Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Компетентность и компетенция: понятие и сущность
2 Анализ компетенций современных менеджеров на примере руководителя магазина автотоваров
2.1 Управленческие компетенции руководителя магазина автотоваров
2.2 Общекорпоративные и профессиональные компетенции руководителя магазина автотоваров
2.3 Личностные компетенции руководителя магазина автотоваров
Так, существует условная шкала оценки каждой компетенции управленца. Рассмотрим модель оценки такой характеристики, как лидерство[1]:
- Начальный уровень. Данную оценку может получить руководитель, который проявляет низкую активность в обстоятельствах, когда нужна мобилизация коллектива.
При коммуникациях с подчиненными инертен, не имеет авторитетного мнения. Пытается подавить персонал за счет своего статуса. Привносит в коллектив деструктивность. Имеет тенденцию общаться с подчиненными на повышенных тонах.
- Уровень развивающегося управленца. Старается демонстрировать персоналу личный пример, однако в случае неоднозначных ситуаций может уступать неформальному лидеру группы. Предпочитает избегать конфликтов, а не решать их. Не способен преодолевать сопротивление коллектива[1].
- Уровень опытного руководителя. Позиционирует себя и воспринимается другими как лидер. Умеет мобилизовать коллектив и решать конфликты. Способен убеждать работников в необходимости выполнения того или иного задания. Предпочитает демократический стиль управления авторитарному[1].
- Уровень мастера. По праву считается лидером в команде. Поддерживает в коллективе уверенность даже в критических обстоятельствах. В состоянии нести ответственность за подчиненных. Стимулирует в работниках желание к труду, обучает и развивает подчиненных.
- Эксперт. Данная оценка полагается опытному руководителю, который постоянно обучает команд новому и обучается сам. Все действия его коллектива нацелены на развитие, достижение конкретных результатов. Мастерски применяет различные стили управления в нужных ситуациях.
Оценка базируется на наблюдениях за деятельностью руководителя. Нередко подобный мониторинг осуществляется в рамках испытательного срока. Профессиональные компетенции – это требования конкретной профессии и требования, предъявляемые к руководящей должности.
В данном случае к компетенции руководителя относятся[4]:
- профессиональные знания, навыки;
- ориентация на достижения;
- организация деятельности, контроль;
- мотивирование, развитие сотрудников;
-способность влиять на подчиненных;
-умение организовывать собственную работу.
Эффективный руководитель обязан знать все о направлении деятельности компании, причем иметь об этом полное представление.
Однако немаловажно уметь управлять, ориентируясь на достижения. Руководитель, способный организовать работу, проконтролировать ход ее выполнения, и при этом смотивировать своих подчиненных на результат, не забывая об организации своей деятельности – несомненно, ценен для любой компании, заинтересованной в эффективном руководстве.
Руководитель магазина автотоваров должен знать[2]:
- Закон РФ от 7.02.92 № 2300-I "О защите прав потребителей", иные законы; Правила продажи отдельных видов товаров и иные нормативные правовые акты по вопросам осуществления торговой деятельности.
- Порядок работы торгового предприятия.
- Правила подготовки товаров к продаже.
- Стандарты и технические условия на товары, основные их свойства и качественные характеристики.
- Методы учета товаров, расчета потребности в них.
- Ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров, правила расшифровки артикулов и маркировок товаров.
- Гарантийные сроки пользования товарами и правила их обмена.
- Шкалы размеров изделий и правила их определения, основные требования стандартов и технических условий, предъявляемые к качеству товаров, тары и их маркировки.
- Виды брака и правила бракеража.
- Правила обмена товаров.
- Прогрессивные формы и методы обслуживания покупателей.
- Формы учетных документов и порядок составления отчетности
- Действующий порядок ценообразования
- Законодательство о труде и охране труда Российской Федерации.
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты[2].
Таким образом, компетенции руководителя являются важными характеристиками его личности. Каждому субъекту, стремящемуся построить карьеру в административном аппарате любой сферы деятельности, необходимо постоянно обучаться и получать новый опыт с целью развития в себе нужных качеств.
