Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент и его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее общей и системной является следующая классификация управленческих функций, содержание которых соответствует деятельности любой организации вне зависимости от ее особенностей и условий ведения бизнеса: Общие функции; Социально-психологические функции; Технологические функции. На рисунке ниже изображена система взаимосвязанных между собой функций менеджмента (рис.1)[12,с.127]:

Рисунок 1. Система функций менеджмента.

Общие функции менеджмента объединяют различные стадии управленческого процесса, реализация которых необходима для успешной деятельности любой организации. Эти функции менеджмента отражают управленческие процессы на всех уровнях иерархии компании. Социально-психологические функции управления заключаются в управлении состоянием взаимоотношений в коллективе. Технологические функции управления представляют собой два ключевых вида деятельности менеджера на любом уровне управления[9,с.155].

В некоторых классификациях социально-психологические функции объединяют с общими функциями менеджмента.

Вне зависимости от классификации, совокупность функций менеджмента называется системой, так как функции взаимосвязаны между собой, оказывают взаимное влияние на реализацию и дополняют друг друга, преследуя общую организационную цель. Система управленческих функций позволяет определить наиболее подходящие методы и инструменты для выполнения различных управленческих действий[5.с.94].

Система функций менеджмента состоит из трех уровней управления, каждому из которых соответствуют определенные управленческие методы:

Общий менеджмент – реализация общих управленческих функций путем формализации требований к процессам и сотрудникам, а также создания политики управления, развития и инноваций; Управление организационной структурой – деятельность, связанная с вопросами организации бизнеса, его взаимосвязями с другими организациями, а также реконструкцией или ликвидацией в случае необходимости; Конкретные области менеджмента – маркетинг, исследования, производство, управление персоналом, финансовый менеджмент, инвестиции[2,с.156].

Таким образом, ключевая задача менеджмента — сделать информацию, опыт, знания и нововведения производительной силой, что обеспечит успех фирмы на рынке.

2. Характеристика менеджмента


2.1 Развитие теории и практики менеджмента

Практическая деятельность в сфере менеджмента является фундаментом, без которого невозможно эффективное функционирование современных предприятий. Организация не может действовать в постоянно трансформирующихся условиях внешней среды без грамотно спроектированной системы управления[13,с.211].

На представления об управлении компанией оказывают влияние разнообразные факторы: характеристики внешней среды, уровень развития технологии, принятая в обществе система трудовых отношений, развитие информационных технологий[4,с.323].

С целью построения модели производственного менеджмента, необходимо найти ответы на основные вопросы, стоящие сегодня перед предприятием: с помощью которого исследования и анализа разработать этапность поиска источников конкурентных преимуществ; по какой методике провести углубленный анализ и дать оценку производственных мощностей, с рациональным использованием их возможностей, с учетом производственных ограничений при выработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию предприятия; как проводить процесс формирования и развития производственного коллектива организаций, его подразделений в интересах максимального использования личного потенциала работников и возможностей отдельных коллективов; как решить социально-психологические проблемы самого человека, его развития, профессионализма и компетентности; как положительно повлиять на развитие и эффективное использование различных возможностей бизнес-сервиса, и прежде всего, в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций[8,с.216].

Ответы на эти вопросы требуют всестороннего изучения особенностей функционирования производственного предприятия. Для чего применяют модели производственного менеджмента[4,237].

Анализ сложной системы предполагает построение системных моделей путем декомпозиции на целевую, функциональную, организационно-техническую, инфологическую, алгоритмическую страты, а также декомпозицию системы управления на целевую, функциональную, структурную, информационную, алгоритмическую страты[4,237].

В рамках данной статьи для анализа особенностей техпроцесса и управления производственным предприятием целесообразно рассмотреть декомпозицию до уровней целевой, функциональной, организационной составляющих предприятия, т.к. именно данные аспекты определяют характер производственной деятельности, особенности системы управления и являются ключевыми в вопросах развития производственного предприятия.


Последовательность формирования структурных моделей предприятия как сложной социо- технической системы показана на рис. 2.

Для установления взаимосвязей между системными моделями используются матричные проекции устанавливающие соответствие между элементами моделей.

Рисунок 2. Формирования структурных моделей предприятия[3,с.119].

Пример матричной проекции структурной модели производственного менеджмента Матричные проекции структурных моделей, показанные на рис. 3[7,с.191], позволяют верифицировать соответствие целей предприятия и выбранных направлений деятельности; организационной структуры и используемых технологий. Практическим результатом такого анализа может быть внесение корректив в административно-организационную документацию предприятия: миссия; положение об организационной структуре; должностные инструкции.

Рисунок 3. Матричные проекции структурных моделей.

Цели, задачи предприятия и направления их решения обычно декларируются в публичной миссии предприятия[3,с.242]. Для большинства производственных предприятий основную фактическую цель можно сформулировать как получение прибыли на основе удовлетворения потребности потребителей продукции.

Деятельность предприятия осуществляется и координируется в соответствии с определенными плановыми показателями, соответствие которым отдельных аспектов предприятия является составными частями общей цели[1,с.227].

