Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Состояние местного самоуправления в РФ в 2018-2019 гг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Местным самоуправлением называется организация деятельности гражданами, которое обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения исходя из интересов местного населения [1]. Местное самоуправление самостоятельно распоряжается муниципальной собственностью, регламентирует большую часть публичных дел и процессов, управляет ими, действуя в рамках закона под свою ответственность [2]. В современных реалиях местное самоуправление развивается в рамках системы управления государством и обществом.

В истории России, первые органы местного самоуправления возникли в государстве после принятия акта Земской реформы 1 января 1864 года, которая и предусматривала их создание. Данная реформа была одной из «Великих реформ» Александра II [3]. В этом году этому событию исполняется 155 лет.

С точки зрения науки о государственном и муниципальном управлении местное самоуправление представляет интерес, ведь оно выполняет следующие важнейшие задачи [4]:

  • Укрепляет основы народовластия;
  • Способствует развитию принципов федерализма;
  • Помогает гражданскому обществу и его институтам развиваться и интегрироваться;
  • Стабилизирует политические отношения в рамках государства;
  • Содействует обеспечению основных жизненных потребностей и интересов населения;

В российском правовом поле фундаментальные принципы функционирования органов местного самоуправления изначально определяются Европейской хартией местного самоуправления – международным договором от 15 октября 1985 года [5], который Российская Федерация ратифицировала Федеральным Законом N 55-ФЗ "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" от 11 апреля 1998 года [6]. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Его существование признаёт и гарантирует Конституция РФ [7].

Актуальность данной работы обусловлена тем, что последние годы всё большее внимание уделяется необходимости развития местного самоуправления и решению накопившихся в этой сфере проблем. С момента, когда была обозначена необходимость реформ в сфере местного самоуправления прошло чуть больше 5 лет – достаточный срок для подведения итогов и анализа тенденций развития.

В 2013 году в своём послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о необходимости уточнения принципов организации местного самоуправления, а также: «развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах» [8]. Выбранный курс был подчёркнут и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 года: «Чтобы идти вперёд, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру» [9].


Методами написания данной курсовой работы являются: метод анализа и синтеза, метод сравнения (для статистических данных).

Цель данной работы состоит в оценке тенденций и перспектив развития местного самоуправления в Российской Федерации.

В задачи работы входит:

  1. Обобщить информацию об изменениях, произошедших в сфере местного самоуправления в Российской Федерации за последние 5 лет;
  2. Оценить нынешнее состояние муниципальных образований в Российской Федерации;
  3. Проанализировать принятые и готовящиеся к принятию законодательные меры в ключе их влияния на развитие местного самоуправления в Российской Федерации;
  4. Дать оценку тенденциям и перспективам развития местного самоуправления;

Исходя из поставленных цели и задач, считаем целесообразным применить следующую структуру курсовой работы:

В первой главе, в первом разделе анализируются ключевые изменения в сфере местного самоуправления за последние 5 лет в ключе законодательной базы, во втором разделе иллюстрируются результаты и наблюдаемые тенденции при помощи анализа статистических показателей.

Во второй главе, в первом разделе даётся характеристика текущего состояния местного самоуправления, описываются полномочия органов местного самоуправления в настоящий момент времени, во втором разделе оцениваются перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации и даётся прогноз вероятных изменений в ближайшей перспективе.

Объектом исследования являются органы местного самоуправления РФ.

Предметами исследования являются:

  1. Законодательная база о местном самоуправлении;
  2. Процессы местного самоуправления;
  3. Проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления.

1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД 2014-2019

1.1 Изменения законодательства в сфере местного самоуправления

С целью понять динамику и особенности протекающих процессов в сфере местного самоуправления необходимо проанализировать ключевые моменты их существования за последние 5 лет. По состоянию на 1 января 2014 года в России насчитывалось 22777 муниципальных образования. Это на 224 меньше, чем на момент 1 января 2013 года [10].


Ключевым документом, определяющим нынешнее положение дел в сфере местного самоуправления, является принятый 27.05.2014 Федеральный закон N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [11]. Принятие данного документа позволило осуществить корректирование выявленных проблем в рамках практической реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [12] [13].

