Файл: Понятие и признаки государства (Определения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нами отстаивается позиция, что в ходе исторического развития государства его регулятивная роль не только не снижается, а наоборот, существенно растет. Появление других действующих лиц на мировой политической арене не устраняет государство от выполнения очень важных функций. Государство и в дальнейшем остается основным субъектом суверенитета, невзирая на решение международными организациями и обществами отдельных вопросов внутренней и внешней политики.

Для того чтобы государство было способным должным образом исполнять свою роль в обществе, сохранять свои основные признаки, необходимы определенные условия. К числу основных, наиболее существенных для этого объективных условий следует отнести правовые, социальные, экономические, силовые, идеологические и информационные. В соответствии с этим предложено к суверенным правам государства отнести:

- право законотворчества;

- право определять правовой статус лица (в частности - статус гражданства);

- право сбора налогов;

- право формирования государственного бюджета;

- право государственной собственности;

- право применения принуждения;

- право обеспечения национальной безопасности;

- право на информацию (в частности - право защиты информации, которая составляет государственную тайну) и др.

Особенное значение территория как один из основных признаков государства приобретает именно в контексте современных процессов глобализаций. Это связано, в частности, с тем, что глобализационные реалии нынешнего времени являются практически основными факторами изменения геополитической действительности большинства современных государств, которые сталкиваются с новыми территориальными вызовами и проблемами, региональными особенностями собственного развития и т. п. Совокупность этих новых территориальных вызовов и проблем требует адекватного научного выражения, пояснения и аргументации.

Стоит согласиться, что территория государства с процессами глобализации перестает быть лишь характеристикой его физического пространства, ограниченного установленными географическими границами[49]. Она приобретает качество символической экспансиональности (с полностью конкретными результатами), что описываются по формуле «расширение без присоединения», когда административно-территориальная карта мира остается неизменной, а пространство политического, экономического, информационного и культурного влияния испытывает существенный пересмотр. Это выражается в практике распространения (фактически по принципу имперской политической системы) национальных интересов ряда государств, что далеко выходят за пределы их территорий (например, это отображено во внешнеполитической доктрине США). При этом одним из основных признаков глобализации является пространственно-географическая проницаемость мира, досягаемость даже наиболее отдаленных его участков. Мир, таким образом, становится своеобразным межграничным пространством транспортных артерий и узлов, и активное привлечение современных государств в этот мировой поток передвижения людей, товаров и сырья также является условием как их конкурентоспособности, так и обеспечения высокой мобильности внутри государства, в первую очередь населения.


В связи с этим, одним из важнейших условий укрепления национального государства является свободное передвижение лиц, беспрепятственная внутренняя миграция на всей территории государства. Кроме этого, глобализация как общемировой процесс постепенного объединения в единое целое практически всех важных сфер современной жизни не может не ограничивать в определенной мере контроль современного государства над собственной территорией за счет экономического, информационного, политического и военного проникновения, в первую очередь, мировых и региональных сверхгосударств, а также развитию интеграционных процессов и образования разного рода межгосударственных и сверхгосударственных объединений и блоков (например, ООН, Европейский Союз, НАТО и др.).

По этому поводу в научной литературе существует даже категорическое мнение, что «территориальный суверенитет государства в условиях глобализации ослабляется по целому спектру вопросов в такой мере, что это нарушает его способность контролировать и защищать внутреннюю жизнь общества, а негосударственные актеры производят все растущую власть и влияние на формирование порядка»[50].

При этом стоит заметить, что послабление властного контроля государства над собственной территорией в связи с процессами глобализации нужно cвязsватьне только с функционированием разных межгосударственных и сверхгосудасртвенных институций, но также с деятельностью транснациональных корпораций, которые тоже имеют достаточно большие рычаги контроля над территориями национальных государств (например, право на использование недр, добычу полезных ископаемых и т. п.). Соглашаясь в целом с тем, что государство в определенной мере теряет территориальный аспект своего суверенитета в условиях глобализации, все же считаем, что не стоит превышать степень реального властного влияния межгосударственных и сверхгосударственных образований, а также разного рода транснациональных корпораций на развитие территории национального государства. Это связано, в частности, с тем, что территориальное верховенство государственной власти, то есть полномочия любого государства осуществлять полную и исключительную власть в пределах государственной территории, закрепляется как внутренним законодательством государства, так и нормами международного права.

