Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Теоретические аспекты понятия налоговая система РФ).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты понятия налоговая система РФ
1.1 Понятие налоговая система РФ и ее роль в экономике
1.2 Принципы построения налоговой системы
1.3 Использование налоговой политики как инструмента стабилизации экономики
2. Анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации
2.1 Анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ
По результатам таблицы 1 можно сделать выводы, что:
1. Консолидирование бюджета повышалось с каждым годом, темп роста в 2014 г. равен 111,9%; в 2015 г.- 108,8%; в 2016 г. – 105%; в 2017 г.-100,9%, в 2018 г.- 122,9%.
2. Из года в год федеральный бюджет увеличивался.
3.Консолидированные бюджеты субъектов РФ: в 2015 г. бюджет меньше по сравнению с 2014 г. на 1835,2, в 2016 г. бюджет возрос на 645,9, в 2017г. увеличился на 625,41, в 2018 г. бюджет уменьшился на 405,01.
Более подробно мы рассмотрим поступления по основным видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 гг. в таблице 2.
По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления пο видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику.
По налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 г. происходит аугментация на 322,6, а в 2016 г. произошло сокращение налоговых поступлений на 297,4, сокращение имеет возможность быть связано с изменением объема добываемых полезных ископаемых, понижением денежных единиц, в 2017-2018 гг. идет приумножение налоговой ставки на 217.
Таблица 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. руб.[5]
Вид налогов |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Налог на прибыль |
2372,8 |
2598,8 |
2770,2 |
2850,6 |
4954,4 |
НДПИ |
2904,2 |
3226,8 |
2929,4 |
3295 |
3512 |
НДФЛ |
2688,7 |
2806,5 |
3017,3 |
2530,5 |
2976,4 |
НДС |
3711,9 |
2448,3 |
2657,4 |
2607,9 |
2847,6 |
Акцизы |
664,9 |
1014,4 |
1293,9 |
1259 |
1262,2 |
Имущественные налоги |
955,1 |
1068,4 |
1116,9 |
1034,6 |
1181,5 |
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2014 — 2018 г., млрд. руб.
Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы, а в 2017 г. идет сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. снова налог увеличивается на 445,9.
На прирост налога на прибыль за 2014-2018 гг. имели возможность воздействовать такие факторы, как наращивание экспортной выручки, или за счёт положительных курсовых разниц. В 2015 г. приращение на 226, в 2016г.- 171,4, в 2017 г.- 80,4, в 2018 г. – 2103,8.
Налог на добавленную стоимость: 2015 г.- сократился на 1263,6; 2016 г.- возрос на 209,1; 2017 г.- снизился на 49,5; 2018 г.- увеличился на 239,7. Налог повышается за счёт увеличения объемов реализации товаров, работ, услуг.
С 2014-2016 гг. идет прирост поступления от акцизов. В 2015 г- 349,5, в 2016 г.- 279,5. В 2017 г. поступление от акцизов уменьшилось на 34,9, а в 2018 г. снова увеличение на 3,2 за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты.
Для более лучшего представления по поступлению налоговых платежей в Федеральный бюджет мы рассмотрим таблицу 3 – структуру налоговых платежей.
Таблица 3 - Структура налоговых платежей[6]
Виды налогов |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||||
Млрд.р |
Уд.вес |
Млрд. р. |
Уд. вес |
Млрд.р. |
Уд. вес |
Млрд.р. |
Уд. вес |
Млрд.р. |
Уд. вес |
|
Всего поступило в Федеральный бюджет |
6214,6 |
100 |
6880,5 |
100 |
6929,1 |
100 |
7058,6 |
100 |
7731 |
100 |
Из них: |
||||||||||
Налог на прибыль |
411,3 |
6,6 |
491,4 |
7,1 |
491 |
7,1 |
510,2 |
7,2 |
808,2 |
10 |
НДС |
2181,4 |
35,1 |
2448,3 |
35,6 |
2657,4 |
38,4 |
2668,6 |
38 |
2965 |
38 |
Акцизы |
520,8 |
8,4 |
527,9 |
7,7 |
632,2 |
9,1 |
631 |
8,9 |
643 |
8,3 |
НДПИ |
2858 |
46 |
3160 |
45,9 |
2863,5 |
41,3 |
2944,1 |
42 |
2994 |
39 |
Остальные налоги и сборы |
243,1 |
3,9 |
252,8 |
3,7 |
285,1 |
4,1 |
414,6 |
5,8 |
484,6 |
6,2 |
Представленные данные таблицы 3 непосредственно отображают структуру поступлений
налогов в федеральный бюджет в динамике 2014-2018 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9; 2015-2016 гг.- 48,6; 2016-2017 гг.-129,5;2017-2018 гг.-672,4.
Значительное повышение налоговых поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд.р. 2014-2015 гг.- рост налогов на прибыль составил 80,1, незначительное уменьшение было в 2016 г на 0,4, в 2017 г налог увеличился на 19,2, а в 2018 г -298.
Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 - 2018 года, можно заметить — поступления в бюджет повысились.
Произведя анализ по данным таблицы 3 можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что было в некоторых случая понижение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений показала увеличение поступлений. Сравнивая, 2014-2018 года прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.
Таким образом, из представленного выше анализа видно, собственно, что параллельно с подъемом поступлений в бюджет Российской Федерации, по видам налогов, возрастает и задолженность по ним.
Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего тем, что ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Кроме всего вышесказанного, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц воздействует растущий уровень налоговой нагрузки.
Налоговая задοлженность οтрицательно воздействует на экономику государства, потому собственно, что не в абсолютной мере οбеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и обуславливает государство в вοзмοжности выполнения сοциальных прοграмм.
Своевременный и строгий контроль сο стοрοны налοгοвых структур за деятельностью налοгοплательщиков даст вοзмοжность снизить недоимки бюджета. Также особое внимание должно уделяться проведению подходящих принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.
Вывод: проведение анализа налоговых поступлений - неотделимая доля налоговой политики государства. Не обращая внимание на это, для построения максимально четких прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по каждому виду налогов. Качественно проведенная аналитическая работа непосредственно дает возможность для извлечения самой большой выгоды из налоговых поступлений.
2.2 Проблемы и перспективы развития налоговой системы
Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.
Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание президента страны.
Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ.
Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса.
Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.
В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
- Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.
- Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.
- Совершенствование применения имущественных налоговых вычетов по НДФЛ.
Чтобы налоговая система в РФ была более эффективной, следует её усовершенствовать:
1. Предоставить финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Наделить Правительство РФ аналогичными правами;
3. Дополнить первую и вторую части НК РФ специальным налоговым режимом для налогообложения организаций, которые осуществляют инновационную деятельность в сфере высоких технологий. В нем предусмотреть полное освобождение от налогов данных организаций.
Приоритетным направлением для Минфина РФ станет дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение нужного объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.
Значительным резервом повышения эффективности налогового контроля является устранение пробелов и неточностей, выявляемых правоприменительной практикой, в законодательном порядке, вплоть до подготовки в среднесрочной перспективе новой редакции соответствующих глав Налогового кодекса. Для подготовки соответствующих законодательных положений необходимо использование практики, накопленной арбитражными судами, а также зарубежного опыта.
Приоритетом деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и сборов. Налоговый контроль призван способствовать созданию рациональной системы налогообложения и достижению такого уровня исполнения налоговой дисциплины, при которой минимизируются нарушения законодательства о налогах и сборах.