Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент и его функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Внедрение инноваций в работу предприятия

- Тестирование инноваций

- Контроль инновационной деятельности

- Мониторинг рынка инновационных продуктов

- Решение проблем внедрения инновации

- Оценка результатов

- Разработка инновационной стратегии

Специалист по инновационному управлению должен учитывать особенности предприятия, его коллектив, руководителя, цели и задачи. Эти сведения позволяют выявить наиболее подходящую разработку и внедрить ее на предприятие без особого труда[2,с.167].

Критична ситуация, при которой инновация не принимается коллективом и руководителем. Она может не восприниматься, отторгаться.

Рассмотрим практический пример. Предположим, что руководитель занимается оптовыми поставками продуктов питания. С определенной даты вступил в силу новый закон, определяющий форму товарно – транспортной документации.

В силу нескольких причин, одной из которых является финансовая особенность, руководитель остановил свой выбор на бесплатной программе по ведению бухгалтерского учета. Однако, данный вид программного продукта не учитывает последние изменения законодательной системы[6,с.329].

Для того, чтобы получить последнюю версию программы, менеджеру придется приобрести лицензию или отказаться от ее использования.

Методы инновационного менеджмента:

- Метод прямого воздействия на пользователя.

- Метод информационного воздействия

- Метод адаптации

- Метод стимулирования

- Метод убеждения

- Метод тестирования

Данные методы направлены на адаптацию и внедрение инновации на предприятие. Чаще всего пользователи не готовы применять инновации в работе[11,с.147].

Задача менеджера состоит в том, чтобы при использовании данных методов внедрить разработку и управлять ей в рамках предприятия. Проще всего это сделать на этапе тестирования[13,с.226].

Система рискового менеджмента-это мероприятия, методы, приемы провоцирующие прогнозирование рисковой активности. После того, как риск выявлен руководитель может активно на него реагировать.

Рассмотрим практический пример. Руководитель открывает новое направление деятельности и изучает рынок. В процессе анализа, руководитель предположил, что может возникнуть риск демпинга. Чтобы предотвратить и устранить этот риск, руководитель проводит акцию для покупателей. Спрос становится высоким, а влияние конкурентов снижается. Основой рискового менеджмента выступает выбор, сделанный руководителем в нестабильной ситуации с целью получения дохода.


Целью рискового менеджмента является снижение рисковой активности для получения наибольшей прибыли[3,с.377].

Задачи рискового менеджмента:

- Обеспечение безопасности предприятия, сглаживая активность финансовых рисков

- Проведение детального анализа и составление подробной финансовой отчетности

- Делегирование полномочий между сотрудниками, исходя из значимости их финансовой роли для предприятия

- Проведение финансового планирования

- Разработка тактики и стратегии финансового и рискового менеджмента[1,с.339].

Прогнозирование в рисковом менеджменте. Прогнозирование в рисковом менеджменте – ключевая функция. Основная задача руководителя состоит в том, чтобы спрогнозировать риск и предположить степень его воздействия на предприятие. Прогнозирование дает возможность предотвратить некоторые финансовые риски руководителя. Рассмотрим это на примере.

Пример. Руководитель опасается обесценивания капитала предприятия. Для того чтобы обезопасить предприятие от такого важного финансового риска, менеджер прибегает к помощи консультанта. Эффективная консультация включает в себя элементы финансового плана, которые можно применять на практике. Дополняя финансовый план и руководствуясь информацией, полученной от консультанта, менеджер предотвращает данный риск.

Кроме прогнозирования, рисковый менеджмент включает в себя и другие функции классического менеджмента. Отличие менеджмента рискового от классического заключается в том, что рисковый менеджмент нацелен на предупреждение кризисных ситуации. Предупреждение риска – правильный выбор руководителя[5,с.74].

Приведем практический пример такого выбора

Существует две возможности вложить капитал и получить прибылью. В первом случае – прибыль составит 12 тыс. рублей, а убыток – 2 тыс. рублей. Во втором случае – прибыль 15 тыс. рублей, а убыток – 3 тыс. рублей. Соотношение прибыли и дохода следующее. По первому варианту на 1 рубль можно получить 6 рублей дохода, а во втором-всего 5 рублей. При таком анализе выбор руководителя становится очевидным.

В настоящее время, информационный менеджмент достаточно популярен в странах с развитой экономикой и наукой. Развитие наукоемких технологий привело к тому, что информационный менеджмент перешел в новое направление — информационная конкуренция[7,с.166].

Менеджеры поняли и быстро приняли тот факт, что информация — это ресурс. При эффективном использовании и управлении, информация может принести как пользу предприятию, так и существенный ущерб[13,с.271].


Такая особенность привела к возникновению информационной конкуренции. Информационная конкуренция — это направление информационного менеджмента, которое заключается в направлении потока поступающей и исходящей информации против конкурирующей фирмы[10,с.249].

Особенность информационной конкуренции.

Рассмотрим информационную конкуренцию на примере, чтобы выявить ее особенность. Пример. На рынке действует две фирмы по продаже пластиковых окон. Одна фирма использует инновационные технологии в производственном процессе. Другая фирма осуществляет изготовление окон традиционным способом. Компьютерная обработка заказа на 30 % снижает риск ошибки. Получив эту информацию, руководитель фирмы использует ее в качестве преимущества, сообщая покупателям, что их окна более надежны.

Другая фирма тоже называет это преимуществом и сообщает, что их окна произведены по традиционной технологии. Таким образом, возникает информационная конкуренция.