Таблица 1 - Портрет должности управляющего магазином [11,с.66-67].
Функция |
Компетенции |
||
Знания |
Умения и навыки |
Личностные качества* |
|
Управление персоналом |
|||
подбор |
систем оценки персонала основ психологии |
проводить собеседования отбирать наиболее подходящих кандидатов |
коммуникабельность логическое мышление |
обучение |
техники продаж •технологии обучения (в том числе наставничество, коучинг) |
проводить презентации •получать обратную связь |
лидерские качества терпение организованность |
планирование |
технологии SMART |
ставить задачи перед персоналом расставлять приоритеты принимать решения |
ответственность |
мотивация |
основ психологии |
понимать потребности сотрудников |
эмоциональная компетентность лидерские качества |
контроль |
методов контроля |
организовывать проверочные мероприятия |
объективность |
Представительство |
|||
оформление разрешительной документации |
обязательного пакета разрешительных документов |
работать с документами |
ответственность внимательность |
осуществление представительских функций в налоговых и статистических органах |
техники продаж законодательства в части, касающейся работы магазина |
вести переговоры |
ответственность коммуникабельность внимательность |
работа с покупателями |
основы психологии |
разрешать конфликтные ситуации |
коммуникабельность |
Работа с товаром |
|||
ведение ассортиментной политики |
ассортимента правил выкладки товара правил маркировки стандартов выкладки и оформления витрин |
оформлять витрины оформлять заказы |
ответственность логическое мышление хорошая память |
организация хранения |
порядка приема и хранения товара |
проводить инвентаризацию работать с документами |
ответственность внимательность |
Работа с информацией |
|||
ведение отчетности |
системы отчетности, принятой в компании |
работать с документами работать на регистраторе расчетных операций (РРО) |
организованность ответственность внимательность |
анализ информации |
методов сбора информации |
работать с документами |
организованность |
2.3 Личностные компетенции руководителя магазина автотоваров
Данный вид компетенций может включать в себя любые личностные характеристики, уместные для руководителя.
Основными из них являются новаторство, целенаправленность, упорство, выдержка, общительность, умение работать с информацией, направленность на развитие, конструктивность и т.д. [2].
Можно сказать, что личностные компетенции связаны с потенциалом управленца. Например, пассивные и нерешительные руководители редко имеют успех в своей профессиональной деятельности. Развитие обозначенных личностных качеств позволит субъекту достичь определенных высот в своей карьере.
Личная эффективность, способность к самомотивации и мотивации коллектива. Практика демонстрирует, что наиболее эффективным способом стимулировать работников к более высоким показателям производительности является личный пример руководителя[1].
В данном случае последнему необходимо приобрести навык контроля собственных эмоций, а также быстрого анализа различных профессиональных ситуаций.
Способность находить и развивать таланты в своей организации. Умение привлекать, развивать и удерживать в организации талантливых людей; создавать среду, способствующую обучению персонала и осознанию потенциальными лидерами своих возможностей в той или иной сфере[4].
Деловая проницательность. Способность понимать и использовать экономические, финансовые и производственные данные для точной диагностики сильных и слабых сторон своего бизнеса; определение основных вопросов и разработка новых стратегических направлений и планов.
Стремление к переменам. Постоянный поиск возможностей (и поощрение к этому других) для использования новаторских подходов к решению задач, стоящих перед организацией.
Умение обучать и инструктировать людей. Способность вовремя помочь подчиненным советом, инструкцией и рекомендацией, а также обеспечение обратной связи о результатах их деятельности, что позволяет людям достичь высокой эффективности труда и добиться точной отчетности[2].
Умение общаться и оказывать влияние на людей. Умение четко и кратко выражать свои мысли, чувства и идеи как в индивидуальных, так и в групповых ситуациях; умение пользоваться языковыми средствами и привлекать внимание аудитории.
Умение общаться с представителями различных культур. Умение проявлять понимание и адаптироваться к различным стилям и нормам общения, принятым в разных культурах; способность минимизировать стресс, возникающий при столкновении представителей разных культур, и использовать такие ситуации как благоприятную возможность для дальнейшего роста и развития организации[4].
