Файл: Понятие и признаки государства (Определения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Один из мыслителей древней Греции Аристотель (384-322 гг. до н. э.) делал попытку определить категорию "государство". Государство - это союз людей, которые живут на одной территории, это является общением людей ради как можно лучшего существования.

Французский мыслитель XVI ст. Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семьями"[20].

Известный английский философ XVI в. Томас Гоббс (1588-1679) утверждал, что для господства спокойствия необходимо примирить человеческие страсти, которые никогда не утоляются. Вот это и должно выполнить государство. В его понимании "государство" - это единственное лицо, волю которого в результате договора многих людей считают волей всех.

По-разному трактовали понятие государства в более позднее время. В немецкой литературе государство определяли: как организацию общей народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью[21]; как союз свободных людей на определенной территории под руководством общей верховной власти, которая существует для пользования правовым состоянием, как естественно основанную организацию властвования, которая предназначена для охраны установленного правопорядка[22].

Сегодня в политико-правовой литературе можно найти многообразие понятий государства. Неоднозначность понимания государства, понятия, идеи развития, роль и назначение его обусловлена, в первую очередь, сложностью этого явления уровнем развития общества, отличным мировосприятием, сознанием общественности.

1.3. Определения государства

Обратимся к традиционным определениям государства.

Государство является особенной организацией политической власти, которая существует в социально-неоднородном обществе и обеспечивает его единство, целостность и безопасность и осуществляет управление общественными делами на основе права с помощью специального механизма.

Государство - это особенная политико-территориальная организация, которая владеет суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и способна предоставлять своим велениям общеобязательную силу для всего населения страны, которая создается для руководства обществом и выполнение общественных дел.

Государство - это суверенная, политико-территориальная организация общества, которая наделена властью, осуществляемой государственным аппаратом на основе юридических норм и обеспечивающая защиту и согласование общественных, групповых и индивидуальных интересов при необходимости применяя принуждение[23].


Государство - это территориальная, суверенная организация политической власти в неоднородном обществе, что с помощью законов делает свои веления обязательными, обеспечивает их организованным принуждением и владеет монополией на сбор налогов[24].

Сложность государства как социального явления обусловила и многоаспектность определений его понятия. В учебной юридической литературе последних лет "государство" определяют как форму организации политической власти в обществе, которая владеет суверенитетом и осуществляет управление обществом на основе права с помощью специального механизма[25].

Часто так же встречается такая трактовка: "государство - это публично-правовая и суверенная организация власти, которая обеспечивает общие интересы всего населения и выступает в качестве гаранта прав и свобод лица, граждан".

То есть термин "государство" может быть употреблен в двояком понимании: как особенная организация, аппарат публичной власти и как государственно-организационная общность, которая расположена на определенной территории (ко второму можно применить другое название, - "страна"[26].

Определить общее понятие государства, которое бы освещало абсолютно все без исключений признаки и свойства, характерные для каждого из периодов ее существования (прошлого, нынешнего времени, будущего), невозможно. Вместе с тем, каждое государство владеет набором таких универсальных признаков, черт, которые проявляются на всех этапах этого развития и отличают его от других организаций общества.

Глава 2. Основные признаки государства

2.1. Система признаков государства

Государство — это универсальная политическая форма организации общества, которая характеризуется: суверенной властью; политическим и публичным характером; реализацией своих полномочий на определенной территории с помощью деятельности специально созданных органов, предоставлением своим решениям обязательного характера, установлением налогов.

Исходя из проанализированных понятия и сущности государства, а также обобщив имеющиеся взгляды на данный вопрос, можно выделить такие основные его признаки:


1. Государственная власть. Эта власть в то же время публична и политическая: публичная — поскольку управляет делами всего общества и выступает от его имени; политическая — поскольку в лице государственного аппарата она отделена от общества и их интересы не совпадают.

Государственная власть — это способ руководства обществом, при котором является характерной опора на специальный аппарат принуждения[27].

Государство имеет организацию особенной публичной власти - государство:

- это такая публичная власть, которая не сливается обществом, а стоит над ним;

- это система специальных профессиональных органов как единое целое, что выполняют функции, связанные с управлением общественными делами;

- формально внешне представляет все общество[28].

2. Суверенитет. Свойство государственной власти, которая указывает на ее место среди властей, что существуют в обществе (родительская, церковная и т. п.). Суверенитет - это верховенство государственной власти (отсутствие другой, более высокой, власти на территории страны). Суверенитет является политико-юридическим выражением автономии государства (неделимость, неприкосновенность, независимость и единство власти и территории).

Он, как признак государства, имеет внутреннее и внешнее проявление.

