Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент и его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Любая организация для поддержания своего существования, реализации корпоративной цели выполняет разные виды деятельности, определяемые как функции. Первым ключевые виды управленческой деятельности формализовал и описал А. Файоль, который утверждал, что управлять – означает планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Выделение функций менеджмента осуществляется в сфере управления в результате разделения и специализации труда. Применяются разные классификации функций менеджмента.

Взаимозависимость функций выражается в том, что качественное выполнение предыдущего этапа - важнейшее условие обеспечения качества выполнения следующего этапа (функции). Связующими процессами в процессе менеджмента являются процесс принятия решений и коммуникаций.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы менеджмента рассматривались в работах таких ученых, как Глухов В.В., Макаров В.М.,Шарухин А.П. и другие.

Методологическая база исследования. В процессе написания работы используются такие методы, как метод сравнения и обобщения, метод анализа и синтеза, системный и аналитический метод. Информационная база курсовой работы основывается на работах российских ученых, основанных на проблемах менеджмента.

Предмет исследования – менеджмент. Объект исследования – система менеджмента. Цель данной работы – изучить основные функции в системе менеджмента. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

1. Определить понятия «менеджмент»

2. Изучить понятие и сущность функций менеджмента

3. Рассмотреть взаимосвязь функций и методов менеджмента

4. Проанализировать развитие теории и практики менеджмента

5. Охарактеризовать планирование и контроль мотивации в менеджменте

6. Дать анализ особенностям российского менеджмента

7.Дать характеристику современным принципам менеджмента

8.Рассмотретьпримеры организации риск-менеджмента

9.Определить перспективы менеджмента

При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Менеджмент и его функции


1.1 Определение понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент», как и определение любой другой сферы человеческой деятельности, охватывающей обширные области применения, многогранно и имеет большое количество толкований[12,с.63].

В обобщенном понимании, менеджмент – это совокупность знаний и умений, которые позволяют добиваться достижения поставленных целей, используя интеллект и мотивы поведения самых разных людей, привлекаемых к осуществляемой деятельности, а также влияние на процессы организации труда.

Существует множество определений понятия «менеджмент». Каждый автор научных трудов, учебников и даже простой студент, обучающийся по данной специальности, формулирует собственное определение, которое основано на жизненном и трудовом опыте[14,с.137].

При дальнейшем ознакомлении с этим справочником вы встретите разные вариации определения понятия «менеджмент», которые даже в какой-то мере могут (и будут) противоречить друг другу. Это объясняется объективно существующими различиями применения принципов, методов и подходов к управлению в разнообразных видах деятельности[9,с.125].

Общее определение менеджмента таково: это сознательное и управляемое объединение усилий и действий различных людей, сведенное в одну систему, которое позволяет достигать заранее определенных целей путем решения и выполнения разнообразных задач.

Менеджмент как понятие это:

- вид трудовой деятельности, последовательное исполнение определенных действий, направленных на достижение конкретных целей;

- сам по себе процесс управления, выполнение определенных функций, включающий в себя прогнозирование, планирование, координацию, осуществление контрольных функций, анализ, стимулирование деятельности;

- орган управления какой-либо организацией, объединения, группы людей, территориальной единицы и т.д., т.е., структура, которая осуществляет целенаправленные действия по управлению определенным объектом;

- научная дисциплина, предметом которой выступает процесс управления людьми другими людьми;

- учебная дисциплина, изучающая все процессы управления.

Взгляды на управление (а соответственно, и толкование функций, целей, задач, стоящих перед менеджером) значительно менялись с течением времени. Развитие общественных отношений, технологий производства, совершенствование технологий связи и обработки информации и другие факторы развития человечества влияли на понимание того, что собой представляет менеджмент как вид деятельности[4,с.116].


Научные подходы к менеджменту. В основе любых теорий и научных подходов к менеджменту всегда лежат три основополагающих явления: цели и задачи, человек как субъект и объект управления, сам по себе процесс управленческой деятельности[1,с.132].

В первоначальных теориях и учениях об управлении, которые заложили основы современных представлений о менеджменте, какое-либо из этих явлений являлось доминирующим, и вся концепция выстраивалась с упором на него. В процессе развития управленческой науки, с формированием значительной практической и теоретической базы, все большее развитие стал получать синтетический подход, для которого характерно объединение этих и других явлений в органичное целое[7,с.119].

Таким образом, обобщая различные теоретические знания, можно сформулировать, что менеджмент – это совокупность приемов, способов, методов, средств управления, которая обеспечивает достижение поставленных перед некоторым сообществом, группой или отдельным индивидуумом целей.

Следует также отметить, что не существует единого, общепризнанного, всеобъемлющего, являющегося стандартом определения понятия «менеджмент». Каждый автор учебников, научных трудов, практикующие менеджеры по-своему истолковывают это понятие. Кроме того, в литературе можно встретить рассуждения о различии понятий «менеджмент» и «управление»[5,с.49].

