Файл: Понятие и признаки государства (Определения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные факторы, которые предопределяют трансформацию понимания суверенитета государства в современных условиях видятся следующие:

- форма правления. Идея суверенитета возникла в условиях монархического правления. Такие признаки монархии, как единоличие, наследственность, бессрочность властвования определяют и восприятие государственного суверенитета как власти абсолютной, ничем не ограниченной. Переход к республиканской форме правления приводит к изменению природы суверенитета. В новых условиях государственная власть не может рассматриваться как абсолютная категория, государственный суверенитет вынужден опираться на суверенитет народа как на свой источник и легитимизирующий фактор.

- степень деконцентрации и децентрализации государственной власти. Деконцентрация означает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Децентрализация значит, что наряду с государственными органами появляются органы местного самоуправления, которые также в определенной степени ограничивают властвование государства.

- форма государственного строя. С появлением федеральных государств появляется необходимость установления соотношения между властью субъектов федерации и центром.

- принцип верховенства права. Право, которое в своем развитии всегда опиралось на принудительную силу государства, постепенно превращается в фактор, который ограничивает саму государственную власть. Этому способствовали идеи конституционализма и правового государства. Благодаря таким идеям право уже может рассматриваться как первичное относительно государства.

- развитие международного права. Международное право - это фактор, который влияет на государство извне и трансформирует его политико-правовой статус в глобальном измерении.

- утверждение международных стандартов прав человека. Теория и практика государственного суверенитета возникла в условиях, когда основным источником прав человека считалась воля государства. Но дальнейшее развитие правового статуса человека и гражданина повлекло необходимость пересмотра суверенитета государства и в этой сфере. Появляется понимание прав человека как естественных, фундаментальных, безусловных, неотчуждаемых, которые не только существуют независимо от государственной власти, но и требуют от нее позитивного закрепления и защиты[37].

- процессы глобализаций в мире - этот фактор наиболее существенно влияет на понимание государства и его суверенитета в современном мире.


Невзирая на приведенные факторы, считаем, что государственный суверенитет сохраняет свое значение, но должен рассматриваться не как абсолютная величина, а именно как правовое свойство государства, которое обусловливает его способность выполнять возложенные на него функции.

2.3. Территория как основной признак государства

Следует отметить в первую очередь, что аксиоматическим является положение, что без территории не может существовать ни одно государство в мире. По этому поводу в современной научной литературе справедливо подчеркивается, что территория, наряду с категориями «народ» и «власть», составляет триаду элементов, которые формируют государство.

Территория является обязательным признаком государства, естественным условием существования государства, материальной основой жизни организованного в государство общества. Объективно являя собой пространственные пределы осуществления государственной власти, территория закономерно ассоциируется с могуществом и величием государства, или с его слабостью и уязвимостью[38].

Государство, таким образом, рассматривает территорию как часть земного пространства, как необходимое естественное условие существования государства, материальную основу жизни организованного в государство общества[39].

При этом территория государства как юридическая категория владеет рядом формально-юридических свойств, которые проявляются в том, что без разрешения со стороны государственной власти ни одна другая власть не имеет права осуществлять на ней свое господство, а все граждане и другие лица, которые находятся на территории государства, должны подчиняться ее власти и законам[40].

Следовательно, территория - это, прежде всего, пространственная граница государства или государственного (публично-правового) образования, пространственный предел государственного суверенитета, действия властных предписаний того или другого уровня власти[41].

Государство осуществляет управление на ограниченной государственными границами территории, которая играет объединительную относительно населения роль. Этим признаком обозначается отличие государства как от организации родового общества, которое формировалось на основе объединения по кровнородственным признакам, так и от идеологических, воспитательных, этнических и других формирований, каждое из которых образуется по специальным признакам.


Как территориальное образование, которое сложилось путем административно-территориального разделения на отдельные территориальные единицы - области, губернии, края, кантоны, штаты, округа, провинции и т. п., государство есть самоорганизованным сообществом[42].

Необходимо согласиться с мнением, что для территории государства характерны не только специфические пространству критерии, но и немало других характеристик, в том числе:

1) размеры, то есть общая площадь территории;

2) протяжность территории с севера на юг и с востока на запад;

3) компактность, то есть сконцентрированность в единое целое;

4) географическое положение на карте мира, в том числе наличие речек и выхода к морю;

5) населенность территории, то есть численность и целостность населения, его распределение по отдельным участкам территории;

6) климатические условия;

7) особенности ландшафта, который включает в себя, в частности, горы и низины, болота или пустыни;

8) характер недр и степень их разработки, что непосредственно связано с наличием полезных ископаемых, их доступностью для разработки;

9) характер границ, которые могут быть юридически оформленными или фактически существующими, надежно укрепленными или беззащитными;

10) характер смежных территорий;

11) время существования.

