Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Теоретико-методологические аспекты по теме исследования).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретико-методологические аспекты по теме исследования
1.1 Компетентность и компетенция: понятие и сущность
2 Анализ компетенций современных менеджеров на примере руководителя магазина автотоваров
2.1 Управленческие компетенции руководителя магазина автотоваров
2.2 Общекорпоративные и профессиональные компетенции руководителя магазина автотоваров
2.3 Личностные компетенции руководителя магазина автотоваров
Тем не менее, термин «компетенция» давно используется в лингвистике и методах преподавания иностранных языков. Он был введен Н. Хомским в 1965 г., точнее, его вернули в концептуальный аппарат лингвистики, поскольку он был обнаружен еще раньше в работах В. Гумбольдта и других лингвистов в связи с изучением проблем порождающей грамматики[12,с.207] .
Сначала этот термин относился к способности, необходимой для выполнения преимущественно лингвистической деятельности на родном языке. Поэтому не случайно, что лингвисты часто говорят о соответствующей компетенции, принадлежащей языковой личности, психологи говорят о компетенции как психологическом новообразовании личности
Термин «языковая личность» широко используется в лингвистической и психолого-педагогической литературе и означает «человек как носитель языка, генерирующий и воспринимающий речь, имеющий« языковую компетенцию », носитель общепринятой языковой нормы, стремящийся ее сохранить. и постоянно влияя на это, проявляя творческие способности » [10,с.157] .
В своей статье «Типы лингвистических и коммуникативных способностей и компетенций» Кабардов М. К. и Арцишевский Е. В. означают «поведение», доминантную форму активности личности, формирование соответствующих навыков, степень владения, например, языком и речью[6,с.27] .
На основании изучения принципов системного представления компетенций и компетенций, а также на основе концепции А. И. Мищенко, можно предложить следующие модели компетенций и компетенций.
Таким образом, становится очевидным, что компетентность подразумевает способность анализировать, планировать и прогнозировать. Сюда также входят элементы теоретического уровня знаний: знание теории актуализации личности, теории развивающего обучения, мотивации и теории выбора учебного контента [3,с.79] .
Достигнув уровня компетенции, учитель поднимается на следующий уровень профессионализма: он способен реализовать его на уровне компетенции. Компетентность в этом случае рассматривается как наделение правом на осуществление своей компетенции[10,с.157] .
В категориях философии такое соотношение понятий, как «компетентность» и «компетентность», выглядит как диалектика категорий возможных и актуальных. Компетенция предполагает фактическое, а компетенция предполагает только возможное в педагогическом действии
Таким образом, понятие «компетентность» (латинская компетенция, от соревнования - совместно достигать, достигать, сопоставлять, соответствовать) в словаре интерпретируется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-то», «осведомленность, компетентность», «авторитет полнота» [7,с.39].
В различных отраслях психолого-педагогических знаний термин «компетенция» трактуется с разных позиций. В психологии преобладает мнение, что понятие «компетентность» включает в себя знания, навыки и способы выполнения действий.
1.2 Компетентность с позиции системного подхода: понятие профессиональной компетентности, её характеристика и виды
Вопрос о типах профессиональной компетентности рассматривал Н. В. Кузьмина, который выделяет один из этих типов как «психологическая компетентность» [3,с.127].
По мнению автора, компетентность представляет собой структурированную систему знаний о личности как личности, личности, субъекта труда и личности, вовлеченных в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющих профессиональные и иные взаимодействия.
Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем[9,с.211]:
- социально-перцептивная компетентность (знания людей, в основе их лежит наблюдение и проницательность);
- социально-психологические (модели поведения, деятельности и взаимоотношений человека, входящие в профессиональную группу);
- аутопсихологические (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);
- коммуникативные (знание различных стратегий и методов эффективного общения);
- психолого-педагогический (знание методов реализации влияния).
Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешную разработку психологических методов управления «человеческим компонентом».
Маркова А. К. выделяет следующие виды профессиональной компетентности[8,с.47-48]:
- особая компетенция - «владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, умение проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие»;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, кооперация, а также «принятые в этой профессии методы профессионального общения, социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности»; [3,с.114].
- личностная компетентность - «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития посредством противодействия профессиональной деформации личности»;
- индивидуальная компетентность - «владение методами самореализации и развития индивидуальности внутри профессии, готовность к профессиональному росту, способность к самосохранению личности, отсутствие приверженности профессиональному старению, умение рационально организовывать свою работу, не перегружая время и усилие, без усталости[7,с.98].
Эти виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в формировании личности профессионала, его индивидуальности.
Каждый тип компетенции включает в себя общие межпрофессиональные компоненты. Таким образом, особой компетенции характеризуются: умение планировать производственные процессы, умение работать с компьютером, с оргтехникой, читать техническую документацию [6,с.287].
