Файл: Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации (Теоретические аспекты понятия налоговая система РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы.

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.

Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие.

Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста.

Одной из форм государственного управления является налоговая система, предназначенная для формирования бюджета страны и реализации технической, экономической и социальной политики государства. Роль государственного управления заключается в достижении устойчивого динамического развития экономики страны, повышение её конкурентоспособности, улучшение макроэкономических показателей и, в конечном итоге, повышение уровня жизни населения.

Источником налогов, как правило, являются доходы физических и юридических лиц, участвующих в производственной и других видах деятельности. В России до 40% бюджета формируется за счет налогов на нефтяной комплекс. По влиянию на экономику, её конкурентоспособность, нефтяные налоги сопоставимы с курсовой стоимостью национальной валюты, так как определяют стоимость нефтепродуктов и затрагивают практически все отрасли народного хозяйства.

Выбор проводимой правительством налоговой политики обусловлен целями, стоящими перед экономикой страны на каждом этапе её развития. На современном этапе цель экономической политики заключается в построении высокоразвитой самодостаточной экономики, представленной всеми отраслями, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности страны. Только так можно создать миллионы новых рабочих мест, остановить отъезд из страны квалифицированных специалистов и обеспечить устойчивое развитие экономики.

Назначение налоговой системы — максимальное наполнение бюджета страны, однако способы реализации этой цели могут быть различными.

Налоговая система играет значимую роль в экономическом развитии государства. От её состояния в первую очередь зависит состояние экономики страны. Именно экономика сочетает в себе основные факторы налоговых систем, присущих, как правило, исключительно развитым странам.


Практическая ценность работы состоит в том, что анализ современной налоговой системы Российской Федерации и разработанные рекомендации по совершенствованию ее наиболее принципиальных положений дают картину современного состояния налогообложения в нашей стране, а также возможный путь решения возникших проблем и нерешенных вопросов.

Объектом исследования является налоговая политика.

Предмет исследования анализ налоговой системы.

Целью исследования является изучение налоговой системы РФ как фактора экономической стабилизации.

Из данной цели вытекают следующие задачи, предстоящие рассмотреть:

  1. Изучить теоретические аспекты понятия налоговая система РФ, понятие налоговая система РФ и ее роль в экономике, принципы построения налоговой системы, использование налоговой политики как инструмента стабилизации экономики;
  2. Провести анализ современного состояния налоговой системы в Российской Федерации, анализ динамики налоговых поступлений в бюджет РФ;
  3. Изучить проблемы и перспективы развития налоговой системы

Информационной базой исследования послужили труды отечественных ученых, учебная литература.

1. Теоретические аспекты понятия налоговая система РФ

1.1 Понятие налоговая система РФ и ее роль в экономике

Налоговая система Российской Федерации - это комплекс налогов, сборов и других налоговых платежей, вводимых федеральным законодательством РФ, а также нормативно-правовыми актами регионов и органов местного самоуправления.

Понятие налоговой системы заключает в себе также совокупность взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

В существующих сегодня экономических системах роль налогов значительно велика.  Они являются основным каналом доходной части бюджета, и, кроме этого, включены во все звенья финансовой системы. Налоги формируют и являются промежуточным звеном в финансовых отношениях государства с юридическими и физическими лицами.

От продуманности и адекватности налоговой системы современным экономическим условиям, принципам национальной экономики; зависит эффективность деятельности главных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно: в российских условиях налоговая политика стала важнейшими объектом и направлением рыночных реформ.


В настоящих условиях рыночной экономики значимость налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство.

Налоговая политика - это совокупность принятых управленческих решений и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами управления в области налогообложения, с учетом интересов и целей государства на определенном историческом этапе его развития.[1]

Налоговая политика относится к сфере государственного управления, в которой, объективно существует конфликт частных и государственных интересов, в виду «вторжения» в частную собственность с целью изъятия и дальнейшего перераспределения ее части.

На сегодняшний день налоговая политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий в налоговой сфере, которые направлены на достижение обеспечения ресурсами выполнения общегосударственных задач. Она содержит стратегические и тактические цели.

Налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, так как оказывает весомое влияние на экономику.

При этом налоговую стратегию государства можно определить, как совокупность ключевых целей и основных способов их достижения на перспективу, а налоговая тактика государства, в свою очередь, позволяет своевременно решать конкретные текущие задачи и детализирует стратегию. От налоговой стратегии тактика отличается гибкостью, оперативностью, незамедлительной реакцией на изменения, происходящие в стране и во всем мире.

