Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Теоретические аспекты понятия налоговая система РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговое планирование представляет выгоду, и предприятию, и государству. Хозяйствующему субъекту оно выгодно, потому что позволяет укрепить его платежеспособность. Верное исчисление и своевременная уплата налогов, правильное определение базы налогообложения, применение льгот и налоговых вычетов позволяет избежать штрафов и пени.

Совершенствование действующего механизма исчисления и уплаты налогов, стабильность поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней представляют выгоду для государства.

Таким образом, главная цель развития налоговой системы РФ в долгосрочном периоде - это формирование эффективной налоговой политики, которая будет стимулировать экономический рост и обеспечивать нужный уровень доходов бюджетной системы, а грамотное распределение налоговой нагрузки на экономику обеспечит благоприятные условия для развития экономики и формирование устойчивой бюджетной системы.

1.2 Принципы построения налоговой системы

Принципы налоговой системы РФ можно представить в виде следующих основных правил, характерных для построения любой налоговой системы.

К ним можно отнести, в частности, следующие:

обязательность;

определенность;

справедливость;

рациональность;

денежная оценка;

гибкость;

стабильность;

однократность.

Обязательность предполагает обязанность уплачивать налоги для всех налогоплательщиков.

Определенность характеризует установление определенных и ясных правил исчисления и уплаты налогов. Справедливость означает недопущение дискриминации отдельных налогоплательщиков, находящихся в сходных экономических условиях, и установление единства подходов к ним по вопросам налогообложения.

Рациональность должна обеспечивать минимизацию затрат на сбор налогов, чтобы издержки фискальной функции налогообложения не превышали объем налоговых поступлений. Денежная оценка предполагает исчисление и уплату налогов в национальной валюте страны.

Гибкость должна гарантировать чуткое реагирование государства на эффекты от налогообложения и обеспечивать способность адаптировать налоговую систему в зависимости от изменяющихся условий.

В то же время модификация налоговой системы не должна происходить часто или допускать резкие изменения, т. е. должна сохраняться стабильность налоговой системы. Однократность налогообложения предполагает недопустимость повторного взимания налогов с одного и того же объекта за определенный период времени.


Методы налоговой системы предполагают установление конкретных механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение заложенных принципов системы налогообложения, а также выполнение возложенных на нее функций. Так, к методу налоговой системы можно отнести налоговый контроль, который способствует не только реализации фискальной функции налоговой системы, но и достижению принципа обязательности в налогообложении.

1.3 Использование налоговой политики как инструмента стабилизации экономики

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности).

Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

- Финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

- Финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

- Обеспечивает свою оборону и безопасность;

- Содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

- Предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.

Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого, строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.


Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.[3]

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.


Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Текущий этап становления экономики России связан с активным процессом поиска институциональных механизмов, способствующих повышению эффективности производства на промышленных предприятиях. Важнейшим институциональным механизмом для уровня предприятия является система налогообложения. Очень важно оптимизировать построение налоговой политики, влияющей на развитие предприятия.

2. Анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации

2.1 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ

В современном мире налоговые поступления являются главными отчислениями и формируют основную часть доходов бюджетов разных уровней, они также являются важным источником денежных средств любого государства. Уплата налогов влияет на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первостепенной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления налогов и платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации. Цель нашего исследования проанализировать динамику налоговых поступлений в бюджет РФ за последние пять лет. Основная задача исследования – выявить динамику налоговых поступлений в бюджет РФ.

Налог - это непременный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком налога в соответствии с законодательными актами.

Государство без налогов не может существовать, потому что именно они непосредственно являются главным методом мобилизации доходов в условиях верховенства частной собственности и рыночных отношений. Налоговые доходы формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства. Они становятся собственностью государства и используются, например, для военно-политических и социально-экономических мероприятий.


Для налоговой системы Российской Федерации характерно:

1.Высокий уровень налогового бремени, возложенный на фирмы. Претензии налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени — глобальная проблема. Размер налога — понятие относительно условное. К примеру, одна и та же сумма для кого-то может быть абсолютно малозначительна, а кого-то может сильно разорить. В случае если продукцию, стоимость на которую включает налоги, приобретают и у предприятия ещё остаются средства на приличную зарплату персоналу и инвестирование в становлении, то уровень налогообложения для предприятия считается приемлемым.

2. Законодательная и нормативная основа налоговой системы довольно действительно сложна и непонятна.

Вступление налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, покупок книг и продаж при исчислении НДС, а ещё с подменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате сотрудников в налоговые органы и ещё в мотивированные внебюджетные фонды. Эти заключения были ориентированы на облегчения налогового администрирования государственными органами, но они усложнили деятельность работодателей по осуществлению свих налоговых обязанностей.

Не менее важным принципом в налогообложении является определенность, то есть порядок налогообложения устанавливается заранее и конечно же размеры налога и сроки уплаты известны заранее.

Налоговая служба ведет контроль за тем чтобы люди в срок и беспрекословно в полном размере уплачивали налоги. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных. В таблице 1 указаны показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за 2014-2018 года.

Таблица 1 - Поступления по уровням бюджета за 2014-2018 г., млрд.руб.[4]

Вид бюджета

2014

2015

2016

2017

2018

Консолидированный

бюджет

12670,2

13788,3

14482,9

17197,1

17 566,3

Федеральный бюджет

6 214,6

6880,5

6929,1

7 541,6

9 792,2

Консолидированные

бюджеты субъектов РФ

8743

6907,8

7553,7

8179,11

7 774,1