Таким образом, глобализация в значительной мере способствует территориальному объединению современных государств. Как справедливо отмечает В. Певцов, на сегодня заметной является уже тенденция к объединению государств. Такие объединения существуют на всех континентах, а в отдельных случаях прослеживается тенденция перерастания их в политические союзы. Процессы глобализаций приводят к тому, что государство вынуждено уступить своими полномочия наднациональным институтам - межгосударственным и международным организациям. При этом процессы, связанные с глобализацией, уменьшают возможности национальных правительств контролировать ситуацию на территории своих государств, трансформируют функции и роль государства[51].


Необходимо также отметить, что постепенное «размывание» государственных границ, которыми ограничивается территория любого национального государства и в пределах которых реализуется суверенная государственная власть, обусловили появление среди представителей неолиберализма мнения о том, что национальное государство в своей современной форме, в том числе территориальной, не может быть сохранено, поскольку оно становится непригодным для глобального доминирования экономического прогресса, вызванного глобальной либерализацией рыночных сил. Таким образом, государственная власть в пределах соответствующей территории в конечном счете должна быть замещена властью мирового правительства, мирового государства, которое опирается на либеральную идеологию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня в политико-правовой литературе можно найти многообразие понятий государства. Неоднозначность понимания государства, понятия, идеи развития, роль и назначение его обусловлена, в первую очередь, сложностью этого явления уровнем развития общества, отличным мировосприятием, сознанием общественности.

Государство является особенной организацией политической власти, которая существует в социально-неоднородном обществе и обеспечивает его единство, целостность и безопасность и осуществляет управление общественными делами на основе права с помощью специального механизма.

Наиболее распространенным в литературе по теории государства и права является определение государства как суверенной, политико-территориальной организации власти определенной части населения в социально неоднородном обществе, которая имеет специальный аппарат управления и принуждения, способна с помощью права делать свои распоряжения общеобязательными для населения всей страны, а также осуществлять руководство и управление общественными делами.

Исходя из проанализированных понятия и сущности государства, а также обобщения имеющихся взглядов на данный вопрос, выделены основные признаки государства: государственная власть, суверенитет, территория, народонаселение, аппарат управления, аппарат принуждения, издание нормативно-правовых актов, налогообложение, наличие общеобязательных правил поведения (правовых норм), которые разрабатывает, принимает и охраняет государство, а также ряд дополнительных признаков, как атрибуты государства, денежная система и др.


Государство — это универсальная политическая форма организации общества, которая характеризуется: суверенной властью; политическим и публичным характером; реализацией своих полномочий на определенной территории с помощью деятельности специально созданных органов, предоставлением своим решениям обязательного характера, установлением налогов.

Суверенитет - это политико-правовая характеристика государственной власти, которая определяет ее политический характер и закрепляется путем принятия конституционного закона.

Содержание государственного суверенитета раскрывается в его четырех компонентах: верховенство власти, единство - наличие единственного содержания власти (государственной, политической, публичной), независимость, неделимость.

По результатам анализа сделан вывод о том, что государственный суверенитет сохраняет свое значение, но должен рассматриваться не как абсолютная величина, а именно как правовое свойство государства, которое обусловливает его способность выполнять возложенные на него функции.