В рамках данного закона были введены два новых вида муниципальных образований, а именно:

  • городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;
  • внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Помимо этого, Федеральным законом № 136-ФЗ передано большое число вопросов местного значения от сельских поселений муниципальным районам. Необходимость данного шага была обоснована неспособностью большинства сельских поселений эффективно решать вопросы местного значения из-за отсутствия необходимы финансовых, кадровых и материальных ресурсов. Теоретически, решение о сокращении базового перечня вопросов местного значения для сельских поселений, направленное на укрепление местного самоуправления и улучшения качества предоставляемых ими услуг, было призвано обеспечить согласованность реальных возможностей возлагаемым задачам. Необходимость данного шага не раз оговаривалась экспертами различного уровня на конференциях по вопросам муниципального управления [14].

Субъекты РФ также обязаны своевременно дополнять перечень вопросов местного значения сельских поселений с учётом региональных и местных особенностей. Отдельно следует отметить введение в законодательство такого нового института, как перераспределение полномочий. Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ предоставил субъектам РФ право своими законами осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (за исключением ряда полномочий органов местного самоуправления, обеспечивающих конституционный принцип самостоятельности муниципальных образований).


В целях учета особенностей организации структуры органов местного самоуправления в разных субъектах РФ и оптимизации моделей местной власти применительно к конкретным региональным и местным условиям, Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ предоставлена возможность определять законами субъектов РФ способы формирования и (или) избрания представительных органов муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением, а также способы избрания глав муниципальных образований. Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ расширено число возможных способов избрания глав муниципальных образований, а также вариантов исполнения ими полномочий главы местной администрации [15]. В частности, Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ установлен способ избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Одновременно в целях установления единого статуса глав муниципальных образований и предотвращения коллизии статусов главы муниципального образования и депутата представительного органа этого же муниципального образования, встречающегося и способного встречаться на практике, федеральный законодатель предусмотрел прекращение полномочий депутатов представительных органов, избираемых главами муниципальных образований. Изменения в сфере местного самоуправления потребовали и внесения изменений в структуру бюджетной системы РФ.

В течение последующих двух лет стала прослеживаться тенденция к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации для городских округов, городских поселений, а также муниципальных районов устанавливалась вторая модель системы организации местного самоуправления, предусмотренная принятым Федеральным законом. Избрание главы муниципального образования во второй модели доверяется депутатам представительного органа. В этом случае руководителем администрации назначается не избранный жителями глава, а по итогам конкурса сити-менеджер. Кроме того, постепенно стал развиваться процесс создания городских округов с внутригородским делением в пределах административных центров субъектов РФ [16].

С реформой местного самоуправления тесно связан Федеральный закон № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 29.11.2014 [17]. Данный Федеральный закон вступил в силу со дня его публикации и применяется к правоотношениям по составлению региональных и местных бюджетов. Соответственно, активная фаза применения данного документа была отнесена на бюджеты от 2015 года.


В рамках этого Федерального закона были установлены переходные положения при формировании местных бюджетов, а также бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов в части применения отдельных положений Бюджетного кодекса:

  • Появилась возможность в 2014 году пересмотреть проект закона о бюджете на рассмотрение законодательного органа за счёт увеличения сроков его внесения до 15 ноября для муниципального образования;
  • До 1 января 2016 года было приостановлено требование о не снижении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от налогов и сборов в течение трёх лет с момента вступления в силу закона субъекта РФ о сроках составления и утверждения бюджетов муниципальных образований (районов и городских округов) и об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов (п. 1.1. ст. 58 БК РФ);
  • На 2015 год приостанавливался запрет на изменение дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ и размеров дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, городских округов, муниципальных районов (ст. 137-138 БК РФ), в рамках формирования проекта бюджета субъекта Российской Федерации;
  • До 1 января 2016 года приостанавливалось ограничение на объём иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ в части дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (ст. 139.1 БК РФ).

29 декабря 2014 года вступает в силу Федеральный закон № 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации" [18]. В рамках него предусматривается возможность перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в областях погребения и похоронного дела, обращения с отходами, земельных отношений, жилищных отношений, градостроительной деятельности, регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, регулирования торговой деятельности, а также в сферах рекламы, организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, уточняется порядок разграничения между муниципальными образованиями имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также уточняются разграничения полномочий между органами местного самоуправления по организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территориях сельских поселений.