Внешний - проявляется в независимости и равноправии государства как субъекта международных отношений, заключается в охране власти и территории государства от любых влияний других государств или сил[29].

Внутренний - выражает верховенство и полноту государственной власти относительно других организаций политической системы, его монопольного права на законотворчество, управление и юрисдикцию[30]. Он заключается в защищенности государственно-правового организма от внутренних насильственных действий. Единство государственной власти значит, что единственным источником власти в государстве является народ, и только народ может определять вопрос об организационных формах и пределах ее осуществления.

3. Территория. Определенная границами часть земного шара, на которую распространяется суверенитет определенного государства и в пределах которой жители становятся гражданами. Территория государства является материальной основой его существования. Территория порождает гражданство - юридическую связь лица с государством, которая выражается в установлении общих прав и обязанностей, основным ее назначением является осуществление властных, управленческих функций в обществе[31].


4. Народонаселение. Государство - это организация власти, субъектом и объектом которой является народ, проживающий на его территории[32]. Принадлежность людей к определенному государству определяется понятием гражданства - юридической связи лица с определенным государством, что порождает их взаимные права и обязанности. Население также может быть связано с государством подданством.

5. Аппарат управления - совокупность лиц, которые являются профессионалами в управлении (правительство, министерства и т. п.).

6. Аппарат принуждения - отряды специально обученных вооруженных людей и принудительные учреждения (вооруженные силы, исправительные учреждения, органы охраны общественного порядка, органы госбезопасности и т. п.), построенный на правовой основе.

7. Издание нормативно-правовых актов. Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т. п.), обязательные для общего выполнения.

8. Налогообложение. Налоги образуют финансовую основу деятельности государства. Налогообложение является монопольным правом государства.

9. Неотъемлемым признаком государства является наличие общеобязательных правил поведения (правовых норм), которые разрабатывает, принимает и охраняет государство. Они определяют сферу отношений, которую охраняет государство, делают государственные решения обязательными на уровне общества и устанавливают возможные меры наказания за нарушение установленных норм[33]. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно управлять обществом, обеспечивать выполнение своих решений.

Характеризуя этот социально-политический институт, можно выделить и другие признаки - атрибуты государства, денежная система и др.

2.2. Место и роль суверенитета в развитии государственности

Суверенитет - это политико-правовая характеристика государственной власти, которая определяет ее политический характер и закрепляется путем принятия конституционного закона.

Различают три понятия суверенитета:

• национальный;

• народный;

• государственный[34].

Содержание государственного суверенитета раскрывается в его четырех компонентах:

- Верховенство власти, то есть ее универсальность, которая характеризует невозможность существования на территории государства больше чем одной государственной власти, а также возможность государства признать незаконными решения любой другой из общественных властей;


- Единство - наличие единственного содержания власти (государственной, политической, публичной) с одновременным распределением власти в соответствии с функциональным назначением органов, что ее осуществляют;

- Независимость - возможность государства самостоятельно разрешать проблемы внутреннего и внешнего характера, основываясь на принципах национальной и международной систем права;

- Неделимость - возможность государства самостоятельно решать вопрос относительно участия в межгосударственных образованиях, определять принципы разделения территории и статус административных единиц.

Следовательно, государственный суверенитет — верховенство, независимость, полнота, всеобщность и исключительность власти государства, которые основываются на принципе права.

Это значит, что простого господства законов и законности уже недостаточно для концепции правового государства. Она неминуемо требует господства только правовых законов и правовой законности. Законы и законность должны не только по форме (названию), но и по содержанию полностью отвечать идее господства права.

Понятия «суверенитет государства» не следует путать с подчиненным ему понятием «суверенные права». Свою конкретизацию внутренний и внешний суверенитет приобретают через систему суверенных прав. Осуществление их отнесено к компетенции отдельных государственных органов или их групп[35].

В рамках собственной территории суверенными правами является, например, право иметь вооруженные силы, собственную денежную единицу, взымать налоги, устанавливать режим деятельности негосударственных организаций и административных единиц, административно-территориальное разделение в целом и др.

Во внешних отношениях осуществляются такие суверенные права, как право заключения международных договоров, участия в работе международных организаций, поддержание дипломатических отношений с иностранными странами, объявление войны и заключение мира и т. п.[36]

В федеральном государстве, созданном снизу путем объединения независимых государств, суверенитет объединяемых, является источником полномочий центральной власти. Эта власть осуществляет сумму добровольно переданных ей объединившимися государствами суверенных прав. Напротив, создание федерации сверху происходит путем передачи определенного количества суверенных прав от центральной власти только что образованным членам федерации.