Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э. Ф. Зеер выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности[12,с.343]:

- социально-правовая компетенция - знания и умения в области взаимодействия с государственными учреждениями и людьми, а также знание методов профессионального общения и поведения;

- особая компетентность - готовность самостоятельно выполнять конкретные виды деятельности, умение решать типичные профессиональные задачи и оценивать результаты своей работы, умение самостоятельно приобретать новые знания и навыки по специальности;

- личная компетентность - умение продолжать профессиональный рост и профессиональное развитие, а также самореализацию в профессиональной деятельности;

- автокомпетентность - адекватное понимание своих социальных и профессиональных характеристик и знание технологий для преодоления профессиональных разрушений[6,с.217].

Таким образом, в ходе написания первой главы курсовой работы было установлено, что все теоретические положения, касающиеся компетенции, изучаются либо в отношении таких понятий, как способности - навыки - компетентность, либо с точки зрения развития навыков в навыки и, соответственно, компетентность личности в том или ином виде деятельности. Как в русской, так и в зарубежной литературе нет единого подхода к рассмотрению этого явления.

Мы начали анализ обсуждаемой концепции с изучения ее лингвистической интерпретации. Таким образом, понятие «компетентность» (латинская компетенция, от соревнования - совместно достигать, достигать, сопоставлять, соответствовать) в словаре интерпретируется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-то», «осведомленность, компетентность», «авторитет полнота».

Почти все составители словарей различают категории «компетенция» и «компетенция». Описывая понятие профессиональной компетентности, необходимо определить ее основные составляющие, что порождает различные классификации этого явления.

Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой таких классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблем профессиональной компетентности.

Таким образом, проанализировав многочисленные психологические источники, мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфических компетенций, которые определяют успех профессиональной деятельности и являются неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личная компетенция, которая обеспечивает развитие личности и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности.


Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты, как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, умение мотивировать себя, уверенность в себе, оптимизм. Маркова А. К. также называет этот тип компетенции «чрезвычайной профессиональной компетенцией, когда человек готов работать в неожиданно сложных условиях деятельности».

Личная компетенция включает в себя: способность планировать свою работу, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, способность видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и навыки.

Во второй главе курсовой работы мы проанализируем компетенции современных менеджеров на примере руководителя автомобильного магазина

2 Анализ компетенций современных менеджеров на примере руководителя магазина автотоваров

2.1 Управленческие компетенции руководителя магазина автотоваров

Руководитель или управляющий магазином, по сути, занимается лишь одним делом - управляет магазином и его сотрудниками. Однако круг ответственности зависит от величины магазина. Так, директор магазина занимается стратегическими вопросами и руководством людьми, тогда как в небольшой торговой точке он может сам принимать товар, заказывать его, решать хозяйственные задачи и иногда даже работать за прилавком.

Управленческие компетенции руководитель постоянно развивает и совершенствует, день ото дня черпает новую информацию и оттачивает полученные навыки на практике [11,с.67].

Руководитель должен обладать множеством соответствующих характеристик для успешного осуществления своих функций и принятия уместных управленческих решений, которые будут вести к процветанию предприятия. С этой целью существует перечень определенных компетенций, по которым принято оценивать кандидатуру директора[4].


 К данной категории относятся качества руководителя в качестве начальника коллектива. Предполагаются умения нестандартно решать проблемные ситуации, вести за собой коллектив, иметь авторитет и помогать подчиненным решать различные задачи[11,с.21].

Лидерство. Такой руководитель выполняет роль наставника, что, безусловно, сплачивает коллектив, позволяет добиться эффективной выработки каждого отдельного работника. В некотором смысле лидерство также предполагает завоевание доверия персонала, после чего − направление сотрудников в нужное русло производственной деятельности.

Одна из задач лидера – планирование работы с людьми над их личными целями. Постарайтесь показать вашим сотрудникам, что самый лучший способ реализовать их личные цели – быть успешными на своем рабочем месте.

Когда сотрудники развиваются профессионально, проявляют позитивное отношение к работе, то их энтузиазм и воодушевление являются заразительными. Они поддерживают не только вас, но и друг друга[11,с.107].

Сотрудники, которые знают, что они являются частью процесса, испытывают чувство сопричастности к успеху всего магазина. Их участие также позволяет вам использовать их идеи и знание ежедневной работы разных отделов организации.

Стратегическое мышление. Данная характеристика управленца необычайно ценна. Директор должен мыслить масштабно с целью грамотного распределения имеющихся ресурсов и сил для достижения максимального результата. Управленец должен разрабатывать стратегию компании, которой в дальнейшем будет придерживаться весь коллектив и от которой во многом будет зависеть материальное благополучие нанятых работников[2].