Одно и то же явление или событие может быть представлено при информационной конкуренции с положительной или отрицательной окраской. Размещая данную информацию в сети или печатных изданиях, руководитель берет на себя ответственность за достоверность информации. У потребителя, который читает рекламу, нет возможности опытным путем проверить достоверность информации до момента покупки[5,с.361].

Итак, современный менеджмент можно охарактеризовать как непрерывный поиск новых способов сделать свою фирму более конкурентоспособной, а этого достичь без создания более конкурентоспособного системы менеджмента невозможно.

3.2Примеры организации риск-менеджмента

Примеры организации риск-менеджмента. Существует три основных типа организации риск-менеджмента.

Управлением рисками могут заниматься подразделения фирмы, но в рамках своих компетенций[6.с.399].

Так например, в группе промышленных компаний «Маир» с комплексными и текущими рисками работает отдел анализа и планирования, а отдел, занимающийся денежными потоками курирует финансовые риски. В ОАО «Вымпелком» работа с рисками построена иначе.

Там управлением финансовыми рисками, включая валютные и кредитные риски, занимается казначейство, которое также отвечает за страхование собственности.

Другой подход называется риск-менеджментом пассивным с привлечением консультантов из вне. Они проводят оценку рисков предприятия и готовят аналитические отчеты со своими предложениями и выводами, которые далее выносятся на уровень правления компании[8,с.334].


Консультанты анализируют как риски компании, так и отдельных сделок. Также компании могут применять активный риск-менеджмент, когда снижением рисков кзанимается специально созданное подразделение.

Руководитель подразделения в зависимости от потребностей фирмы может входить в правление, находиться в подчинении у генерального директора компании или подчиняться одному из ключевых менеджеров (финансовому, коммерческому директору).

Отделы по риск-менеджменту чаще всего организовываются в компаниях, в которых даже незначительное негативное событие значительно влияет на имидж компании и на бизнес в целом[4,с.353].

Например, в компании «Аэрофлот» кредитные риски сократились в два раза после создания отдельного департамента риск-менеджмента.

Примеры работы с рисками. Выделяется четыре стадии работы с рисками: выявление риска; анализ и оценка риска; определение метода снижения, его запуск; контроль результатов и корректировка политики фирмы.

На стадии выявления рисков первым этапом является поиск риска. Основная проблема здесь заключается в нехватке сведений[6,с.173].

Например, в ГМК «Норильский никель» у риск-менеджеров возникают сложности с восстановлением статистики аварий, причин, их типов, так как целенаправленной работы в данной области не велось никогда. Никогда не накапливалось статистики сбоев в определенной отрасли промышленности или по виду оборудования[12,с.127].

Для преодоления данной проблемы проводят анализ финансовых документов, общаются с менеджерами, которые принимают риски, пользуются наработками научно-исследовательских отраслевых подразделений, входящих в «Норникель».

Такой анализ будет различаться для предприятий из разных отраслей.

Например, для АПК «Черкизовский» наиболее значимыми считаются организационные и отраслевые риски.

А для МАИР гораздо важнее финансовые и производственные риски. Оценка и анализ рисков реализуются двумя способами: составление карты рисков, которое позволяет расположить события по степени их вероятности, а также серьезности последствий; интегрированная оценка рисков, когда риск раскладывается по трем показателям: время воздействия, вероятность наступления события, величина риска, а затем складываются первые два, а сумма умножается на третий.

Снижение рисков включает снижение последствий случившегося негативного события, а также снижение вероятности того, что оно произойдет[14.с.311].

Для снижения последствий наступившего события в «Аэрофлоте» создали ЦУКС (Центр управления кризисными ситуациями). Основная задача этого подразделения заключается в разработке внутренних инструкций.


Например, создали план действий в кризисных ситуациях, который тестируется авиакомпанией ежегодно в процессе страховых, технических инспекций, аудита качества страхового покрытия. Ярким примером применения планов кризисных ситуаций является головной офис, центральный сервер страховой компании Marsh&McLennan;, который располагался в башне-близнеце Всемирного торгового центра.

После атаки террористов согласно плану, который был заранее разработан, заработал штаб по действиям в ЧС[11.с.174].

Таким образом, обеспечили непрерывное ведение бизнеса, а все операции обрабатывали на резервном сервере. За один день восстановили 98% утерянной информации, а в течение полутора суток компания начала работать в полную мощь. В России основным методом риск-менеджмента остается страхование.

3.3 Перспективы менеджмента

Особой проблемой для современного менеджера является формирование новой дисциплины, другого отношения к труду. Перспективы менеджмента, по мнению многочисленным исследователей, связаны с окончанием эпохи шаблонных управленческих решений и переходом к альтернативному менеджменту[7,с.413].

Суть организационной демократии. В частности, многие исследователи предлагают ряд стратегий организационных преобразований, которые составляют суть организационной демократии:

- сформировать содержание ценностей, этических вопросов, целостности.

- сформировать живую, эволюционирующую сеть ассоциаций.сделать лидерство связующим звеном, и обеспечить проникновение его во все организационные сферы.

- сформировать самоуправляемые команды с инновационным мышлением[9,с.253].

- внедрить упрощенные открытые процессы и процедуры, которые облегчат совместную деятельность.создать комплексную, самокорректирующуюся систему.

- осуществить трансформирование самого способа изменений, стратегическую интеграцию[4,с.366].

По предположениям исследователей в области менеджмента, реализация перечисленных стратегий позволит организации стать более демократичной, способной к самоуправлению и основанной на принципах сотрудничества. По мысли авторов, все это должно определить процесс трансформации сути самой организации, который имеет революционное значение.

Последствия становления организационной демократии. Процесс становления организационной демократии ожидаемо несет определенные последствия, среди которых: Последствия демократических изменений, которые влияют на политику и общество[13,с.219].