Территория как признак государства является неделимой и неприкосновенной, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательство одного государства внутренние дела другого[43]. Также, территория государства является исключительной (на территории государства господствует лишь одна государственная власть) и неотчуждаемой (лишение территории государства автоматически тянет за собой прекращение его существования). Кроме этого, территория государства опосредствовано связана с форой государственного устройства, которая является необходимым составным элементом формы государства в целом.

Следует также признать, что правовая ценность территории заключается не только в ее имущественной или материальной ценности (земли, недра, водоемы и т. п.), что, безусловно, является очень важным для обеспечения, в первую очередь, социального экономического развития государства, но также в пространственной ценности, то есть в наличии пространственного предела действия правовых норм, пространственного предела государственного суверенитета. В связи с этим, было бы ошибочно рассматривать территорию государства лишь как земельные участки и ресурсы, сушу, воздушное пространство и т. п.[44].


Существования и развитие национальных государств в пределах соответствующей территории свидетельствует об определенном культурном и духовном единстве общества, которым нельзя пренебрегать, продвигая идеи территориального объединения государств в процессе глобализационного развития.

Подытоживая вышеприведенное, можем сделать вывод, что, наряду с наличием государственной (публичной) власти, одним из важнейших признаков любого государства является территория, которая является естественным условием его существования. Огромное значение территории государства, особенно в контексте современных глобализациях и геополитических реалий, заключается в том, что:

1) территория образует географическое пространство, в пределах которого государство распространяет свою власть;

2) территория обусловливает характер формирования и деятельности аппарата государства с учетом его пространственного разделения;

3) территория фиксирует принадлежность к конкретному обществу определенной части земной поверхности (суши, моря), воздушного пространства, а также границы территории, их режим и административно-территориальную организацию[45];

4) территория государства тесно связана с культурой населения, что на ней проживает, с его ментальными особенностями и духовным измерением существования соответствующего народа или нации, поскольку территориальная организация государства среди прочего обусловливается его исторической и культурной эволюцией.

Глава 3. Особенности проявления сущности и признаков государства в глобализационных процессах

С одной стороны, политическая глобализация обеспечила и обеспечивает распространение по всему свету таких политических ценностей, как разделение власти, парламентаризм, политический плюрализм, многопартийность, принятие международного права, приоритет прав человека и многих других. С другой стороны, многими учеными политическая глобализация рассматривается не просто как распространение вышеназванных общецивилизационных ценностей, а как движение к исчезновению любых государственных границ. Под воздействием лозунгов глобализаций такое свойство государственной власти, как суверенитет, начинает рассматриваться как фактор, который тормозит развитие цивилизации. Провозглашаются идеи региональной федерализации и создания мирового правительства, где не остается места для суверенитета отдельных государств.


Глобализация порождает новые субъекты правоотношений, которые являются мощнее, чем отдельное государств[46]о. Транснациональные корпорации и другие субъекты новой мировой экономики становятся финансово крепче, чем отдельные государства, они имеют возможность существенно влиять на финансово-кредитные и валютные системы государств, на национальное законодательство тех стран, где они пустили глубокий корень.

Проблема суверенитета с самого начала ее концептуально определенной постановки в новой истории была предметом многоаспектного изучения философов, политологов, конституционалистов, историков и теоретиков права и др. Объективной основой необходимости овладения отмеченной проблемой общественными науками является то, что суверенитет, как известно, воплощается в разных формах, его реализация обусловливается многими факторами внешнего и внутреннего, объективного и субъективного характера. Теория и практика суверенитета, в свою очередь, существенно влияет на другие политико-правовые явления и основные признаки государства, приводит к их трансформации, модификации, ограничению. Это требует основательных исследований понятия и сущности суверенитета, его признаков и форм реализации, места и значения в системе политических и юридических категорий.

Далеко не все аспекты этой проблемы можно считать исчерпанными. Общемировые процессы глобализации приводят к постепенному исчезновению определенных барьеров между государствами и требуют нового анализа концепции государства и его суверенитета[47].

Актуализирует проблему суверенитета государства интеграционные процессы на мировой арене, формирование транснациональных обществ, неподконтрольных отдельным государствам, образование межгосударственных содружеств, активизация деятельности межгосударственных правительственных и неправительственных организаций и институтов, децентрализация власти внутри государства в связи с расширением прав регионов. Все эти факторы существенно влияют на объем суверенитета любого государства и обусловливают актуальность его исследования.

В современных условиях пропагандировать ослабление суверенитета государства является опасным и преждевременным. Пример стран постсоветского пространства демонстрирует, к чему приводят попытки уменьшения роли государства в обществе, сокращения объема и характера выполняемых функций[48]. Вакуум, который образуется после свертывания деятельности государства, заполняется активностью субъектов с узкокорпоративными интересами и целями.