Л. М. Митина трактует эту концепцию как «всестороннее знание бизнеса, сути выполняемой работы, сложных взаимоотношений, явлений и процессов, возможных путей и средств достижения поставленных целей».

Л.М. Митина считает, что компетентность является неотъемлемой характеристикой конкурентоспособной личности и, по ее мнению, понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки, а также методы и приемы их реализации в деятельности, общения, развития (саморазвития) личности - это определение дало автору возможность представить две подструктуры в структуре компетенции конкурентоспособной личности в целом.

Так, например, руководитель магазином, по сути, занимается лишь одним делом - управляет магазином и его сотрудниками, однако круг ответственности зависит от величины магазина. Так, директор магазина занимается стратегическими вопросами и руководством людьми, тогда как в небольшой торговой точке он может сам принимать товар, заказывать его, решать хозяйственные задачи и иногда даже работать за прилавком.