Файл: Понятие и признаки государства (Определения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

История и настоящее государственно-правовой и политической мысли характеризуются многообразием концепций государства, то есть систем научных знаний относительно понятия, сущности и признаков государства, попыток разъяснить, что представляет собой государство и какие задачи оно призвано решать в обществе. Значительное количество концепций государства, их несхожесть и даже принципиальная противоположность их исходных позиций, положений и выводов, объективно обусловливается, во-первых, сложностью государства как социального явления и, во-вторых, историческими особенностями и уровнем развития тех или иных стран, разнообразием методологических подходов, уровнем научности концепции и многими другими факторами.

В отличие от более ранних концепций государства, которые возникали в классово дифференцированном обществе, а потому в той или иной степени рассматривали государство с классовых позиций, как форму классового господства в обществе, современные концепции государства создаются в новых условиях. Поэтому данная тема остается актуальной и в современном обществе.

Основной целью данной работы является правовая характеристика понятия, сущности и основных признаков государства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- рассмотреть становление термина "государство" и его трактовку;

- раскрыть сущность государства;

- проанализировать определения государства;

- дать общее понятие и охарактеризовать признаки государства;

- определить место и роль суверенитета в развитии государственности;

- исследовать территорию как основной признак государства;

- выявить особенности проявления сущности и признаков государства в

глобализационных процессах.

Объектом работы выступает государство как форма организации власти.

Предметом работы избраны понятие и признаки государства.

Методологическую основу исследования составляют принципы диалектики и положения о социальной обусловленности правовых явлений. В ходе всей работы использовался исторический подход. Применялись общенаучные методы (анализа и синтеза, индукции и дедукции, ретроспективный и т.д.), а также общие методы теории государства и права. Использовались также и методы других наук, среди которых: логический и системно-функциональный. Кроме того, в работе использовались соответствующие отраслевые методы: формально-юридический и юридически-догматический.


Исследование опирается на современные достижения философии, экономической теории, политологии, социологии, науки международного права, теории государства и права.

Информационную базу исследования составили труды классиков о развитии теорий государства, отечественных и зарубежных авторов по тематике работы, экспертно-аналитические разработки российских и зарубежных ученых, материалы, опубликованные в специализированных изданиях, а также Интернет-источники.

Теоретическое и практическое значение полученных результатов заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для последующего развития теории государства и сравнительного правоведения, углубления знаний об основах государств и их признаков. Проанализированные положения могут быть полезными для обоснования такого качественного состояния государства, как "социальное, правовое", предоставить необходимые определения особенностям этих самостоятельных качественных характеристик государства.

Глава 1. Понятие и сущность государства

1.1. Становление термина "государство" и его трактовка

В течение многих веков идея государства интересовала миллионы людей. Они хотели понять, что такое государство, как и для чего оно создано. И сегодня длятся широкие дискуссии по вопросам возникновения и сущности государства, определения предела его вмешательства в частную и общественную жизнь и много других аспектов, связанных с этим общественным институтом. Особый интерес вызывали и вызывают основные закономерности возникновения, развития и функционирования государства у ученых-юристов.

Под термином (словом) "государство" понимают:

- во-первых, определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, порядок создания публичной власти, которая распространяется на все общество, выступает от его имени и действует на основе организованного и легитимного принуждения[1];

- во-вторых - это совокупность официальных органов власти (парламент, правительство, суды) с характерной для них структурой, что действуют в масштабах всей страны[2];


- в-третьих, государство может быть представлено как юридическое лицо, как своеобразная корпорация, которая отличается от других корпораций лишь большими масштабами[3];

- в-четвертых, как субъект международного публичного права - это специфическое юридическое лицо со своими свойственными интересами, носитель суверенитета и юридическая персонификация определенного народа (государство-нация) в международных отношениях[4];

- в-пятых, государство определяется как живой биологический механизм[5].

По этому подходу общество отождествляется с организмом, а государство является основным органом, который обеспечивает жизнеспособность граждан.

Термин "государство" происходит, очевидно, от слова "держать" и помечает общественный институт, который является наивысшим носителем власти. Русским языком "государство" обозначается от слова "государь - царь, князь, судья, лицо, наделенное наивысшей публичной властью.

Государство является сложным явлением. Попытки дать его определение учеными, политическими деятелями, мыслителями сводились, главным образом, к перечню наиболее значимых признаков государства. Считается, что термин «государство», под которым понимается определенная политическая организация общества, вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (XVI в.).

Таким образом, полностью обоснованное и обобщенное понятие государства возникло в XVI в. Итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли ввел в научный оборот термин "stato", как организация публичной политической власти. Итальянским словом "stato", как и латинскими "status" также называют состояние, положение. Мыслитель впервые начал рассматривать государство "человеческими глазами" и "выводил его естественные законы из ума и опыта", а не из теологии. К нему использовали такие понятия как: "полис", "civitas", под которым понимали город-государство; республику; княжество; герцогство; королевство; царство, империю[6].

Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. В широком значении под государством понимают всеобъемлющую правовую, суверенную территориальную организацию гражданского общества, имеющую в своем распоряжении публично-политическую власть, специальный аппарат управления и принуждения, которая обеспечивает в нем безопасность и целостность[7].

В узком понимании государство трактуется как механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм (аппарат) управления обществом[8].


Наиболее распространенным в литературе по теории государства и права является определение государства как суверенной, политико-территориальной организации власти определенной части населения в социально неоднородном обществе, которая имеет специальный аппарат управления и принуждения, способна с помощью права делать свои распоряжения общеобязательными для населения всей страны, а также осуществлять руководство и управление общественными делами[9].

Комментируя предложенное определение (которое, подобно любым дефинициям, не может претендовать на фиксацию всех аспектов того явления, что отображается понятием государства), отметим такие моменты.

Во-первых, возникновение и существование государства связано, на наш взгляд, с любым социальным (не биологическим) расслоением общества, с его распределением на те или иные части, которые наряду с общими обще-социальными и общечеловеческими имеют также свои особенные, а нередко и противоположные потребности, интересы. Распределение общества только на классы (в социально-экономическом, традиционно марксистском понимании этого понятия[10]) - это хотя и наиболее распространенная причина возникновения государства, однако не единственно возможная. Она может соединяться, «переплетаться» с делением общества, скажем на этнические группы и другие социальные «подразделения» (которые, однако, как и «чистые» классы, занимают по большей части неодинаковое положение в системе общественного производства[11]).

Следовательно, любая социальная неоднородность общества предопределяет необходимость государства. Такой подход никоим образом не отрицает и не исключает классового объяснения государства, но не сводится только к нему.

Во-вторых, при некоторой, на первый взгляд, неопределенности понятия «доминирующая часть населения» все же понятно, что идет речь о самой влиятельной социальной группе, хотя такое ее влияние (в частности, господство) может находить свое проявление в разных сферах общественных отношений и осуществляться в разных формах[12].

В-третьих, предложенная дефиниция четко фиксирует, что именно государство назначено решать общественные вопросы, организовывать удовлетворение общесоциальных потребностей; кроме него осуществить это не в состоянии любая другая организация (структура)[13]. Одной из таких самых первых потребностей является обеспечение определенного единства общества как целостного социального организма (какие б внутренние противоречия и конфликты его не «расслаивали»[14]). Последнее обстоятельство как раз и предопределяет интегративную (координирующую, согласовательную, консенсусную) миссию государства, при выполнении которой оно может выступать выразителем, представителем интересов не только доминирующей части населения, но и всего общества. Однако если ограничиться только этим существенным свойством, классификацию государств по их сущности осуществить не удастся.


В-четвертых, «замыкание» социальной сущности государства на потребности и интересы (то ли доминирующей части, то ли всего общества) позволяет материалистически, то есть максимально объективно, определить эту сущность[15].

1.2. Сущность государства

Для более детального освещения понятия государства необходимо остановиться на его сущности, то есть на внутреннем содержании его деятельности.

Остановимся на выяснении содержания двух терминов - "понятие" и "сущность". В правовой науке для целостной понятийной характеристики государственно-правового явления, для установления его сущности используют "сущностный", существенный, важнейший признак. Упомянутый признак, как и другие, входит в общее понятие, которое характеризует основные черты исследуемого объекта.

Следовательно, характеристика сущности государства — это определение его общего понятия. Вместе с тем, раскрывая сущность упомянутого института, нужно найти основное, то наиболее важное и значимое, что указывает на саму его природу[16]. Благодаря этим признакам объект становится самим собой. При изменении сущности он превращается в другое явление.

Профессор О. Ф. Скакун утверждает: чтобы осветить понятие государства, необходимо раскрыть его сущность[17]. По его мнению, сущность государства — это внутреннее содержание деятельности упомянутого института, которое выражает единство общесоциальных и групповых (классовых) интересов людей.

Обратимся к крупному историческому наследию - государственно-правовым учениям наших пращуров. Австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1909) по поводу определения сущности государства писал: "Сколько существовало государствоведов и философов, столько существовало и определений государства"[18].

Это порождало заметный субъективизм. Авторы таких определений в своих трудах часто освещали не то, что представляет собой государство, а то, по мнению мыслителей, что должно быть государством. Однако это не должно накладывать табу, какой-то запрет, под предлогом борьбы с субъективизмом, на творческий поиск определения сущности и понятия государства, на выработку разносторонних представлений о нем, на формулировку многовариантных дефиниций. И если эти исследования отвечают принципу научности, объективности, то они не только оправданы, но и естественно необходимы. Такие поиски предоставляют широкие возможности для более глубокого, всестороннего познания государства[19].