Личная компетенция включает в себя: способность планировать свою работу, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, способность видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и навыки.
Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты, как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, умение мотивировать себя, уверенность в себе, оптимизм[3,с.99].
Маркова А. К. также называет этот тип компетенции «чрезвычайной профессиональной компетенцией, когда человек готов работать в неожиданно сложных условиях деятельности».
Деркач А. А., рассматривая структуру профессиональной деятельности профессиональных консультантов службы занятости, выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности[7,с.57]:
-профессиональная и правовая компетенция (знание трудового законодательства и нормативных актов, административных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов для профессионального консультирования и т. д.);
- профессионализирует компетенции (знания о различных профессиях, требования к предмету работы, общая и специальная подготовка, факторы профессионального развития, виды профессиональной деформации личности и т. д.);
социально-перцептивная компетентность (под деятельностью профессиональных консультантов понимается система «человек-человек», система знаний о типах личности, детерминантах поведения и взаимоотношений, восприятии и понимании человека человеком и т. д.);
- коммуникативная компетентность (с учетом того, что деятельность профессиональных консультантов осуществляется в процессе общения, необходимо знание содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения) [6,с.218].
По мнению Деркача А. А. Психологическая компетентность играет особую роль в структуре профессиональной компетентности, если деятельность принадлежит к классам «человек-человек», «человек-группа или коллектив» и «человек - большие социальные группы» (согласно классификации Е.А. Климова). Более того, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческим компонентом» управляемых систем.
Значительное внимание было уделено развитию и изучению различных видов компетенций, и Бодалев А.А. Автор выделяет три основные группы профессиональных компетенций[9,с.48]:
- компетентность в профессиональной деятельности,
- компетентность в профессиональном общении
- компетентность в реализации личности профессионала »и виды профессиональной компетентности в каждой из групп.
Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды: специальные (знание бизнеса); технологическая; тема; профеологический (осведомленность в мире профессий); правовой; экономический и т. д. [3,с.113].
Компетентность в профессиональном общении и ее виды: коммуникативные, креативные (умение сотрудничать); социально-перцептивный (способность воспринимать другого человека); дифференциальный психологический; диагностика (умение учиться у другого человека); этический; эмпатии; межкультурный, социокультурный (толерантность к другим культурам); конфликт и т. д. [6,с.177].
Компетентность в развитии личности специалиста и его типы: психологические (умение учиться у другого человека); индивидуальный, аутопсихологический (умение учиться самостоятельно); культурные (способность усваивать культурные нормы, принятые в этом обществе в качестве стандартов для развития своей личности); рефлексивный и т. д.
Таким образом, обзор системных характеристик компетенции показывает, что она содержит различные взаимосвязанные компоненты. Основным компонентом профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя[12,с.341]:
- социально-перцептивная компетентность,
- социально-психологический,
- аутопсихологический,
- общение,
- психолого-педагогическая компетентность.
Бодалев А. А. утверждает, что каждая из этих компетенций включает в себя ряд определенных свойств и навыков личности.
Растянников А.В., изучая компетенции в совместном творчестве, выделил два типа компетенций в его составе: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально-психологическая компетентность. Где социально-психологическая компетентность - это «способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» [3,с.121].
Социально-психологическая компетентность автора включает в себя такие характеристики, как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные характеристики и эмоциональные состояния других людей, выбирать подходящие способы лечения людей и применять эти методы в процессе взаимодействия[6,с.327].
На основании сформулированных в отечественной психологии высказываний таких авторов как: Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, А. К. Маркова, выделяются следующие виды компетенций:
- «компетенции, связанные с самим собой как с личностью, как с субъектом жизнедеятельности»
- компетенции, связанные с взаимодействием человека с другими людьми
- компетенции, связанные с деятельностью человека, проявляющиеся во всех ее видах и формах.
Таким образом, каждая группа компетенций включает в себя типы, тем самым формируя 10 основных компетенций[9,с.188]:
1. компетентность в сбережении здоровья: знание и соблюдение стандартов здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;
2. компетенция ценностно-смысловой направленности в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;
3. интеграция компетенций: структурирование знаний, расширение знаний;
4. компетенция гражданства: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
5. компетентность в самосовершенствовании, саморазвитии, саморегуляции, личностной и предметной рефлексии, смысле жизни, профессиональном развитии; [3,с.127]
6. компетенции социального взаимодействия;
7. компетентность в общении;
8. компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность;
9. компетенция деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность;
10. Информационные технологии: получение, обработка и выдача информации[10,с.138].
Первые пять основных компетенций являются частью компетенции, относящейся к человеку как к личности, предмету деятельности, общению. Шестая и седьмая компетенции являются частью компетенций, связанных с социальным взаимодействием человека и социальной сферой. А компетенции с восьмого по десятый формируют компетенцию, связанную с деятельностью человека.