Неотъемлемый элемент государства вообще, территория для национального государства становится сферой, в которой реализуются важнейшие потребности данного общества. Как показывает анализ территория государства, особенно в контексте современных глобализационных процессов, уже не может рассматриваться упрощенно лишь через формально-юридический подход, благодаря которому она понимается как определенные физически-пространственные пределы (границы) существования государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аврутин Ю.Е. Избранные труды. О государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и администра­тивном праве / Ю.Е. Аврутин. – СПБ, 2017. – 718 с.
  2. Актуальные проблемы теории государства и права / отв. ред. Р. В. Шагиева. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 576 с.

Актуальные проблемы глобалистики и геополитики. Выпуск 2. / под общей редакцией И.А.Пфаненштиля и М.П.Яценко. – Красноярск, 2013. – 306 с.

  1. Алексеев Н. Е., Демиденко О. В. Глобализация и национальный суверенитет в аспекте формирования экономических потребностей населения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. - № 1 (23). - С. 186-191.
  2. Анохин Ю.В. Теория государства и права / Ю.В. Анохин. - Барнаул: Барнаульский юридический институт, 2016. — 212 с. 
  3. Бабурин С. Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок: монография / С. Н. Бабурин. – СПб: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 767 с.
  4. Байгильдин Р.М. Критерий разумных потребностей как объект философского анализа // Успехи современной науки и образования. – 2017. – т. 6. - № 3. – С. 126-129.

Бондарева Е. А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. – 2013. - № 1 (43). – С. 22-26.

  1. Белякович Е. В. О понятии территории государства / Е. В. Белякович // Сибирский юридический вестник. – 2006. – № 2 (29). – С. 3.
  2. Гадисов С.Р. Угрозы государственному суверенитету в условиях глобализации // Вестник Поволжского института управления. - 2015. - № 6. (51). – С. 123-127.
  3. Гайнутдинова Л. А. Гражданское общество в условиях глобализации (анализ современных политологических концепций) / Автореф. дис. д-ра полит. наук: 23.00.04 / Л. А. Гайнутдинова. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 47 с.
  4. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы. Монография / Рук. авт. колл. и отв. редактор – д. ю. н., профессор Авакьян С. А. – М.: Юстицинформ, 2015. - 652 с.
  5. Григорович Е.Н. Философия и методология науки / Е.Н. Григорович, А.В. Климович, П.П. Крусь. – Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2016. – 659 с.

Дарибеков М.А Понятие, принципы и способы гражданства в Кыргызской республике // 2015. - № 6. - С. 109-112.

Диноршоев А.М Понятие и содержание суверенитета народа и его соотношение с государственным и национальным суверенитетом // Правовая жизнь. - 2017. - № 2 (18). – С. 30-35.

  1. Жукова Е.  В. История политических учений: в 3-х ч. – Ч. I / Е. В. Жукова, С. А. Мензарарь, С. А. Осипова. – Тирасполь, 2016. – 64 с.

Зульфугарзаде Т.Э. Ддальнейшее развитие российской федерации как демократического правового социального государства // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Реформирование действующего законодательства: экономические, социально-политические и правовые проблемы» 12 декабря 2014 г. /под ред. В.В. Бехер, Н.А. Мошкиной. – Саратов, ООО Издательский Центр «Наука», 2014. – С. 5-7.

  1. Иванов Р. Л. Территория и территориальный принцип организации как признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2016. - № 1 (46). – С. 6-16.
  2. Кириленко Г.Г. Краткий философский словарь / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. - М. 2010. - С. 357-359.
  3. Кожевников В.В. Теория государства и права / В. В. Кожевников В.В., В. Б. Коженевский В.Б., В. А. Рыбаков. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. - 501 с.
  4. Конуров А.И. Национальная идентичность как фактор целостности государства // Казачество. - 2015. - № 10. – С. 29-35.
  5. Костин Ю. В. Понятие государства в истории политико-правовой мысли и современных трактовках // Научный вестник Омской академии МВД России. -  2007. - № 1. – С. 3-7.
  6. Краснов А.В. Теория государства и права / А.В. Краснов, А.В. Скоробогатов. – М..: РГУП, 2016. - 305 с.