Энергичность. Обладание физическими и умственными способностями, необходимыми для решения сложных задач, связанных с деятельностью современной организации.
Предприимчивость. Умение сформировать свою точку зрения на основные факторы развития рынка и донести ее до окружающих; активное использование этой информации для определения возможностей своего бизнеса и потребностей клиента и/или для расширения своего бизнеса и выхода на новые рынки сбыта продукции или услуг[1].
Таким образом, во второй главе курсовой работы было определно, что сегодня интенсивно развивающиеся компании отдают предпочтение моделям компетенций, на основании которых составляется портрет должности.
Под компетенциями понимают единство знаний, умений и навыков, профессионального опыта и особенностей поведения сотрудников, позволяющих им успешно выполнять рабочие задания. Компетенции соответствуют деятельности, конкретике ситуации. Описывая компетенции, мы фиксируем требования к профессионализму человека на определенном рабочем месте[2].
Другими словами, это некие стандарты (реальные или желаемые) эффективного профессионального поведения работников компании, тогда как компетенции - это поведенческие характеристики.
Модели компетенций могут быть как общими, для всех сотрудников организации, так и специальными, для различных категорий специалистов.
Руководитель или управляющий магазином, по сути, занимается лишь одним делом - управляет магазином и его сотрудниками. Однако круг ответственности зависит от величины магазина.
Так, директор магазина занимается стратегическими вопросами и руководством людьми, тогда как в небольшой торговой точке он может сам принимать товар, заказывать его, решать хозяйственные задачи и иногда даже работать за прилавком.
Управленческие компетенции руководитель постоянно развивает и совершенствует, день ото дня черпает новую информацию и оттачивает полученные навыки на практике.
Руководитель должен обладать множеством соответствующих характеристик для успешного осуществления своих функций и принятия уместных управленческих решений, которые будут вести к процветанию предприятия. С этой целью существует перечень определенных компетенций, по которым принято оценивать кандидатуру директора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе написания дано курсовой работы, было определено, что в современных условиях вопросу компетенции уделяется большое внимание в связи с изменением концепции учета человеческого фактора в управлении человеческими ресурсами.
Отметим, что на практике профессионалы испытывают острую необходимость обосновать и выделить психологические компоненты профессиональной компетентности и их актуализацию в конкретной профессиональной деятельности, которые являются важным ресурсом для профессионального развития и повышения эффективности.
Все теоретические положения, касающиеся компетентности, изучаются либо в отношении таких понятий, как способности - навыки - компетентность, либо с точки зрения навыков, которые развиваются в навыки и, соответственно, компетентность человека в конкретном виде деятельности. Как в русской, так и в зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению этого явления. Таким образом, понятие «компетентность» (латинская компетенция, от соревнования - совместно достигать, достигать, сопоставлять, соответствовать) в словаре интерпретируется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-то», «осведомленность, компетентность», «авторитет полнота».
Почти все составители словарей различают категории «компетенция» и «компетенция». Английское слово «компетенция» означает квалификацию, умение, пригодность и компетентность.В различных отраслях психолого-педагогических знаний термин «компетенция» трактуется с разных позиций
В психологии преобладает мнение, что понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки и способы выполнения действий.
Так, Л. М. Митина трактует эту концепцию как «всестороннее знание бизнеса, сути выполняемой работы, сложных взаимоотношений, явлений и процессов, возможных путей и средств достижения поставленных целей».
Л.М. Митина считает, что компетентность является неотъемлемой характеристикой конкурентоспособной личности и, по ее мнению, понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки, а также методы и приемы их реализации в деятельности, общения, развития (саморазвития) личности - это определение дало автору возможность представить две подструктуры в структуре компетенции конкурентоспособной личности в целом.
Так, например, руководитель магазином, по сути, занимается лишь одним делом - управляет магазином и его сотрудниками, однако круг ответственности зависит от величины магазина. Так, директор магазина занимается стратегическими вопросами и руководством людьми, тогда как в небольшой торговой точке он может сам принимать товар, заказывать его, решать хозяйственные задачи и иногда даже работать за прилавком.