Руководитель магазина автотоваров должен быть настоящим лидером, профессиональным управленцем, который будет обладать огромным авторитетом у подчиненных. Грамотный управленец не диктует сотрудникам, что им делать, он доносит важность и значимость тех действий, которые он ждет от них. Сотрудники должны понимать, что и для чего они делают – это значительно повышает эффективность их работы

Руководитель магазина автотоваров[1].:

- Обеспечивает соблюдение обязательных с учетом профиля и специализации деятельности предприятия розничной торговли требований, установленных для предприятия в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.

- Оформляет, получает лицензии, соответствующие разрешения и иные документы (сертификаты соответствия, гигиенические заключения) и представляет их, либо часть информации, содержащейся в этих документах для ознакомления покупателям.


- Доводит до сведения покупателей информацию о товарах и иной информации, способствующей правильному выбору товара покупателем.

-Доводит до покупателей сведения об организационно-правовой форме юридического лица, фирменное наименование (наименование), юридический адрес, режим работы и пр[11,с.132]..

-Обеспечивает наличие оборудования, инвентаря в соответствии с требованиями стандартов необходимых для сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи.

-Обеспечивает наличие и содержание в исправном состоянии средств измерения, своевременное и в установленном порядке проведение их метрологической проверки[2].

-Создает надлежащие условия торгового обслуживания, а также возможность правильного выбора товаров покупателями.

-Организовывает, планирует и координирует деятельность предприятия розничной торговли.

-Управляет текущей деятельность, направленной на доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами.

-Осуществляет контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов[4].

-Анализирует результаты продаж и качества обслуживания покупателей, разрабатывает и проводит мероприятия по повышению качества торгового процесса.

-Ведет переговоры, связанные с поставками, заказами и реализацией товаров.

-Оформляет договоры поставки, купли - продажи, комиссии и т.д.

-Обеспечивает организацию учета товарно-материальных ценностей и представляет отчетность об объемах произведенных продаж директору предприятия (владельцу).

-Принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников торгового предприятия; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

-Руководит работниками предприятия розничной торговли и представляет интересы предприятия, действует от его имени.

2.2 Общекорпоративные и профессиональные компетенции руководителя магазина автотоваров

Предполагаются общие требования компании к своим работникам. Так, управленец должен, как и прочие сотрудники, постоянно развиваться и получать практические знания в рамках своей деятельности.


Директору важно наличие умения находить с подчиненными общий язык для достижения общих корпоративных целей. Также руководитель должен быть нацелен на результат, то есть, его управленческие решения должны приносить пользу и выгоду компании[1].

Корпоративные компетенции - ориентированность на клиента, лидерство, умение принимать ответственные решения, лояльность в организации, умение работать в команде. Только при обладании определенными навыками и умениями сотрудник может приносить пользу своей организации[2].

Именно такая компетенция в корпоративном управлении является составной частью работы абсолютно любой фирмы.

Среди поведенческих индикаторов особую важность имеет ориентация на результат. При постановке амбициозных целей достижение запланированных результатов возможно только в том случае, если у работников присутствуют профессиональные компетенции.

Корпоративного результата можно достичь при энергичности, настойчивости каждого сотрудника, желании достигать запланированного результата[4].

Подчинение своих действий работе на запланированный результат, целенаправленная деятельность, самостоятельная корректировка и контроль действий - все это можно назвать настоящими профессиональными компетенциями

К категории профессиональные компетенции относятся умения субъекта профессионального профиля, конкретные навыки, полученные в рамках обучения и практической деятельности.

Например, подобными компетенциями принято считать организованность, ориентированность на достижение результата, способность к самомотивации и мотивации других, эффективность и т.д.

Предполагается, что профессиональный управленец умеет организовать свою работу, имеет исчерпывающее представление о состоянии предприятия и протекании бизнес-проектов[1].

Технологические и технические. Практика демонстрирует, что грамотный управленец всегда разбирается в технических аспектах производственного процесса.

Он не только быть информированным о тонкостях изготовления продукции, но также быть в состоянии модернизировать производство, совершенствовать его и постепенно облегчать труд подчиненных за счет внедрения новых технологий[2]..

Способность трудиться в команде. Данный навык у управленца, в сочетании с лидерством, позволяет сплотить коллектив, добиться высоких производственных результатов и позитивной рабочей атмосферы.

Подразумевается, что управленец должен быть гибок в своих оценках, знать слабые и сильные стороны подчиненных, анализировать их и распределять кадры в соответствии со своим видением.