Отсюда следует, что с помощью налоговой политики, государство:

-проводит протекционистские или ограничивающие меры по отношению к отдельным сферам деятельности, регионам, отраслям;

- осуществляет антиинфляционные меры;

- противодействует сговорам монополий;

-способствует повышению устойчивости и эффективности деятельности предприятий, по средствам совершенствования законодательной базы в сфере налогообложения.

Как показывают сегодняшние реалии, очень серьезной проблемой России является общая неопределенность налоговой политики, что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные правовые акты в этой сфере. Таким образом, количество изменений в Налоговом Кодексе РФ за год в среднем составляет от 20 до 40. Данные поправки не могут не отразиться на состоянии предпринимательской деятельности, являющейся одним из основных направлений, которое обеспечивает поступательный характер налоговых доходов бюджета Российской Федерации.


Сущность налоговой политики на государственном уровне достаточно изучена. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях до сих пор остается открытым. В целом разделение налоговой политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым это разделение будет производиться.

Наиболее целесообразным и верным представляется выделения следующих признаков:

- основная цель;

- субъект налоговой политики;

- объект налоговой политики.

Прогрессивная западная наука уже давно использует налоги в качестве инструмента регулирования целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы.

Формирование оптимальной модели налоговой политики – главная и первостепенная задача любого государства с развитой и развивающейся экономикой.

Практика определения эффективности налоговой политики с точки зрения оценки «затраты - результаты» имеет и положительные, и отрицательные последствия. Из положительных следует выделить:

- сокращение общего количества налогов;

- упрощение процедуры налоговой отчетности;

- уменьшение количества отчетных форм.

В сфере современного российского налогообложения в последние годы принят комплекс мер, предполагающих планомерное снижение налоговых ставок, а также отмену неэффективных налогов.

Одновременно вносились изменения, направленные на усиление налогового контроля.

Происходящим изменениям в экономической литературе дается разная оценка. Одни считают принудительное перераспределение финансовых ресурсов и, как следствие, говорят о дальнейшем снижении уровня налогообложения. Другие рассуждают о целесообразности аккумулирования финансов в руках государства с целью их дальнейшего использования для направленного воздействия путем выделения из бюджета кредитов, дотаций, субсидий.[2]

Кроме этого, органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы. Все это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку на сельхоз товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствует развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства.

Если бы в Российской Федерации отсутствовала теневая экономика, даже теоретические показатели налоговой нагрузки 5 % ВВП были бы гораздо больше. Главная задача - делать так, чтобы теневой экономики было как можно меньше, и тогда при более низком уровне налогов тот же объем поступлений можно неплохо получать.


По последним данным в начале 2018 года после обсуждения корректировок основных подходов к корректировке налоговой системы, Минфин представит конкретные предложения по ее совершенствовании. Нам остается ждать нововведений и планировать налоговую политику предприятия в соответствии с ними, ведь именно налоговое планирование позволяет повысить эффективность функционирования как государства, так и экономических субъектов.

Налоговое планирование организации можно представить, как обслуживающий процесс, так как оно позволяет решать внутренние задачи с учетом заинтересованности собственников, приводит к росту эффективности деятельности предприятия, хотя и является специфическим управленческим процессом. Налоговое планирование хозяйствующего субъекта способствует оптимизации функций как бизнес-, так и обслуживающих процессов. Эффективность этих процессов повышается путем решения задач налогового планирования в рамках процессного подхода.

Оптимизация налогообложения предприятия зависит от сферы деятельности и размеров самого предприятия.

Регулярная корректировка решений, применение мер по достижению намеченных показателей, непрерывный контроль и мониторинг происходящих изменений - единый процесс налогового прогнозирования и планирования.

Налоговое планирование - процесс разработки системы налоговых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению правильного и своевременного исчисления и уплаты налогов и повышению эффективности деятельности с точки зрения налоговых платежей

Налоговое планирование на макро- и микроуровне - составная часть налогового процесса, представляющая собой деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и налогоплательщиков по определению на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих уплате конкретным хозяйствующим субъектом.

Налоговое планирование имеет комплексный характер и неразрывно связано с финансами предприятия, бухгалтерским учетом, маркетингом, снабжением и кадровой политикой. Оно является одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности организации. Поэтому необходимо вывести налоговое планирование на предприятии на более высокий уровень.

Налоговое планирование создает предприятию ряд преимуществ для ведения бизнеса. Таких как: возможность анализа и использование будущих благоприятных условий, решение возникающих проблем, подготовка к изменениям во внешней среде, более рациональное распределение ресурсов, стимулирование участников налогового планирования к реализации своих решений в дальнейшей работе, повышению их образовательной подготовки, а также повышение финансовой устойчивости и значимости предприятия.