Цели деятельности предприятия можно определить как выполнение или достижение соответствия таким показателям. Отметим, что цели предприятия имеют многоуровневую структуру: основная цель подразделяется на несколько подцелей, которые в свою очередь состоят из локальных целей[3,с.242].

Такое понимание системы целей позволяет сформировать целевую системную модель производственного предприятия (рис. 3). Декомпозиция на уровни выполняется в соответствии с предложенным разделением на уровни сквозного управления и с учетом особенностей производственного процесса.

И таким образом, функциональными элементами процесса управления являются функции. Из чего следует, что функции менеджмента представляют собой обособленные и в то же время взаимосвязанные направления управленческой деятельности, оказывающие определенное влияние на управляемый объект с целью выполнения поставленной задачи. В настоящее время так и не сложилось общее понимание функций менеджмента и их классификации.


2.2 Планирование и контроль мотивации в менеджменте

Вопросы мотивации в менеджменте являются одними из основополагающих, поскольку именно мотивация позволяет эффективно управлять людьми, направляя их деятельность в нужное русло[8,с.316].

Применительно к сфере менеджмента и управления, под мотивацией понимается ряд действий руководства, которые побуждают сотрудников к активизации их деятельности ради достижения целей, стоящих перед организацией.

Для того чтобы разобраться в сущности мотивации, необходимо разобраться с терминологией, в частности с такими понятиями как мотив, потребность и стимул.

Мотив – это все то, что побуждает человека к совершению определённых действий. Мотивы формируются на основе потребностей, а потребности представляют собой нужду человека в чем-либо[10,с.275].

Стимул – внешний побудитель к активизации мотива, основанного на потребности. Стимулы выступают в качестве внешних рычагов воздействия и стимулируют действие определенных мотивов[12,с.115].

Таким образом, мотивация основана на формировании у работников организации необходимых мотивов труда. Проще говоря это процесс побуждения членов трудовой организации к достижению стоящих перед ней целей.

С точки зрения процессного подхода мотивация представляет собой последовательный процесс стимулирования, состоящий из ряда стадий, в общем виде представленных на рисунке (рис.2)[14,с.295].

Рисунок 2. Схема мотивации как процесса.

Сам по себе процесс мотивации весьма сложен и неоднозначен. На сегодняшний день сформировано немало мотивационных теорий, определяющих базовые факторы и мотивы, побуждающие сотрудников к высокоэффективному труду[5,с.121].

Единства подходов в этом вопросе не выработано до сих пор. Так или иначе, основной целью мотивации в менеджменте выступает обеспечение отождествления целей каждого сотрудника с целями компании.

В этом случае имеет место быть эффективная система стимулирования, неизменно приводящая к росту производительности и эффективности труда работников. В том случае, если сотрудники заинтересованы и вовлечены в рабочий процесс, они лучше выполняют свои трудовые обязанности.

К числу основных задач мотивации в менеджменте принято относить:


- привлечение персонала в компанию;

- сохранение сотрудников в организации и обеспечение их лояльности;

- формирование у работников организации понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

- стимулирование производительного поведения;

- контроль за издержками на рабочую силу;

- административная эффективность и простота[9,с.267].

Достижение представленных задач обеспечивается посредством использования соответствующих методов и механизмов. Все они условно делятся на две большие группы. Первая включает в себя наказания и поощрения, а вторая основана на психологическом воздействии[12,с.131].

Сама по себе мотивация является одной из пяты основных функций менеджмента. В то же время он состоит из целого ряда элементов, неотъемлемой частью которых выступают планирование и контроль. Рассмотрим их более подробно.

Особенности планирования и контроля мотивации в менеджменте. Под планированием в общем смысле слова понимается процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечивать эффективность функционирования и развития организации в будущем. Вне зависимости от сферы реализации оно предполагает необходимость постановки целей, задач и действий на перспективу[14,с.295].

Планирование мотивации в менеджменте – процесс формирования и разработки системы стимулирования сотрудников организации к высокоэффективному труду, способствующему достижению целей, стоящих перед компанией. Планирования мотивации в менеджменте включает в себя ряд мероприятия.

К их числу относятся:

- выбор и разработка систем оплаты труда;

- определение трудовой мотивации в разрезе различных категорий работников;

- определение форм участия сотрудников (особенно управленцев) в прибылях и капитале;

- использование средств морального и материального поощрения[10,с.271].

В основе планирования мотивации всегда лежит построение соответствующих систем мотивации и стимулирования труда. Их выбор зависит от форм организации труда, функциональный обязанностей персонала и степени зависимости конечных результатов деятельности организации от трудовых усилий ее работников[7,с.193].

Помимо прочего планирование мотивации опирает на ряд мотивационных принципов. Ведущая роль среди них отводится обогащению содержания и созданию комфортных условий труда, созданию возможностей для самореализации сотрудников, их оптимальному включению во все этапы производственного процесса и созданию возможностей для расширения производственной автономии сотрудников.