Основная масса авторов считают эти понятия идентичными, но существует и другая точка зрения. Она сводится к тому, что менеджмент – это частный случай более общего понятия «управление», что менеджмент как процесс управления применим лишь к чему-то, что обладает волей и разумом[11,с.141].

Объектом управления (в значении «менеджмент»), согласно этим взглядам, может быть: конкретный человек; коллектив – то есть некоторая общность людей, объединенная по признаку единства вида деятельности; социум – большая устойчивая социальная общность, связанная единой экономической и культурной жизнью.

1.2Понятие и сущность функций менеджмента

Современное предприятие в рамках конкурентного рынка не может не внедрять в работу элементы или целую систему менеджмента. Этот способ управления стал очень актуальным за последние годы в сфере управления российскими частными компаниями.

Менеджмент – это система управления компанией, которая за счет различных способов и методов позволяет повысить эффективность работы этой компании[13,с.153].


Функция менеджмента – это часть общего процесса управления организацией, является также определенной и имеет конкретную цель. Менеджмент тесно связан с понятием «организация управления», они не разделимы, так как и то и другое означает, что группа управленческих функций обеспечивает полное взаимодействие процессов организации хозяйственной деятельности предприятия, а также взаимодействие трудового коллектива, информационных ресурсов и т.д[10,с.149].

Группа управленческих функций основана на разделении труда в управлении компанией, эти функции позволяют выделить звено управления, обслуживания и руководства.

В группе управления также выделяют общие функции, частные и вспомогательные. При сочетании всех функций в группе управления идет обеспечение грамотного руководства компанией и наступает эффективная деятельность предприятия.

Управленческая функция является основной для системы менеджмента и далее делиться на группы, о которых сказано выше. Рассмотрим более подробно группы функций менеджмента[8,с.162].

Группа общих функций. Группа общих функций менеджмента – это те функции, которые актуальны для любого предприятие, занимающегося абсолютно любым видом деятельности. К таким функциям нужно отнести: мотивация, организация, планирование и контроль.

Функция планирования позволяет заранее составить план деятельности для компании, который направлен на повышение эффективности ее работы, если следовать этому плану и получать положительные результаты, то к определенному моменту времени организация станет работать лучше. [6,с.114].

Функция организации позволяет организовать работу компании таким образом, чтобы достигать намеченных целей.

Функция мотивации основана на реализации стимулов, которые позволяют работать персоналу и всем участникам процесса эффективнее.

Контроль и его функция обеспечивает контроль за выполнением намеченных целей организации, за ходом всей работы и управленческого процесса в компании.

Группа частных функций. Группа частных функций – эта группа функций отвечает за качество и своевременность принятия управленческих решений на предприятии и процесса коммуникации[3,с.166].

Принятие решений лежит на руководителе компании, от грамотно принятого решения в целом зависит очень многое, а точнее результаты той или иной деятельности. Немаловажную роль в принятии правильного решения имеет значение и наличие достоверной информации и даже опыт руководителя.


Процесс коммуникации – это передача информации, а точнее ее качества от одного лица другому. Чем выше качество передачи информации, тем эффективнее работа предприятия и принятое руководителем решение[2,с.93].

Группа вспомогательных функций. Группа вспомогательных функций отвечает за разработку миссии организации. Миссия – это та социально ориентированная деятельность, которую несет компания в массы (людям, населению). Миссия организации определяет характер ее деятельности и возможности[11,с.167].

Таким образом, система групп функций менеджмента определяет в организации отправные точки, которые позволят сделать работу более эффективной за счет грамотно принятых управленческих решений, хорошо налаженных коммуникаций, четкого планирования, а также осуществления своевременного контроля и эффективной мотивации персонала.

1.3Взаимосвязь функций и методов менеджмента

Впервые анализ управленческого процесса в качестве набора некоторых функций, взаимосвязанных между собой, был проведен А. Файолем, основоположником школы административного менеджмента. В настоящее время такой анализ позволяет объединить различные управленческие школы и применять ситуационный подход к принятию управленческих решений, позволяющий наилучшим образом достичь целей организации путем эффективной реализации функций менеджмента[2,с.251].

Каждая управленческая функция, которая реализуется в организации, представляет собой некоторую совокупность видов деятельности, для которой характерна однородность целей, действий, субъектов или объектов управления[10,с.217].

Ключевые функции менеджмента не зависят от особенностей деятельности конкретной организации, так как любой бизнес в том или ином виде вынужден их реализовать, чтобы обеспечивать свою деятельность. Содержание этих функций не зависят от отрасли функционирования организации, ее размеров или организационной структуры, но способы их реализации (методы менеджмента) могут варьироваться в зависимости от организационной специфики.

Выбор конкретных методов и инструментов управления осуществляется в процессе дифференциации функций менеджмента, когда в рамках каждой функции выделяются задачи и виды деятельности, которые можно регламентировать, и создаются процедуры и правила их выполнения. Группы управленческих функций В рамках различных школ менеджмента в разные периоды времени выделялось множество разнообразных управленческих функций, наборы которых отличались друг от друга и по перечню, и по содержанию каждой функции[14,с.239].